Рабочая программа по русскому языку.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования
«Вятский электромашиностроительный техникум»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
ОДБ.01 Русский язык |
технический |
общеобразовательный цикл базовый уровень |
г.Киров
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
Организация разработчик: КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»
Разработчик:
Симонова Н.В.– преподаватели русского языка и литературы КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол № 1 от «___ »_________2016 г
Председатель ПЦК Сизова Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ.
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 18 |
| 23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям среднего профессионального образования:
15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудова-
ния (по отраслям)
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
15 .01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
Программа учебной дисциплины может быть использована при изучении русского языка в учреждениях СПО, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования для подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русого литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 170 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 170 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 124 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 14 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 46 |
в том числе: | |
Работа с литературными источниками Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) | 10 36 |
Итоговая аттестация в форме диктанта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Всего: 170 ч. 124 ч. аудиторные занятия 46 ч. СР | ||||
Введение. | 2 | |||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | 2 | ||
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | |||
Контрольная работа № 1. | 1 | 3 | ||
Входящий контроль знаний. | ||||
Самостоятельная работа. -выполнение домашнего задания ; - работа со словарями, справочниками.. л | 4 | |||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 4 | |||
Тема 1.1. Язык и речь. | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | 1 | |
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | |||
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | 2 | |
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | |||
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | |||
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | |||
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 2 | |||
Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. | Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. | 2 | 1 | |
Тема, основная мысль текста. | 2 | |||
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте. | 2 | |||
Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | |||
Типы речи (повествование, описание, рассуждение). | 2 | |||
Соединение в тексте различных типов речи. | 2 | |||
Лингвостилистический анализ текста. | 2 | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Стилистика и синонимические средства языка. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 2 | 3 | ||
Раздел 2. Лексика и фразеология. | 6 | |||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление | Лексическое и грамматическое значения слова. | 2 | 2 | |
Многозначность слова. | 2 | |||
Прямое и переносное значение слова. | 2 | |||
Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 2 | |||
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. | 1 | |||
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | |||
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. | Исконно русская лексика. | 1 | 2 | |
Заимствованная лексика. | 2 | |||
Старославянизмы. | 2 | |||
Нейтральная лексика. | 2 | |||
Книжная лексика. | 2 | |||
Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). | 2 | |||
Профессионализмы. | 2 | |||
Терминологическая лексика. | 2 | |||
Архаизмы. | 2 | |||
Историзмы. | 2 | |||
Неологизмы. | 2 | |||
Особенности русского речевого этикета. | 2 | |||
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | 2 | |||
Тема 2.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы. | Русские пословицы и поговорки. | 1 | 2 | |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. | 2 | |||
Афоризмы. | 2 | |||
Лексические и фразеологические словари. | 2 | |||
Лексико-фразеологический разбор. | 2 | |||
Лексические ошибки и их исправление. | 2 | |||
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | |||
Контрольная работа № 2. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология».(тест) | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 4 | 3 | ||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 18 | |||
Тема 3.1. Фонетические единицы. | Звук и фонема. | 4 | 2 | |
Открытый и закрытый слог. | 2 | |||
Соотношение буквы и звука. | 1 | |||
Фонетическая фраза. | 1 | |||
Ударение словесное и логическое. | 2 | |||
Роль ударения в стихотворной речи. | 1 | |||
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1 | |||
Тема 3.2. Орфоэпические нормы. | Произносительные нормы и нормы ударения. | 2 | 2 | |
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. | 1 | |||
Использование орфоэпического словаря. | 2 | |||
Тема 3.3. Орфография. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 10 | 2 | |
Употребление буквы Ь. | 2 | |||
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 2 | |||
Правописание приставок на З - / С - . | 2 | |||
Правописание И – Ы после приставок. | 2 | |||
Контрольная работа № 3. | 2 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Фонетика и орфография». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 8 | 3 | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | 10 | |||
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | Многозначность морфем. | 2 | 1 | |
Синонимия и антонимия морфем. | 1 | |||
Морфемный разбор слова. | 2 | |||
Словообразование знаменательных частей речи. | 1 | |||
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 1 | |||
Понятие об этимологии. | 1 | |||
Словообразовательный анализ. | 2 | |||
Тема 4.2. Орфография. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 6 | 2 | |
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 2 | |||
Правописание сложных слов. | 2 | |||
3 | ||||
Контрольная работа № 4. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант и его анализ. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 6 | 3 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография. | 20 | |||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное. | Грамматическое значение слова. | 2 | 2 | |
Грамматическая форма и синтаксическая функция слова. | 2 | |||
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | 2 | |||
Лексико-грамматические разряды имен существительных. | 2 | |||
Род, число, падеж существительных | 2 | |||
Склонение имен существительных. | 2 | |||
Правописание окончаний имен существительных. | 2 | |||
Правописание сложных существительных. | 2 | |||
Морфологический разбор имени существительного. | 2 | |||
Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | |||
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. | 2 | 2 | |
Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | |||
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | 2 | |||
Правописание сложных прилагательных. | 2 | |||
Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | |||
Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | |||
Тема 5.3. Имя числительное. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. | 2 | 2 | |
Правописание числительных. | 2 | |||
Морфологический разбор имени числительного. | 2 | |||
Употребление числительных в речи. | 2 | |||
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | |||
М Тема 5.4.Местоимение. | Значение местоимения. | 2 | ||
Лексико-грамматические разряды местоимений. | 2 | 2 | ||
Правописание местоимений. | 2 | |||
Морфологический разбор местоимения. | 2 | |||
Употребление местоимений в речи. | 2 | |||
Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 2 | |||
Тема 5.5. Глагол. | Грамматические признаки глагола. | 2 | 2 | |
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | 2 | |||
Правописание НЕ с глаголами. | 2 | |||
Морфологический разбор глагола. | 2 | |||
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | |||
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. | Образование действительных и страдательных причастий. | 2 | 2 | |
Правописание суффиксов и окончаний причастий. | 2 | |||
Правописание НЕ с причастиями. | 2 | |||
Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | |||
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 2 | |||
Морфологический разбор причастия. | 2 | |||
Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола. | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | 2 | 2 | |
Правописание НЕ с деепричастиями. | 2 | |||
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 2 | |||
Морфологический разбор деепричастия. | 2 | |||
Тема 5.8. Наречие. Слова категории состояния. | Грамматические признаки наречия. | 4 | 2 | |
Степени сравнения наречий. | 2 | |||
Правописание наречий. | 2 | |||
Отличие наречий от слов-омонимов. | 2 | |||
Морфологический разбор наречия. | 2 | |||
Употребление наречия в речи. | 2 | |||
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | 2 | |||
Безлично-предикативные слова. | 2 | |||
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. | 2 | |||
Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 2 | |||
Контрольная работа № 5. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант и его анализ. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. | 10 | 3 | ||
Итого на 1 курсе 60 часов. | ||||
Раздел 6. Служебные части речи. | 14 | |||
Тема 6.1. Предлог как часть речи. | Правописание предлогов. | 4 | 2 | |
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. | 2 | |||
Употребление предлогов в составе словосочетаний. | 2 | |||
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | |||
Тема 6.2. Союз как часть речи. | Правописание союзов. | 4 | 2 | |
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. | 2 | |||
Употребление союзов в простом и сложном предложении. | 2 | |||
Союзы как средство связи предложений в тексте. | 2 | |||
Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. | Правописание частиц. | 4 | 2 | |
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | 2 | |||
Частицы как средство выразительности речи. | 2 | |||
Употребление частиц в речи. | 2 | |||
Правописание междометий и звукоподражаний. | 2 | |||
Знаки препинания в предложениях с междометиями. | 2 | |||
Употребление междометий в речи. | 2 | |||
Контрольная работа № 6. | 2 | 3 | ||
Контрольный диктант. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. | 4 | 3 | ||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | 50 | |||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Словосочетание. | 4 | 2 | |
Предложение, сложное синтаксическое целое. | 2 | |||
Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | |||
Строение словосочетания. | 2 | |||
Виды связи слов в словосочетании. | 2 | |||
Нормы построения словосочетаний. | 1 | |||
Синтаксический разбор словосочетаний. | 2 | |||
Значение словосочетания в построении предложения. | 1 | |||
Синонимия словосочетаний | 1 | |||
Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение. | 1.Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. | 30 | 2 | |
2.Интонационное богатство русской речи. | 1 | |||
3.Логическое ударение. | 2 | |||
4.Прямой и обратный порядок слов. | 1 | |||
5.Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 1 | |||
6.Грамматическая основа простого двусоставного предложения. | 2 | |||
7.Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |||
8.Согласование сказуемого с подлежащим. | 2 | |||
9.Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | 1 | |||
10.Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). | 2 | |||
11.Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | 2 | |||
12.Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 2 | |||
13.Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. | 2 | |||
14.Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 2 | |||
15.Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 2 | |||
16.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | 2 | |||
17.Однородные и неоднородные определения. | 2 | |||
18.Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 | |||
19.Предложения с обособленными и уточняющими членами. | 2 | |||
20.Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. | 2 | |||
21.Обособление приложений. | 2 | |||
22.Обособление дополнений. | 2 | |||
23.Обособление обстоятельств. | 2 | |||
24.Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. | 2 | |||
25.Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 2 | |||
26.Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 2 | |||
27.Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 2 | |||
28.Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 2 | |||
29.Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | 2 | |||
30.Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. | 2 | |||
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | |||
Тема 7.3. Сложное предложение. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 14 | 2 | |
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | |||
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | |||
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 2 | |||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | |||
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 2 | |||
Контрольная работа № 7. | 2 | 3 | ||
Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 8 | 3 | ||
Итого на 2 курсе 64 часа. Всего: 124 часа (аудиторных) |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Литература»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г.
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Дополнительная литература:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998- с.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
5. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания.- Р.-на-Д., 2007, с. 495.
6. Розенталь Д.Э. справочник по орфографии и пунктуации. –Ч., 1994, с.
7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
8. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» + варианты ЕГЭ. 2005
«5 баллов» Весь курс школьной программы в схемах и таблицах
«Виртуальный наставник». Русский язык. 7-11 класс.
ФИПИ. ЕГЭ. 2008. Русский язык. Интенсивный тренинг-курс.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | - Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»). - Устный опрос обучающегося: 1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. 2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. |
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | - Выборочный диктант с языковым разбором. - Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | - Карточки с заданиями. - Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | - Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося). - Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. |
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | - Работа со словарями. - Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля). - Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). - Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. - Фронтальный опрос. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | - Построение диалогов разговорного стиля. -Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство). - Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | - Фонетический разбор слова. - Морфемный разбор слова. - Орфоэпический анализ слова. - Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися. - Пунктуационный анализ предложения. - Орфографический диктант. - Изложение с элементами сочинения. - Контрольный диктант. |
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | - Участие в дискуссии. - Речеведческий анализ текста. |
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | - Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| - Участие в дискуссии. - Выступление обучающихся с докладом, рефератом. - Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка). - Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ. - Беседа с обучающимися. |
| - Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение). - Тестирование. -Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи. |
| - Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.). - Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. - Практическое овладение диалогической формой речи. - Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
| - Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. |
| - Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. |
Знания: | |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | - Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). |
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). - Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | - Осознание цели и ситуации устного общения. - Адекватное восприятие звучащей речи. - Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий). |
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | - Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. - Рецензирование. - Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...