Русский язык. 5 класс «Главные члены предложения. Сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Матвеева Елена Геннадьевна

Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz_v_5_kl_glavnye_chleny_predlozheniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 5 класс

«Главные члены предложения. Сказуемое»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

-развивать умение находить грамматическую основу;

-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические навыки;

2. Развивающие:

-развивать критическое мышление, внимание;

-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-формировать логические умения;

-развивать умение опираться на свой субъективный опыт.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитание умения взаимодействовать в парной работе.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

I. Мотивационно-мобилизующий этап.

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать с пожелания: я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. И помните о том, что «с малой удачи начинается большой успех!»

2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним тему прошлого урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)

-Задайте своему соседу по парте вопросы по этой теме. (Работа в парах.)

-Кто хочет задать опросы всему классу? (Вопросы учащихся: что такое грамматическая основа предложения? Дайте определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.)

-За что вы можете похвалить себя после изучения темы «Подлежащее»?

-Какие трудности вызывает у вас эта тема? Какую отметку вы бы себе поставили?

3. Целеполагание.

-А кто сможет догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока? («Сказуемое».) (Делаются записи в тетрадях.)

-Чего вы ждете от сегодняшнего урока, чему мы должны научиться? (Мы вспомним, что такое сказуемое, какой частью речи может быть выражено, будем учиться находить грамматическую основу предложения.)

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему, пригодиться ли она нам?

II. Исследовательский этап.

-Как мы можем получить ответы на поставленные нами вопросы? (Мы будем анализировать предложения, сравнивать, находить грамматическую основу, выполнять упражнения.)

1. Работа с текстом. Словарная работа.

Слайд с текстом:

В сумерках прошла гроза с градом. Круглые градины ложились на дорожках сада, горками у крыльца и террасы. К рассвету гроза утихла.

(Ю.М. Нагибин)

-Прочитайте текст. О чём он? Какие слова вам непонятны? Кто знает, что такое «терраса»?

-Найдите значение слова в словаре. (Один ученик читает определение по толковому словарю, задача остальных - внимательно прослушать и выделить главные слова в определении; второй ученик – работает с этимологическим словарем.)

(Терраса – от фр. «терра» - «земля». 1. Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию (Крытая терраса. Застеклённая терраса.) 2. Горизонтальный уступ на поверхности земли (на склонах, скатах) в ряду других подобных, площадка. Берег спускается террасами.)

Делаются соответствующие записи в словарике. Демонстрируются изображения террасы на слайдах.

-В каком значении слово употребляется в тексте? Подберите синонимы (веранда, пристройка). Обращается внимание на правописание слова. Составляются словосочетания и предложения с данным словом.

2. Упражнения в нахождении грамматической основы.

-Найдите в предложениях текста грамматические основы и выпишите их себе в тетрадь. (Гроза прошла. Градины ложились. Гроза утихла.) Объясните, как нашли основы, чем выражены подлежащее и сказуемое? Что же такое сказуемое? Чем чаще всего выражается?

3. Способы выражения сказуемого.

-А как вы думаете, может ли сказуемое быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи?

-Перед вами еще один текст. Прочитайте его. Определите его тему, тип речи.

Ранняя осень – прекрасная пора. Я люблю в такие дни пить чай на открытой террасе. Дни тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Прозрачен воздух. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью – красота и здоровье.

-Найдите грамматические основы предложений. (Учащиеся рассуждают вслух.)

-Почему возникли затруднения? (Нельзя задать вопрос «что делает?», нет глаголов.)

-Найдите подлежащее в предложении. Что нам известно о подлежащем? Какой вопрос можно задать? (Кто? Что?)

-А теперь найдём сказуемое. Что нам известно о подлежащем? Какие вопросы к сказуемому здесь уместны? (Что такое? Каковы? Какие? И т.д.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (Обращается внимание на то, что прилагательное, являющееся сказуемым, стоит после подлежащего.)

-Давайте попробуем самостоятельно составить рассказ о сказуемом. (Далее учащиеся читают теоретические сведенья в учебнике.)

4. Закрепление изученного. Составление таблицы о способах выражения сказуемого. Самостоятельное конструирование предложений.  

-Попробуем систематизировать наши знания о способах выражения сказуемого. Как мы можем это сделать? (Составить таблицу или схему.)

-Как можно составить таблицу?

Один из вариантов:

Глагол // Имя существительное // Имя прилагательное

-Попробуем заполнить таблицу самостоятельно составленными предложениями. (Работа в парах или группах.)

-Что было выполнять легко? Какие затруднения встретили? Что нужно сделать, чтобы работа по нахождению сказуемого, выраженного существительным или прилагательным, не вызывала трудностей? (Надо тренироваться, выполнять упражнения.)

5. Самостоятельная работа.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы предложений, сверху укажите части речи.

-Какую отметку вы планируете получить за это задание?

Мы прибл…жались (к)лугам. Тайга р…дела. Л…СА сплошь хвойные. (В)одном мест… (на)просеку выдался Буг…рочек (с)черничником. Вкусна черника!

 

Взаимопроверка (слайд).

-Совпадает ли ваш результат с прогнозируемым? Почему? Что помогло успешно выполнить задание? Что, наоборот, помешало?

III. Контрольно-рефлексивный этап.

-Задайте самые важные вопросы по теме урока. (Что такое грамматическая основа, сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем может быть выражено?)

Самооценка.

Продолжите фразы (слайд)

           Я хочу похвалить себя за…

           У меня сегодня получилось…

           Я сегодня узнала…

           Мне было интересно…

           Мне надо поработать над…

           Я ещё не понял…

           Я затрудняюсь…

-Удалось ли нам ответить на все вопросы, поставленные в начале урока?

-Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление отметок.

IV. Домашнее задание: выучить теоретические сведения по учебнику.

1 уровень: выполнить упражнение учебника (Вставьте пропущенные глаголы-сказуемые, учитывая ситуации речи, описанные в предложениях.)

2 уровень: дополнить составленную на уроке таблицу. Предложения либо составить самим, либо подобрать из различных источников (не забудьте указать автора.)

3 уровень: составьте небольшой текст (5-7 предложений) на тему «Поздней осенью в лесу (в поле, в саду)», постарайтесь, чтобы сказуемые в предложениях были выражены разными частями речи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Проверочная работа по русскому языку 8 класс "Главные члены предложения. Типы сказуемых"

Проверочная работа по русскому языку в 8 классе по теме  "Главные члены предложения. Типы сказуемых"....

Конспект урока "Главные члены предложения. Сказуемое"

Цель урока:  повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные чле...

Конспект урока в 5 классе. Главные члены предложения. Сказуемое. 2020 г.

Изучение материала о разных способах выражения сказуемого в предложениях....

презентация к уроку по теме "Главные члены предложения. Сказуемое" 8 класс

В презентации собран справочный материал по тем "Виды сказуемого и способы его выражения". Может быть использован на уроке (как самопроверка после задания самостоятельно систематизировать ма...