Урок русского языка «Лексические нормы»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Силкина Светлана Михайловна

«Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» (А.И. Куприн).

Цель урока: повторить и обощить знания по теме «Лексикология».

Форма проведения урока: путешествие по «Лингвистическому кольцу». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_10_klasse_-_leksicheskie_normy.docx325.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Открытый урок по русскому языку в 10 классе

«Лексические нормы»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

С. Алтайское

Ноябрь 2013г.


Открытый урок русского языка в 10 классе

по теме «Лексические нормы»

1. Организационный момент. СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Надеюсь, сегодняшний урок займёт достойное место в ряду уроков, которые помогают вам стать грамотными и успешно сдать экзамены. Ведь недаром говорится: «Грамоте учиться – всегда пригодится». Внимание на экран. Видео: 72 метра – о русском языке

2. Цель и тема урока.

Для того чтобы наша речь стала, пусть не поэзией, но грамотной, нужно знать и соблюдать … нормы русского языка. Какие языковые нормы вы знаете?

               

СЛАЙД 2

Тема нашего урока «Лексические нормы» СЛАЙД 3

А эпиграфом нашего урока станут слова Александра Ивановича Куприна «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Сегодня мы повторим и обобщим знания по теме «Лексикология», будем определять лексическое значение слов с помощью словарей, вспомним, что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Также вспомним некоторые правила орфографии.

А для того чтобы наше повторение было увлекательным, мы проведём его в форме «Лингвистического кольца».

Посмотрите на него. СЛАЙД 4        

   3. Работа над темой

Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа, тема.

 Перед вами лежат листы самооценки, напишите на них свои фамилию и имя.

Первым этапом нашего урока будет:

1. Лексическая разминка. СЛАЙД 5

Задание 1.                                          

Дома вам нужно было  в данных словах поставить ударение и из толкового  словаря  выписать  их лексическое значение. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

 Дисплей – устройство визуального отображения информации преимущественно на экране электронно-лучевого прибора.

Феномен –  о человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

Диспансер – лечебно-профилактическое учреждение.

Детектив – литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.

Реверанс – почтительный поклон.

Абсурд – нелепость, бессмыслица

Беллетристика – прозаическое повествовательное произведение художественной литературы.

Антитеза – противопоставление понятий, мыслей образов.

СЛАЙД

Правильно.

Задание 2

Ребята, вы знаете, что в русском языке есть слова паронимы.

Какие слова называют паронимами?

(Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении).

Что означает слово эффективный? Можете воспользоваться толковыми словарями, которые лежат на ваших партах.

(Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный, например: необходимы эффективные меры, чтобы добиться необходимых результатов)

А теперь подберите к нему пароним (эффектный).

Правильно. Давайте определим ЛЗ слова «эффектный»? (производящий сильное впечатление).

А теперь подберём паронимы к следующим словам  СЛАЙД 6 и постараемся выяснить их лексическое значение. С выделенными словами составим словосочетания. Задание выполняем по рядам.

                 1 ряд. Демократический (демократичный)

Свойственный демократии –  Д. режим (свойственный широким слоям народа, простой – Д. начальник)

                            Злой  (злостный)

Заключающий в себе зло – З. рок (закоренелый в чём-нибудь дурном – З. преступник)

                            Сытый (сытный)

Утоливший голод (питательный, хорошо насыщающий)

                  2 ряд.  Игольный  (игольчатый)

Расположенный на игле – И. ушко (снабжённый иглами – И. мех)

Ароматный (ароматический)

Душистый – А. чай = (насыщенный ароматом – А. добавки)

Искусственный (искусный)

Не природный, наподобие подлинного – И. мех (умелый, хорошо знающий своё дело – И. портной)

Уч.: Молодцы, ребята. Поставьте оценку себе в лист самооценки.

Вы  должны уметь правильно употреблять в речи слова в свойственном им лексическом значении, потому что наша речь должна быть точной, связной и выразительной, с ограниченным употреблением диалектизмов и жаргонизмов. Лексическое значение слов вы можете уточнить не только в словарях Ожегова, Ушакова, Даля, но и воспользоваться ИНТЕРНЕТ-словарями. 

Переходим к следующему этапу нашего урока СЛАЙД 7:

2. Поиграем в экономику.

   Уч.:  С чем связано лексическое значение данных слов, с какой сферой, отраслью деятельности?

         

Уч-ся: Экономикой.

Уч.: Ваша задача расположить данные слова так, чтобы ударение падало на

       1, 2, 3-й слоги. Работать будем по вариантам.

                             1-В                             2-В

                       1. Брокер                1. Бухгалтер

                       2. аудитор               2. Менеджер

                       3. Риелтор               3. Референт

Уч.: А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы товарища с помощью ключа, который дан на слайде.

            Ключ:    1,3,2                 2,1,3

       

Уч.: А теперь задача каждого из вас к словам в первом столбике подобрать  лексическое значение из второго столбика СЛАЙД 8. (Включить музыку)

        У ДОСКИ:    

Бизнесмен – коммерсант, занимающийся законным видом

                      экономической деятельности.

Менеджер – специалист по управлению

Маркетинг – привлечение потребителей

Референт – консультант по определённым вопросам

Брокер  - посредник при заключении сделок.

Аудитор        - ревизор, контролирующий деятельность кампании.

     ПРОВЕРИМ                      

Поставьте себе оценку в лист самооценки.

ФИЗМИНУТКА Слайд 9

Следующий этап  нашего урока

3. Орфографический тренинг. СЛАЙД 10

Чтобы правильно определить лексическое значение слова, его нужно правильно написать. Сейчас проведём орфографический тренинг и вспомним некоторые  правила правописания слов. Перед вами лежат карточки с заданиями.

Ваша задача: проанализировать данные примеры, записать название орфограммы, привести свой пример и дать лексическое значение выделенного слова. Всё выполняем в карточке (включить музыку).

Орфографический тренинг

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

Лексическое значение слова

1.

Прискакать,

пришкольный,

превозносить.

2.

Уберём, протирать

подпереть.

3.

Расчёска,

шёлк,

шов.

4.

Лестница,

радостный,

местность.

5.

Тропинка,

утонул,

зелёный.

6.

Колосья,

подъём,

вьюга

        

Уч.:  А теперь проверим. (Отвечают по одному человеку с парты).

Вы хорошо справились с заданием.  Поставьте себе оценки в лист самооценки.

На четвёртом этапе нашего урока проведём

                            4.   Теоретический экспресс-опрос.

Уч.: Ребята, предлагаю поработать устно.

     

Перед вами карточки с вопросами. Карточки трёх цветов, и как вы уже знаете: на красных – вопрос сложный, на жёлтых – полегче и на зелёных – самый простой. Выберите себе карточку с вопросом и быстро подготовьте на него ответ.

Красные: 1. Назовите основные способы образования переносных

                    значений?

способы образования переносных значений

1) метафора – способ образования переносного значения на основании сходства обозначаемых явлений (напр., зеркало реки – по признаку ровная отражающая поверхность);

2) метонимия – способ образования переносного значения на основании смежности обозначаемых явлений (напр., я выпил две чашки – по смежности в пространстве – сосуд и жидкость в сосуде)

Разновидность метафоры - функциональный перенос – способ образования переносного значения по сходству функций: дворники (чистить). Разновидность метонимии - синекдоха – способ образования переносных значений на основе соотношения "часть – целое", "род – вид" (напр., стадо в двести голов).

  1. Назовите виды синонимов. Приведите примеры.

(Лексические син – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения. Стилистические син. – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – мордашка – физиономия. Синтаксические син. – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе; возле дома – около дома).

  1. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

(Антитеза и оксюморон. Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.  Оксюморон – это стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых понятий: убогая роскошь наряда, страшно красивый)

  1. Раскройте понятие терминов «омографы», «омоформы». (ЗАМОК/ЗАМОК), (СТЕКЛО)

Жёлтые: 1. Что такое синонимы? Приведите примеры.

                2. Что такое омонимы? Приведите примеры.

                3. Что такое антонимы? Приведите примеры.

                4. Что такое омофоны? Приведите примеры. (ЛЕСА/ЛИСА)

Зелёные: 1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры.

                 2. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры.

                 3. Какие слова называются профессионализмами? Приведите

                   примеры.

                 4. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры.

Уч.:  Молодцы. Все хорошо справились с заданием. Поставьте себе оценки в листы.

Пятый этап нашего урока называется:

5. Подумай и ответь. СЛАЙД 11

Уч.:  Ребята, внимательно послушайте текст, который дан на слайде.

      Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Всё, что дают они тебе – это их труд, усталость. Береги их здоровье, покой. Не приноси им боли, огорчений. Умей уважать труд своих родителей. Ведь самое большое счастье для них – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(из Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»)

Дет: хорошо учиться, слушаться, помогать родителям, не огорчать их, не

        пить и не курить,  т.д.)

    Уч.: Какова основная тема текста?

Дет: В тексте говорится о том, что нужно беречь  и уважать своих родителей, потому что они живут, работают ради нас, своих детей.

Уч.: в 5-й библейской заповеди есть такие слова: «Чти отца своего и матерь свою да благо будет тебе и долголетен будешь на Земле»

       Очень просто и верно об этом сказал поэт Валентин Берестов:

            Любили тебя без особых причин

            За то, что ты внук,

               За то, что ты сын,

               За то, что малыш,

               За то, что растёшь,

               За то, что на маму и папу похож…

               И эта любовь до конца твоих дней

               Останется тайной опорой твоей.

    - Что в данном контексте означает слово опора?

    (Поддержка и забота родителей)

   Уч.: Правильно, ребята. Постарайтесь не потерять эту опору. Не забывайте родных и близких, которые так любят вас. Всмотритесь в жизнь близких вам людей, скажите им ласковое слово. Недаром говорят, что родимый дом – надёжный причал, в котором вас любят и ждут. Умейте уважать своих родителей. Ведь самое большое счастье для них – ваша честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении.

    Поставьте оценки по результатам этого этапа.

Переходим к шестому этапу урока

6. Энциклопедия слова. СЛАЙД 12  

Уч.: В данном тексте выделено слово «труд». Подберите к нему слова

       родственники, по знакомому вам плану–схеме. Ответы запишите в

       тетрадь (один учащийся с обратной стороны доски).

                     

План-схема

Слово … и слова родственники.

Слово … и его синонимы.

Слово … и его антонимы.

Слово … в пословицах

Слово …  во фразеологизмах

           

               

  1. Труженик
  2. Работа, усилие
  3. Лень, безделье
  4.   ::   ВОСХВАЛЯТЬ СЕБЯ — НАПРАСНЫЙ ТРУДЕСЛИ ТЫ ХОРОШ, И ТАК ПОЙМУТ.
      ::   СТАРАНИЕ И ТРУД СВОЕ ВОЗЬМУТ.
      ::   СОЛДАТА К СЛАВЕ ВЕДУТ УЧЕНЬЕ И ТРУД.
      ::   ЧТОБ В ПОЧЕТЕ БЫТЬНАДО ТРУД ЛЮБИТЬ.
      ::   ГДЕ ТРУДТАМ И СЧАСТЬЕ.
      ::   ЧЕСТНЫЙ ТРУД — НАШЕ БОГАТСТВО.
      ::   С ПЕСНЕЙ И ТРУД СПОРИТСЯ.
      ::   УЧЕНИЕ ДА ТРУД К СЛАВЕ ВЕДУТ.
      ::   ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ.
      ::   ПРАЗДНОСТЬ СКАЧЕТ РЫСЬЮГДЕ ТРУД ПЕШКОМ ПЛЕТЕТСЯ.
      ::   ЗА НАПРАСНЫЙ ТРУД НИКТО СПАСИБО НЕ СКАЖЕТ.
      ::   ПОЛЕ ТРУД ЛЮБИТ.
      ::   КОГДА ТРУД — УДОВОЛЬСТВИЕЖИЗНЬ ХОРОША!
      ::   НАУКА И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
      ::   НАУМА И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ.
  5. Мартышкин труд, сизифов труд, не сочти за труд

Проверим, что у вас получилось (и на доску обратить внимание).

Заполните, пожалуйста, последнюю графу вашего оценочного листа.

СЛАЙД 13. Домашнее задание. Оценки.

Уч.: Дома вам нужно будет написать мини-сочинение на тему «Что  значит

       быть хорошим сыном или дочерью?». В своём сочинении вы должны

       использовать синонимы, антонимы и неологизмы.

Итог урока

Уч.: Ребята, важно ли правильно понимать лексическое значение слов?

Уч.:  СЛАЙД 14. А теперь вспомните эпиграф нашего урока, согласны ли вы

      с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка

       является необходимостью?

Уч.: А для чего это нужно?

Уч-ся: Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой.

Уч.: Правильно, ребята.  Зная лексическое значение слова, вы будете не только сами говорить правильно красиво и точно, но и всегда поймёте своего собеседника.

СЛАЙД 15. ОЦЕНИВАНИЕ:

1. Подсчитать итоговую оценку, озвучить

2. Оценивание учителем

3. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 Заполните карточку значками:

    - да,                    – нет,                 - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Видео: МЕДВЕДЕВ

УПР.+ РАБОТА У ДОСКИ


Бизнесмен

 

Менеджер

Маркетинг

    Референт

 

Брокер

 

Аудитор


Коммерсант, занимающийся законным видом

экономической деятельности.

Специалист по управлению.

Привлечение потребителей.

Консультант по определённым вопросам.

Посредник при заключении сделок.

Ревизор, контролирующий деятельность кампании.

Орфографический тренинг

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

Лексическое значение слова

1.

Прискакать,

пришкольный,

превозносить.

2.

Уберём, протирать

подпереть.

3.

Расчёска,

шёлк,

шов.

4.

Лестница,

радостный,

местность.

5.

Тропинка,

утонул,

зелёный.

6.

Колосья,

подъём,

вьюга

Орфографический тренинг

Пример для анализа

Название орфограммы

Свой пример

Лексическое значение слова

1.

Прискакать,

пришкольный,

превозносить.

2.

Уберём, протирать

подпереть.

3.

Расчёска,

шёлк,

шов.

4.

Лестница,

радостный,

местность.

5.

Тропинка,

утонул,

зелёный.

6.

Колосья,

подъём,

вьюга

           


Ф.И. ученика ______________________________________

Лексическая разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лексическая разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лексическая разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лексическая разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова

Ф.И. ученика ______________________________________

Лексическая разминка

Поиграем в экономику

Орфографический тренинг

Теоретический экспресс-опрос

Подумай и ответь

Энциклопедия слова


Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 Заполните карточку значками:

    - да,                    – нет,                 - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 Заполните карточку значками:

    - да,                    – нет,                 - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ученика ______________________________________

 Заполните карточку значками:

    - да,                    – нет,                 - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен


1. Назовите основные способы образования

переносных значений?

2. Назовите виды синонимов.

Приведите примеры.

3. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

4.Раскройте понятие терминов «омографы», «омоформы»


  1. Что такое синонимы? Приведите примеры.

  1. Что такое омонимы? Приведите примеры.

  1. Что такое антонимы? Приведите примеры.

  1. Что такое омофоны? Приведите примеры.


  1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры.

  1. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры.

  1. Какие слова называются профессионализмами? Приведите примеры.

  1. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Лексические нормы"

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Лексические нормы" в форме грамматического кольца...

Презентация к уроку русского языка "Лексические средства выразительности" 7 класс

В презентации пошагово представлены все этапы урока, все виды деятельности учащихся на уроке русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности"....

Презентация "Задание 20 ЕГЭ по русскому языку (ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ)"

Презентация содержит задания на отработку 20-го задания ЕГЭ по русскому языку.Задание 20 в экзаменационных материалах 2018 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместн...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ "СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"....

Урок русского языка "Грамматические нормы существительных".

Презентация  к уроку русского языкак в 5 классе "Грамматические нормы существительных"....

Презентация к уроку русского языка "Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....