Работа с текстом. Русский язык. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Микитюк Лариса Геннадьевна

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Работа с текстом

Целеполагание:   Что предстоит сделать? ( поговорить о содержании текста, композиции)

—  Ц: Осуществить первичную  работу с текстом разными способами

—  Интегрировать урочную и внеурочную деятельность по предмету (по страницам проекта)

—  Активизировать деятельность по подготовке мероприятий к юбилею Победы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Урок русского языка в 8 классе

Тема: Работа с текстом

Целеполагание:   Что предстоит сделать? ( поговорить о содержании текста, композиции)

  • Ц: Осуществить первичную  работу с текстом разными способами
  • Интегрировать урочную и внеурочную деятельность по предмету (по страницам проекта)
  • Активизировать деятельность по подготовке мероприятий к юбилею Победы

Работа с текстом

  1. Прочтите текст бегло, попробуйте определить тему текста ( приём просмотрового чтения)

      1.Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. 2.Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.  ( проблема значимости военных лет и отдалении их во времени)
          3. Характерной чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. 4.Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. (проблема всенародного характера в борьбе за общее дело)
          5.Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. 6.К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. 7.Долг нашего поколения - не растерять память о войне, собрать по крупицам то, что сохранила память наших дедов и прадедов. 8.Как?  9.Надо просто интересоваться судьбою предков в военное время, передавая собранное по крупицам (рассказы о войне, фотографии, письма с фронта)  следующим поколениям. ( проблема необходимости помнить о прошлом)
          10.Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. 11.О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. 12.И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней, натерпелся боли и страданий. 13.Смотрите, читайте, помните! ( проблема сохранения памяти о войне в искусстве)

2.Прослушайте текст, попробуйте сформулировать основную мысль текста.

3.Сколько микротем  в этом тексте?

4.Определим каждую из микротем ( работаем в парах) : с помощью ключевых слов, с помощью простого плана, с помощью тезирования.

5.Ответьте на вопросы:

*Почему помнить о печальных событиях ВОВ всё- таки надо?

*Откуда мы можем черпать информацию о войне?

*Стоит ли искажать события ВОВ в угоду чьих- либо интересов?

             6.  Найдите неверное утверждение ( самостоятельно):

1. Война уходит в прошлое, но память о ней жива в душах и сердцах людей.

2.Характерной чертой минувшей войны были индивидуальные подвиги людей.

3. Наш долг – не растерять память о войне, передать накопленные знания потомкам.

4.Тема ВОВ на протяжении десятилетий питает литературу, искусство.

7. Проверим индивид. Дом. Зад.

*. Какие произведения о ВОВ вам известны:

К.Воробьёв «Немец в валенках» ( о помощи немецкого охранника русским пленным)

М.Шолохов «Судьба человека» (о судьбе Андрея Соколова, который прошёл войну, плен, потерял близких, но нашёл в себе силы быть полезным- воспитывает Ванюшку)

Закруткин «Матерь человеческая» ( Мария пожалела раненого немца, попыталась его выходить, была рядом в его предсмертный час)

8. составим кластер по прочитанному тексту

Материалы проекта  «Вклад моей семьи в общее дело Победы.

Ставили своей задачей выяснить,

  1. Кто из членов семьи был участником событий 1941- 1945 годов.

       2.Когда ушёл на фронт,

      3. Где и в каком звании воевал,

     4. Какие награды имеет,

      5.Был ли ранен,

      6. Чем занимался после войны.

Источник информации- интервью у родных и близких: мам, пап, бабушек, дедушек

Обработка сведений интервью

Создание архива ПАМЯТИ

Творческий отклик на военные события

Исполнение стихов о ВОВ

Написание сочинений и художественных произведений о военных событиях

Выступление на конкурсе чтецов «Пою моё Отечество»

Участие в школьной НПК

Участие в региональных конкурсах ,посвящённых ВОВ

1.Посвящение своему предку - работа над компановкой текста на заданную тему (сочинение) О моём легендарном предке ( сочинение на заданную тему)

       Я много знаю о ВОВ. Уроки истории, художественные произведения, документальные фильмы, СМИ, уроки мужества, проводимые в школе – те основные источники, откуда я черпаю информацию. Но самыми ценными сведениями о войне для меня являются рассказы  семьи о моих легендарных предках- прадедах- участниках войны.

       Особенно интересны рассказы моей бабушки, Зулиной Светланы Фёдоровны, об её отце- Чураеве Фёдоре Сергеевиче (моём прадеде). Чураеву Фёдору Сергеевичу на начало войны было двадцать шесть лет. Жил он в селе Кучук, Павловского района , Алтайского края, был женат на милой своей Ульяне Григорьевне, воспитывали вместе двух прекрасных деток, достойно работал в колхозе. Осенью 1941 года Фёдор ушёл на войну… Что я знаю о фронтовых буднях своего прадеда?

       Фронтовой путь моего Чураева Фёдора Сергеевича был длинным и очень тяжёлым. Служил прадед в артиллерии в звании старшины. По военным будням моего предка можно изучить не только историю страшной войны, но и географию. В составе Советское Армии отвоёвывал каждую пядь родной земли, освобождал от немецких захватчиков Польшу, закончил воевать в немецком городе Кёнигсберга.

        Война- это боль за истерзанное Отечество, потеря друзей, тяжёлые ранения. Всё это испытал и Фёдор Сергеевич Чураев. Прадед имел несколько ранений, тяжёлую контузию (под Оршей), после которой полгода не мог говорить. За сражение под городом Орша Чураев Фёдор Сергеевич был награждён Орденом Красной звезды. ( После войны за военную доблесть дед был награждён Орденом Отечественной войны II степени, Медалью «За Отвагу»).

          Май 1945 года - Победа. Ликовали все: бойцы на фронтах, старики, женщины и дети в тылу. Плакали от радости, ждали встречи с родными…  Ждала и Ульяна Григорьевна своего Фёдора… и дождалась! Вернулся прадед в родное село, яркой и сердечной была долгожданная встреча, ещё крепче стали семейные узы семьи Чураевых - народились в ней ещё шестеро детей ( моя бабушка, Светлана Фёдоровна - седьмой ребёнок ). Жили счастливо, отстраивали послевоенный быт, воспитывали детей, работали на благо родного села – дед работал  бригадиром в совхозе.

        Я сожалею, что не могу расспросить своего прадеда о его военных буднях, но я рада, что кое - что об этом могу узнать из семейного фотоальбома, из уст бабушки, мамы, ведь они имели счастье общаться с человеком, добывшим Победу в страшной и длинной войне. Я горжусь своим легендарным предком - Чураевым Фёдором Сергеевичем!

  1. Посвящение женщинам- воинам (выразительное чтение текста)

Баллада о зенитчицах
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след...
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне...
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал...
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала...»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины...
...Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

 Р.Рождественский

  1. Работа с информационными технологиями ( выборка информации)

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Калинин Н.В. Это в сердце моем навсегда. — М.: Воениздат, 1967

Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/kalinin/index.html

Содержание

Пылающий Юго-Запад

Путешествие в молодость

Между Доном и Волгой

Здравствуй, граница!

В фашистском логове

Работа  с 4 главой «Здравствуй, граница!» ( выборка материала о моём прадеде- Саютине Фёдоре Семёновиче)

Утром 16 июня вместе с офицером связи мы отправились в 45-й стрелковый корпус. Получив там соответствующие распоряжения и советы, сразу же отбыл в Суходровку, где располагался штаб 159-й стрелковой дивизии. В действительности села этого не было. От него остались одни обгорелые бревна и каменные развалины.

Встретил меня начальник штаба подполковник Г. X. Акбердинов.

Рассказывая о людях дивизии, Галим Ханфиевич Акбердинов вспомнил о Федоре Саютине. На фронт он приехал из Сибири. До войны мечтал стать инженером-механиком, но с заветной мечтой пришлось временно расстаться и взяться за оружие.

Через несколько дней, не успев истребить ни одного фашиста, Федор был ранен. Молодой воин понял, что воевать — не дичь на заре стрелять. Он настоял, чтобы из госпиталя его выписали досрочно — уж очень велика была его ненависть к врагу. С настойчивостью, достойной похвалы, Федор начал постигать солдатскую науку. Особенно хорошую боевую школу прошел он под Ржевом во время нашего первого наступления. Саютин участвовал во многих боях и уложил немало гитлеровцев. Но и сам опять попал под пулю.

Оправившись от второго ранения, Саютин получил назначение в 20-ю отдельную стрелковую бригаду. Когда атаковали деревню Ольховец, Федор отличился как решительный и меткий автоматчик.

Вскоре командир батальона капитан Андреев взял Саютина к себе связным. Подразделение глубоко вклинилось в неприятельскую оборону, и его сообщение со штабом бригады было затруднено. Единственная дорога протяжением в полтора-два километра беспрерывно обстреливалась. По этому «коридору смерти» связному доводилось ходить несколько раз в день.

Однажды Саютина вызвал комбат и вручил ему пакет с донесением в штаб бригады.

— Надо доставить во что бы то ни стало, — сказал капитан Андреев.

— Есть! — ответил Саютин.

Заправив шинель и взяв автомат, он четко повернулся и вышел из блиндажа. [129]

В эту ночь тучи заволокли все небо. Но на дороге по светло как днем. Противник беспрерывно освещал ракетами, обстреливал из автоматов и пулеметов. Пришлось пробираться по-пластунски. Саютин передвигался быстро, уверенно.

На командный пункт соединения прибыл благополучно. Сдав донесение и получив пакет для комбата, Саютин направился в обратный путь. На полдороге он был оглушен разрывом мины. Сколько пролежал контуженный, не помнит, в сознание привела острая боль. Саютин первым делом проверил, цел ли конверт. Он был на месте. Саютин поднялся на ноги, прошел несколько шагов, снова упал. Отдышавшись, пополз.

Перед входом в блиндаж Андреева Федор оправил шинель, густо вымазанную в грязи, потом вошел в помещение и доложил:

— Товарищ капитан, ваше приказание выполнил. И от комбрига есть...

Саютин расстегнул гимнастерку, полез за пазуху.

— Ты ранен, Саютин? — спросил Андреев, указав на руку, по которой струйкой стекала кровь.

Только теперь Саютин почувствовал боль пониже плеча. Он закрыл глаза и пошатнулся.

— Чуть царапнуло... На обратном пути... Разрешите быть свободным?..

Это было третье ранение Саютина, да еще с контузией. Но солдат не ушел в санроту, остался в батальоне, который продолжал наступать. Его наградили медалью «3а отвагу».

Таких, как Саютин, в дивизии было немало.

  1. Художественный опыт – создание художественного произведения по воспоминаниям родственников

                                                Эхо войны (из воспоминаний моей бабушки)

                    Предисловие

                  В этой истории есть доля истины, вымышленные в ней только имена. Вы спросите, почему? Да потому, что случилась эта история с маленькой советской девочкой (моей бабушкой) в годы ВОВ, события надолго врезались в память, а вот с иноязычными именами бабушка  могла и напутать. Во время ВОВ маленькую советскую девочку ,в числе многих советских женщин и детей, угнали  в Германию. Увозили эшелонами…  Дорога для многих была в один конец. Моей бабушке повезло, её спрятали и не дали на растерзание фашистам добрые люди - немецкая семья; спрятали в своём жилище, оберегали от лишних глаз, а потом передали советским солдатам.  Да, среди немцев были добрые люди, рискуя собственной жизнью, помогали нашим соотечественникам.

               Глава 1 Роза

                Тусклый свет керосиновой лампы уже не спасал от царившей в комнате тьмы. Девушка отложила скрипевшее от её старания перо и, грустно глядя на испачканные чернилами пальцы, прикрыла глаза… Сегодня она засиделась дольше обычного.

- Роза, послышался мягкий голос матери,- девочка моя, уже поздно…

- Я знаю,- улыбнувшись, ответила дочь,- мама, я уже заканчиваю.

- Что ты там всё пишешь по ночам?- поинтересовалась мама, нежно приобняв её за плечи.

- Этого, мамочка, я пока не могу тебе сказать, - сказала она, прикрывая промокашкой исписанный листок.- Как только я закончу, ты, мамочка, будешь первым моим читателем!

- Если доживу,- засмеялась мама.

- Войну пережили, а остальное – пустяк, переживём,- совершенно серьёзно ответила девушка, подтягивая к себе исписанные листки бумаги.

Женщина покачала головой, подумав, как же быстротечна жизнь, как её маленькая девочка успела повзрослеть. Пожелав дочери приятных снов, мать вышла из комнаты, тихо прикрыв за собою дверь. Роза последний раз пробежалась глазами по неровным строчкам и , подумав, скомкала листы, жалобно стонавшие под ёе тонкими пальцами,  метким броском отправила их в корзину.

- Не то,- вздохнула она, сжимая кулон, висящий у неё на шее, в кулачок.- Видимо, меня ждёт бессонная ночь.

Перо снова плавно заскользило по бумаге: « Меня зовут Роза, и это моя история…»

                      Глава 2 Страшный путь...

Ночь. Темнота… Выстрелы за окном, чужая речь, шёпот  матери с мольбою лежать тихо, стук в дверь, крики, стенания матери, когда нас с сестрой полураздетыми увозили из дома, дорога в холодном кузове грузовика на железнодорожную станцию, а дальше – сотни людей в вагоне, также полураздетых, часто избитых, таких же , как мы, отнятых у родных и увезённых далеко- далеко… Маленькие, мы не понимали, куда нас уносит стук колёс, зато те, кто постарше, крепко прижимали нас к себе и тихонько плакали… Ехали долго, хотелось есть и пить, а ещё больше хотелось тепла… Уж не знаю, как долго мы находились в пути, только однажды, когда поезд остановился на каком- то полустанке, в вагоне началась отчаянная возня, перебранка, двери вагона открыли , и люди в военной форме что- то прокричав чужим языком, пустили автоматную очередь, после чего раздались отчаянные крики, проклятья, многие попадали замертво, а иные затихли, видимо, от страха. Я не помню, что было дальше, сколько мы ещё пребывали в пути, помню только, как сквозь сон, чьи- то тёплые руки крепко прижимали меня почти бездыханную, к груди и несли куда- то … Потом я услышала ту же чужую речь, только тон говорившего не был громким и резким, голос был мягким и даже ласковым… «Ангел..»- подумала я и впала в забытьё.

                     Глава 3 Знакомство с Хеленой и Гансом

       Пробудилась я от ярких лучей солнца в небольшой комнате, в старой детской кроватке. Лучи светили так ярко ,и от них шло такое тепло, что хотелось их коснуться, и я протянула к ним руки, тихонько засмеявшись,… я не помнила, что было вчера, не понимала, что происходит сейчас. Кто- то вошёл, я инстинктивно натянула одеяло на себя , оставив лишь щёлочку для обзора. Надо мной склонилась  молодая миловидная женщина. Она бережно отвернула уголок одеяла, взяла в свою руку мою маленькую ладошку и  нараспев сказала: «Хелена», « Вас ис дас?».

- Красивая,- подумала я , украдкой глядя в её большие серые глаза, излучающие доброту, на длинные волосы разбросанные по плечам.

-«Вас ис дас?»- снова услышала я из уст незнакомки, я протянула руку и потрогала её длинные волосы, я не могла понять, во сне это всё или наяву…

- Хелена,- вдруг я услышала голос того самого ангела, который бережно прижимал меня к своей груди. Да это был тот же голос! Это был он! Я радостно засмеялась.

- Ганс,- позвала его женщина и  начала что-то торопливо говорить ему , показывая на меня. Я ничего не понимала, но ощущала, что говорят они обо мне по - доброму. Я хотела спросить, где я, что с моей сестрой, что с остальными моими попутчиками, но понимала, что не владею их речью, и боюсь услышать самое страшное…

Ганс протянул мне руку и тихо произнёс что- то на своём языке, я посмотрела на него, улыбнулась и сказала: «Роза». Они оба оживились, заулыбались и стали наперебой повторять: «Гут, Роза, Роза, гут».

       Так я оказалась на чужбине, лишь много позже, привыкнув разбирать немецкую речь, я поняла, что Ганс  выкрал меня из вагона поезда на полустанке и на свой страх и риск принёс ,почти бездыханную, в свой дом, к молодой жене Хелене, как долгие дни и ночи Хелена проводила у моей кроватки, кормила  меня тёплым молоком с печеньем, пела какие- то чудные песни, мне несколько раз даже показалось, что я слышу в её голосе нотки голоса моей мамы, я крепко сжимала руку Хелены и думала: «Что с мамой, увижу ли я её?»

         Понемногу Хелена научила меня понимать некоторые слова, а я её знакомила с их русским эквивалентом. Так мы стали понимать друг друга. Всё было хорошо, однако меня тяготило моё заточение, при появлении в доме посторонних меня прятали в шкаф и просили сидеть тихо, на улицу меня выводили украдкой поздно вечером, предварительно дав инструкцию- не подавать голоса при посторонних.

                      Глава 4 Расставанье

              Шло время, я уже много знала о семье Хелены и Ганса- молодая немецкая пара. Ганс был солдатом немецкой армии, охранял железнодорожный переезд, по которому и следовал поезд с советскими пленными. Так было и в тот день, когда в вагоне раздались выстрелы. На станции поезд сделал остановку, чтобы выгрузить тела тех женщин и детей, по которым прошлась автоматная очередь. Среди бездыханных тел оказалась и я, видимо, я была без сознания. Ганс обнаружил, что я жива и, не сказав никому ни слова, закутал меня в шинель и принёс домой. А поезд продолжил своё движение дальше, и никто не знает, живы ли все те, кого уносил стук колёс…

            Я привыкла и к немецкой речи, и к заведённому порядку Хелены и Ганса (как только стучали в дверь, я тут же пряталась в шкаф), мне нравился мягкий голос Хелены, её нежное прикосновение к моим волосам перед сном, нравилось доброе рукопожатие Ганса при встрече и прощании, но однажды… Однажды вечером Ганс тревожно произнёс : «Девочки, к нам идут», сам вышел через запасной выход, унося детский велосипед , на котором по вечерам я каталась. Хелена быстро указала мне на шкаф. Так мы делали всякий раз, когда дом посещали гости. Гости бывали часто. Почти через день наведывались какие- то люди , Ганс передавал какие-то бумаги, причём говорили все тихо ( гораздо позже я поняла, что друзья Ганса и он сам были антифашистами), бывали в доме и немецкие военные, Хелена кормила их ужином, иногда заводила пластинки.  На этот раз в дом пришли незнакомые мне люди, Хелена их встретила наигранно приветливо:

- О, Отто, Мартин, какой сюрприз, а Ганса ещё нет..

- Здравствуй, Хелена!- ответил один из голосов,- Мы не побеспокоим тебя, если минутку погостим? Мы с новостями… (голос звучал тревожно)

-Новостями?- голос Хелены дрогнул.

-Ты знала семью фон Гот,- раздался голос второго гостя,- наверняка знала.

Хелена кивнула в знак согласия головой и присела у стола.

-Их арестовали и приговорили к расстрелу,- сказал один из гостей.

- Клаус, Хильда? Как за что?- не понимала Хелена.

- Эти предатели скрывали русских. Они позорят немецкую нацию,- рявкнул один из гостей.

- Что это, Хелена, детский рисунок?- спросил второй , указывая на мой рисунок? У вас же нет детей…

-Это рисунок племянника,- сконфуженно пробормотала Хелена.

- Ладно, нам пора, если что-то подозрительное увидите- сообщите в комендатуру.

Хелена попрощалась, позвала Ганса , и они долго о чём- то говорили после того, как уложили меня спать, сквозь сон я слышала всхлипывания Хелены, неторопливые шаги по комнате Ганса.

     Утром Хелена разбудила рано, долго смотрела мне в глаза , плакала, говорила, что я стала для них дочкой, за что- то извинялась, надевая мне на шею кулон в виде ангелочка,  потом пришёл Ганс, не говоря ни слова, собрал в чемодан какие- то вещи ,к вечеру поцеловал Хелену, взял меня за руку и повёл в сторону станции. Там мы с ним попрощались, он передал меня какой- то женщине, сказав при этом, что она поможет мне вернуться на Родину. Потом было много чего: вагоны поездов, машины, лодки, я узнала много новых слов: союзники, граница, проводники.

               Глава 5 Память

            Закончилась война. Отгремели залпы орудий. Я стала взрослой девушкой, заканчиваю школу. Казалось бы живи и радуйся, ан нет, эхо войны не даёт забыться. Помню всё и хочется, чтобы об этом  знали грядущие поколения.  Уже утро, перо плавно выводит последние слова, за дверью слышится голос мамы: «Дочка, вставай, пора завтракать». Я вздрагиваю и понимаю, что моя история завершена, а мой первый читатель сейчас войдет в дверь… Начало положено, может, в следующей книге я поведаю вам о том , как сложилась судьба Хелены и Ганса, но это будет тогда, когда мне удастся узнать о них, о тех, кто оставил добрый и тёплый след в жизни советской девочки Розы.

Д/З – на выбор… По составленному вами плану, ключевым словам, тезированию воспроизвести текст.

  • Прочитать дополнительно произведение о ВОВ в прозе.
  • Выучить наизусть стихотворение о войне
  • Написать письмо участнику ВОВ

Рефлексия

  • Мне показалось интересным…
  • Для меня сложно…
  • Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…

Лист самооценки

Виды работы

Отметка о  выполнении   + -

 1.Определение темы текста

2.Определение  основной мысли текст

3. Определение микротем

4. Ответы на вопросы

5. Игра «неверное утверждение»

6. Кластер

«5»- выполнено 6 видов работы;  «4»- 4-5 видов работы, «3»-  2-3 вида работы;  «2»- 0-1 видов работ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом 8 класс

Слайд 2

Что предстоит сделать? ? ? ? ?

Слайд 3

Важно! Осуществить первичную работу с текстом разными способами Интегрировать урочную и внеурочную деятельность по предмету (по страницам проекта) Активизировать деятельность по подготовке мероприятий к юбилею Победы

Слайд 4

Прочтите текст бегло, попробуйте определить тему текста ( приём просмотрового чтения) 1.Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. 2.Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. 3. Характерной чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. 4.Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. 5.Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. 6.К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. 7.Долг нашего поколения - не растерять память о войне, собрать по крупицам то, что сохранила память наших дедов и прадедов. 8.Как? 9.Надо просто интересоваться судьбою предков в военное время, передавая собранное по крупицам (рассказы о войне, фотографии, письма с фронта) следующим поколениям. 10.Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. 11.О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. 12.И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней, натерпелся боли и страданий. 13.Смотрите, читайте, помните!

Слайд 5

Прослушайте текст вторично, выполните ряд заданий. 1. Сформулируйте основную мысль текста. 2. Сколько микротем в этом тексте? 3. Определим каждую из микротем ( работаем в парах) : с помощью ключевых слов, с помощью простого плана, с помощью тезирования .

Слайд 6

Ответьте на вопросы: Почему помнить о печальных событиях ВОВ всё- таки надо? Откуда мы можем черпать информацию о войне? Стоит ли искажать события ВОВ в угоду чьих- либо интересов?

Слайд 7

Найдите неверное утверждение (приём «верно»- «неверно») 1. Война уходит в прошлое, но память о ней жива в душах и сердцах людей. 2.Характерной чертой минувшей войны были индивидуальные подвиги людей. 3. Наш долг – не растерять память о войне, передать накопленные знания потомкам. 4.Тема ВОВ на протяжении десятилетий питает литературу, искусство.

Слайд 8

Проверь себя… 2 .Характерной чертой минувшей войны были индивидуальные подвиги людей. «Характерной чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика»

Слайд 9

Проверим домашнее задание Какие произведения о ВОВ вам известны?

Слайд 10

составим кластер по прочитанному тексту ВОВ События ВОВ далеки Стар и млад- на благо Победы Смотрите, читайте, помните Долг поколений – не забывать о

Слайд 11

Материалы проекта «Вклад моей семьи в общее дело Победы. Ставили своей задачей выяснить: 1.Кто из членов семьи был участником событий 1941- 1945 годов. 2.Когда ушёл на фронт, 3. Где и в каком звании воевал, 4. Какие награды имеет, 5.Был ли ранен, 6. Чем занимался после войны. Источник информации- интервью у родных и близких: мам, пап, бабушек, дедушек Обработка сведений интервью Создание архива ПАМЯТИ Творческий отклик на военные события Исполнение стихов о ВОВ Написание сочинений и художественных произведений о военных событиях Выступление на конкурсе чтецов «Пою моё Отечество» Участие в школьной НПК Участие в региональных конкурсах ,посвящённых ВОВ

Слайд 12

Варианты работы с текстом Сочинение на заданную тему «Мои предки в годы ВОВ» Выразительное чтение (Посвящение женщинам- воинам) * Выборка информации на заданную тему ( сведения о Саютине Фёдоре Семёновиче из военных мемуаров Николая Васильевича Калинина «Это в сердце моем навсегда» из главы « Здравствуй, граница!» Художественный опыт «Эхо войны» (Художественное произведение по воспоминаниям родственников)

Слайд 13

Д/З – на выбор… По составленному вами плану, ключевым словам, тезированию воспроизвести текст. Прочитать дополнительно произведение о ВОВ в прозе. Выучить наизусть стихотворение о войне Написать письмо участнику ВОВ

Слайд 14

Рефлексия Мне показалось интересным… Для меня сложно… Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Дидактический материал (рабочая тетрадь) по теме "Текст". Русский язык. 5 класс.

Данный адаптированный материал по русскому  может быть полезен для использования на уроках в качестве закрепляющего и развивающего средства обучения при изучении темы "Текст"...

Позиция автора в тексте. Русский язык. 10-11 класс

Учебные материалы для формирования у учащихся ум  позицию автора в тексте умения выявлять...

Комплексный анализ текста (русский язык, 8 класс)

Комплексный анализ текста (русский язык, 8 класс)...