Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (Закрепления материала)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
(Закрепления материала)
Цели урока:
-образовательные: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;
-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;
-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.
Планируемые результаты:
предметные: изучение и закрепление знаний об обобщающих членах предложения и постановке знаков препинания при однородных членах; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
- Организация начала урока.
Здравствуйте, садитесь.
Запишите число, классная работа.
2.Проверка домашнего задания
(Слайд 1) заставка.
Прежде чем приступить к закреплению темы, проверим домашнее задание.
(3 человека работают по индивидуальным карточкам, задания разного уровня сложности). Раздать карточки.
Карточка №1
Продолжить предложения так, чтобы союз И соединял однородные сказуемые и части сложного предложения. Составить схемы предложений.
- Солнце встаёт из-за туч и …
- Шумит по-весеннему вода и …
Карточка №2
Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.
Мальчик бережно пол..жил руки на клавиши закрыл на мгновение глаза. И вот из под его пальцев полились торжестве..ные вел..чавые а..корды. Стра..но было вид..ть и слушать как этот маленький человечек извл..кал из инструмента такие мощ..ные милые полные звуки. И лицо его как (будто) бы сразу пр..образилось просв..тлело и стало почти пр..красным. Бледные губы слегка (полу)открылись а глаза ещё больше увеличились и ..делались глубокими влажными и с..яющими!
Карточка №3
Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось.
Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.
Какие у вас возникли вопросы при выполнении домашнего задания?
Какие правила, изложенные в теоретическом материале, проиллюстрированы в тексте домашнего задания (при ответе опирайтесь на примеры из текста).
Орфоэпическая работа: задание №3, упр. 451( д\з). При необходимости обратиться к орфоэпическому словарю.
Фронтальный опрос (осуществляется на основе материала, который бал дан учащимся для повторения)
Слайд 2
- Какие члены предложения называются однородными? (относятся к одному и тому же слов; отвечают на один и тот же вопрос; являются одним и тем же членом предложения; между собой связаны сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга; могут быть соединены сочинительными союзами; произносятся с интонацией перечисления).
Индивидуальное задание (было дано заранее):
(учащиеся читают предложения, выписанные дома)
- Из произведений А.С.Пушкина выписать предложения с однородными членами на тему: «Пушкин о зиме». Сделать схемы предложений с однородными членами, указать синтаксическую функцию.
а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима. («Евгений Онегин») (О, О ) - сложное предложение, состоит из 2-х простых, в 1-м предложении однородные сказуемые, связанные перечислительной интонацией.
б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка (О и О) – предложение с однородными сказуемыми , выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И
в) То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. ( «Зимний вечер») ( То О, то О ) – предложение с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в наст. вр, в изъявит. накл., в 3 лице, которые связаны разделительными повторяющимися союзами то – то. Это предложение осложнено сравнительными оборотами).
Слайд 3
- Расскажите о средствах связи однородных членов в предложении? (могут быть связаны между собой двумя способами: без помощи союзов, то есть только по смыслу; с помощью сочинительных союзов и по смыслу)
Слайд 4
- Какова роль обобщающего слова в предложениях с однородными членами? (служит общим обозначением других однородных членов)
Слайд 5
- От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?
(от того, где находится обобщающее слово в предложении)
Собрать инд. карточки
- Закрепление пройденного материала.
- Чтение эпиграфа учителем
Слайд 6 (Портрет А.П. Чехова и слова)
В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
Как вы понимаете смысл высказывания А. П. Чехова?
Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения.
Спишите, расставляя знаки препинания, графически обозначая их постановку. Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению.
Слайд 7 (проверяем вслух + слайд)
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А. П. Чехов
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (обобщающие слова при однородных членах)
Объявление темы
Слайд 8
Мы продолжим работу по данной теме
-Какое правило сформулировано в данном высказывании?
( В данном высказывании сформулировано правило: знаки препинания при обобщающем слове).
- О чем мы будем вести разговор на уроке?
(Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем).
-Какие задачи мы поставим перед собой?
Слайд 9
Учитель:
Цель нашего урока: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.
- Прочитайте текст
Слайд 10
Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поле/нницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.
- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. Составьте схему.
( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых коленьях).
(1 чел. у доски записывает).
Все ли верно? (орфография и пунктуация, схема).
Объясните лексическое значение слова поле/нница.
(1 чел. работает с толковым словарем)
Выполните морфемный разбор слова поленница.
- Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ОГЭ. (Замена ряда простых предложений одним предложением, осложненным однородными членами).
4. Исследовательская работа.
Слайд 11
В русском языке встречаются трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Какие? Ребятами была проведена исследовательская работа, послушаем их.
1.
а) если перед перечислением нет обобщающего слова, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: На заседании присутствовали: ...; Собрание постановляет: ...; Для получения смеси нужно взять: ... и т.д. Обычно это встречается в деловой и научной речи;
б) двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными собственными именами, если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для обобщающего слова предупреждающая пауза): Революционные демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов сыграли большую роль в общественном развитии России; Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.
2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие: Гости заговорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице. [Θ, как-то: Ο, Ο, Ο]
3. Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или вводное словосочетание (словом, одним словом, короче говоряи т.п.), то перед обобщающим словом ставится тире, а после него — запятая: Пшеница, овес, подсолнух, кукуруза, картофель — словом, всё уже созрело. [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ]
4. Если перечисление, стоящее после обобщающего слова, не заканчивает собой предложения, то перед перечислением ставится двоеточие, а после него — тире: И всё это: и река, и лес, и этот мальчишка — напоминало мне далекие дни детства. [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — ...]
Некоторые из этих случаев вам могут встретиться в тексте, с которым нам предстоит поработать.
- Комплексная работа с текстом (в форме ОГЭ) (раздаточный материал)
Внимание на экран.
Слайд 12 (Картины)
Как вы думаете кто написал эти картины? (Иван Шишкин)
Слово учителя
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных
В двенадцать лет был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, продолжал свое образование в Петербуржской Академии Художеств. Но не только в Академии он усердно рисовал, но и в свободное от учебы время выходил на природу, в окрестностях Петербурга и на острове Валааме он рисовал, рисовал и рисовал…. Поэтому, еще учась в академии, он был награжден двумя серебряными медалями.
Он всю жизнь рисовал красоты природы, поэтому И.И. Шишкина называют истинным “поэтом природы”. Лучшего определения ему трудно подыскать. Он действительно живет с нею одною жизнью, весь отдается ей, и она не имеет от своего истолкователя никаких тайн.
Внимание на экран.
Чтение текста учителем
Слайд 13
(1) Всем нам известны имена прекрасных художников-пейзажистов Саврасова Васильева Куинджи Левитана словом оставивших свой след в истории русской живописи (2)Один из лучших художников этого жанра Шишкин. (3)Русская природа основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю ее свежее дыхание необозримые просторы и богатство. (5)Цветущие поля сосновые рощи лесные дали папоротник в лесу ручей в лесной чаще все это близко и дорого сердцу художника.
(6)Широко известны многие его картины "Сосновый бор" "Лесная глушь" "Рожь" "Среди долины ровныя..." "На севере диком" "Корабельная роща" и другие.
(7) "Утро в сосновом бору" одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой весной и осенью на восходе солнца в яркий полдень и при закате в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все обыкновенное дерево старый пень полевые цветы привлекало внимание художника.
(10)Во всем он умел находить красоту в тумане над рекой в лесной полянке в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы у знакомой речки в родном лесу в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране так и за рубежом.
Этот же текст есть у каждого из вас на парте.
Приступайте к самостоятельной работе. Кому нужны памятки постановки знаков препинания, поднимите руки (раздать мат-л)
Слайд 14 (Картины с музыкой)
( самостоятельная работа с текстом)
Расставьте знаки препинания.
- Докажите, что это текст.
2. Определите тему и основную мысль текста.
Озаглавьте текст (Картины Шишкина и др.)
Какова основная мысль текста? ( Один из лучших художников этого жанра - Шишкин.)
Выполните задания к тексту. Ответы запишите.
1. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воспевал)
3. Укажите номера предложений, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается. Составьте схему этого предложения.(1,9)
4. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.(умел находить, составное глагольное)
5. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.(известны)
6. Составьте схему 1, 5-го предложения. (1 у доски)
Проверяем вслух.
Слайд 15
(1) Всем нам известны имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана – словом, оставивших свой след в истории русской живописи (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.
(6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие
(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.
(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Вспомним, какова цель нашего урока?
Слайд 16
Систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.
- От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?
(от того, где находится обобщающее слово в предложении)
- Творческая работа
Слайд 17 (картины, музыка)
Сочинение-миниатюра «Природу нельзя трогать грубыми руками» (Е.Носов),
используя обобщающие слова при однородных членах.
Чтение сочинений
7. Подведение итогов урока
Рефлексия.
- Сегодня я узнал …
- Я научился …
- Урок мне дал для жизни …
8. Домашнее задание
Слайд 18
Задание по выбору
Найти примеры использования обобщающих слов с однородными членами в тексте художественной литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.
Или
упр.457, параграф 34
Слайд 19
Молодцы, сегодня все хорошо работали.
Оценки + за карточки
Памятка
Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах
Место обобщающего слова | Пример | Схема |
Впереди однородных членов предложения | В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы. | : , , . |
После однородных членов предложения | В лесах, на лугах, в полях – всюду лежит снег. | , , - . |
Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается | Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе. | : , , - … . |
Дополнительный материал (если осталось время):
- Дополните предложения однородными членами.
Все: ………….., - любят читать сказки.
В поход мы взяли только необходимое:
…………………, - каждый может стать победителем олимпиады.
- Задание повышенной трудности.
Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось.
Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.
- Сопоставительный анализ предложений.
Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения. Графически объясните постановку знаков препинания. (задание выполняется устно)
1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2) Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.
- Найди и исправь ошибку
Выпишите только те предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
- И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами.
- В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
- Из под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.
- Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Презентация по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения" 8 класс
Презентация для урока-закрепления по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения" . 8 класс. В презентации использованы фотографии репродукций картин русских художников 19 века....
разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" (конспект урока и презентация)...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
данная работа - урок по русскому языку в 5 классе на тему " Обобщающие слова при однородных членах предложения" содержит подробный конспект урока с индивидуальными заданиями, может быть использован на...
Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (Закрепления материала)
урок русского языка в 8 классе...