Алгоритмы разборов
методическая разработка по русскому языку по теме

Виды разборов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemnyy_razbor.pptx170.12 КБ
Файл foneticheskiy_razbor.pptx72.68 КБ
Файл morfologicheskiy_razbor.pptx533.13 КБ
Файл sintaksicheskiy_razbor.pptx874.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРФЕМНЫЙ РАЗБО Р Написать слово с маленькой буквы Определить и написать часть речи Выделить окончание (изменить форму слова) Выделить основу Определить корень (подобрать однокоренные слова) Выделить приставку Выделить суффикс Образец Под окон ник и - сущ.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетический разбор Записать слово с маленькой буквы, разбив его на слоги Поставить ударение На следующей строчке записать букву и звук, который она обозначает Записать характеристику звука Подводим черту Записываем количество букв и звуков Образец я-ма я согл ., зв ., непарн ., мягк . й м а а гл., уд. м согл ., непарн ., зв ., тв . а а гл., безуд . 3 б., 4 зв .

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 1.Выписать слово из предложения в той форме, в которой оно употреблено 2. Указать часть речи 3. записать слово в начальной форме 4. Перечислить постоянные признаки (одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, склонение, род) 5. Перечислить непостоянные признаки (число , падеж 6. Указать синтаксическую роль в предложении ОБРАЗЕЦ В холодном воздухе разливается сизый туман. В воздухе – сущ., н. ф. воздух, неодуш ., нариц ., 2 скл ., м. р., ед. ч., П. п.

Слайд 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 1.Выписать слово из предложения в той форме, в которой оно употреблено 2.В скобках указать имя существительное, с которым оно связано 3 . Указать часть речи 4. записать слово в начальной форме (ед. ч., м. р., И. п.) 5. Перечислить постоянные признаки: разряд (качественные, относительные, притяжательные) 6. Перечислить непостоянные признаки : форма полная/краткая (у качественных), степень сравнения (у качественных, если есть), число, род (только в ед. ч.), падеж. 7. Указать синтаксическую роль в предложении ОБРАЗЕЦ В холодном воздухе разливается сизый туман. Холодном (в воздухе) – прил., н. ф. холодный, качеств., полная ф. ед. ч., м. р., П. п.

Слайд 3

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА 1.Выписать слово из предложения в той форме, в которой оно употреблено 2. Указать часть речи 3. записать слово в неопределённой форме (инфинитив: что делать?, что сделать? 4. Перечислить постоянные признаки: (переходный/непереходный, возвратный (если есть: СЬ, СЯ), вид (совершенный - что сделать?, невовершенный – что делать?), спряжение) 5. Перечислить непостоянные признаки: (наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (в изъявительном), число, лицо (в н. вр . и б. вр , в повелительном и изъявительном), род (в ед. ч. пр. вр .),. 6. Указать с пове интаксическую роль в предложении ОБРАЗЕЦ В холодном воздухе разливается сизый туман. Разливается – гл., н. ф. разливаться, неперех ., возвр ., несов. в ., II спр ., изъяв. н., н. вр ., ед. ч., 3 л.,

Слайд 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ 1.Выписать слово из предложения в той форме, в которой оно употреблено 2.В скобках указать имя существительное, с которым оно связано 3 . Указать часть речи 4. записать слово в начальной форме (ед. ч., м. р., И. п.) 5. Перечислить постоянные признаки: разряд (действительное или страдательное 6. Признаки глагола: возвратный (если СЬ, СЯ), вид, время. 7. Признаки прилагательного: число, род (в ед. ч.), падеж. 7. Указать синтаксическую роль в предложении ОБРАЗЕЦ Машина выехала на дорогу, запорошенную снегом . запорешенную (снегом) – прич ., н. ф. запорошенный, страд., сов. В., пр. вр ., ед. ч., ж. р., В. п.

Слайд 5

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГ 1.Выписать слово из предложения в той форме, в которой оно употреблено 2. Если образует цельное словосочетание, то выписать с сущ. в скобках 3. Указать часть речи 4. З аписать слово в начальной форме (И. п., если есть род и число, то ед . ч., м. р .,) 5. Перечислить постоянные признаки: разряд по строению (простое, сложное, составное), разряд по значению (количественное, собирательное, дробное, притяжательное) 6. Перечислить непостоянные признаки : число (если есть), род (если есть), падеж.. 7. Указать синтаксическую роль в предложении ОБРАЗЕЦ Рассыпался горох на семьдесят дорог . (на) семьдесят (дорог) – числ ., н. ф. семьдесят, сложное, колич ., В. п.

Слайд 6

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ 1.Выписать слово из предложения в той форме, в которой оно употреблено 2 . Указать часть речи 3 . записать слово в начальной форме 4 . Перечислить постоянные признаки : разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное); лицо (для личных местоимений); число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица). 5. Перечислить непостоянные признаки : падеж. Число (если есть), род, если есть) 6 . Указать синтаксическую роль в предложении ОБРАЗЕЦ У кого-то зазвонил телефон. У кого-то – мест., н. ф. кто-то, неопределённое, ед. ч., Р. п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Подчеркните грамматическую основу (подлежащее, сказуемое) 2.Подчеркните второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельство) 3.Укажите части речи 4.Выполните схему предложения 5.Запишите характеристику предложения ОБРАЗЕЦ Ярко светило весеннее солнце нар . гл. прил. сущ. . . Повеств ., невоскл ., простое, двусост ., распр., не осложн .

Слайд 2

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Подчеркните грамматические основы ( определите количество частей) 2.Подчеркните второстепенные члены (в каждой части) 3.Укажите части речи 4.Определите тип сложного предложения (сложноподчиненное, сложносочиненное) 5. Выполните схему предложения 5.Запишите характеристику предложения, характеризуя каждую часть отдельно) ОБРАЗЕЦ СХЕМЫ сложносочиненное , и сложноподчиненное , чтобы

Слайд 3

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Светило солнце , сверкала трава , не просохшая после дождя . гл. гл . сущ. сущ. прич . об. , , Повеств ., невоскл ., сложное, сложносочин ., состоит из 2-х ч.:1) двусост ., нераспр ., не осложн . 2) двусост ., распр., осложн . прич . об.

Слайд 4

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Когда солнце , озаряя всё вокруг , поднялось над горизонтом , мы собрались и отправились в горы . гл. гл. гл. мест. сущ. сущ. с. дееприч . об. пр. сущ. с. пр. . . . . . . . . . . и , когда . , , Повеств ., невоскл ., сложное, сложноподчин ., состоит из 2-х ч.:1) двусост ., распр., осложн . однородн . сказ. 2) двусост ., распр., осложн . дееприч . об.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разбор и алгоритм решения заданий части А

Презентация содержит задания по темам "Знание орфоэпических норм русского языка", "Умение разграничивать лексические значения слов, входящих в паронимическую пару" , "Правописание чередующихся гласных...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Карточка-помощник,пошаговый алгоритм "Синтаксический разбор простого предложения"

В помощь 8-9-классникуКарточка-алгоритм «Синтаксический разбор простого предложения» - пошаговый помощник 8-класснику,изучающему простое предложение  и 9-класснику,уже понявшему ,что сложное пред...

Алгоритм разбора слова по составу

Материал в помощь учащимся.Порядок морфемного разбора пошагово с примерами....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....

Алгоритм синтаксического разбора предложения.

Алгоритм поможет качественнее усвоить порядок синтаксического разбора предложения...