Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ. Русский язык
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Советы учащимся, выполняющим самостоятельную работу по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rek_._samost._rab_rus._yaz.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Русский язык
Разработал:
преподаватель
Костюченко Е.Н.
Санкт-Петербург, 2016
Методическая разработка рассмотрена на заседании комиссии методического объединения гуманитарного цикла. Рекомендована к использованию в преподавании русского языка по специальности 19.02.10 Технологии продукции общественного питания.
Протокол от «____»__________20___г. №______
Председатель комиссии А.В. Федосеева
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...4
1 ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ .......................6
2.РЕФЕРАТ……………………………………………………………..7
3.ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ ……………….....................................9
Список использованных источников…………………………………12
ВВЕДЕНИЕ.
Самостоятельная работа учащихся по русскому языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения русскому языку в колледже. Самостоятельная работа охватывает все аспекты изучения языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения дисциплины. В связи с этим планирование, организация, выполнение и контроль самостоятельной работы приобретают особое значение и нуждаются в методическом руководстве и методическом обеспечении.
Настоящие методические указания освещают виды и формы самостоятельной работы, систематизируют формы контроля и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения русского языка: лексика, грамматика, текстовая деятельность, культура речи, использование учебной и вспомогательной литературы. Содержание методических указаний носит универсальный характер, поэтому данные материалы могут быть использованы учащимися при выполнении конкретных видов самостоятельной работы.
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении учащихся необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения, позволяющих самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать наиболее трудные моменты в отдельных видах самостоятельных работ.
Используя методические указания, учащиеся должны овладеть следующими навыками и умениями:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Целенаправленная самостоятельная работа учащихся в соответствии с данными методическими указаниями, а также аудиторная работа под руководством преподавателя призваны обеспечить уровень языковой подготовки учащихся, соответствующий требованиям ФГОС по дисциплине «Русский язык».
Виды самостоятельной работы | График выполнения |
1. выполнение письменных упражнений | Еженедельно |
2. подготовка рефератов | По мере изучения темы |
3. Домашнее сочинение на грамматическую тему |
По завершению изучения темы |
1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1.формы упражнений
Учащиеся выполняют задания из учебника согласно учебному плану. Пропущенные орфограммы и знаки препинания вставляются по умолчанию. Необходимо обращать внимания на условные обозначения различных видов разбора.
1.2.формы контроля за выполнением
Контроль за выполнением письменных упражнений осуществляется путем проверки тетрадей. Исправление ошибок производится в классе под контролем преподавателя.
1.3. Методические рекомендации по выполнению упражнений.
При выполнении упражнения следует тщательно прочитать задание. В некоторых случаях требуется использовать различные словари. По завершении работы необходимо перечитать написанное, в случае затруднений – сверяться с орфографическим словарем. Работу следует выполнять аккуратно, с соблюдением норм графики. Не допускается произвольное написание букв.
2. ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата по русскому языку
Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие темы, ознакомление с источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В реферате должно быть продемонстрировано умение рассматривать тему, излагать собственное понимание проблемы.
Тема реферата выбирается учащимся после консультаций с преподавателем, исходя из освоенного учебного материала.
Структура реферата. Реферат состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи реферата, определяется уровень исследования проблемы; 2-3 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.
Список реферируемой литературы приводится в конце реферата в алфавитном порядке.
План реферата или оглавление приводится в начале реферата перед «Введением».
Структура реферата должна быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.
Объем реферата от 5 до 10 страниц, на странице 28-30 строк, в строке 58-60 знаков (12 или 14 кегль).
Типы рефератов:
- «Обзор» - корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме;
- «анализ» - предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора;
- «эссе» - размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими философскими работами.
Оформление реферата предполагает наличие титульного листа, обложки, обязательного чистого листа для отзыва преподавателя в конце реферата, библиографии после текста реферата.
Реферат должен быть тем или иным способом сброшюрован.
Если вы приступаете к составлению реферата впервые и реферируете один источник (книгу или статью), советуем вам придерживаться следующих принципов:
1. Укажите выходные данные источника (автор, название, место и год издания, количество страниц: в случае, если реферируемое произведение помещено в сборнике либо в периодическом издании, укажите название и выходные данные сборника или журнала).
2. Сформулируйте основную тему текста
(эта формулировка не должна совпадать с названием реферируемого источника; необходимо это название конкретизировать, расширить, а возможно - разбить на несколько тезисов).
3. Укажите функциональное назначение и адресата источника (для кого и для какой цели он предназначается).
4. Отметьте, сколько структурных компонентов (разделов, глав, параграфов) и какие содержит источник
5. Кратко, точно и последовательно изложите содержание упомянутых структурных компонентов, по ходу дела фиксируя собственное отношение к нему.
6. Отметьте наличие таблиц, схем, рисунков, иллюстраций.
Проблемный реферат
Иногда задача усложняется. Предположим, вам предстоит написать реферат не по одному, а по нескольким источникам, объединенным одной темой и проблемой, которая обычно и выносится в заголовок. В этом случае вам придется действовать по следующей схеме:
1. Подвергнуть библиографическому реферированию все предложенные вам источники.
2. На основе накопленной информации структурировать проблему, вынесенную в заголовок ( т.е разбить её на составные компоненты).
3. Организовать собранные сведения (в соответствии с выделенными тематическими компонентами (не забывая каждый раз указывать источник информации).
4. Написать введение и заключение; во введении вы кратко характеризируете проблему, её актуальность, значимость и место в соответствующем научном пространстве, а в заключении излагаете основные выводы, к которым вам удалось прийти, опираясь на собранную информацию.
Исследовательский реферат
Наконец, существует тип реферата, приближающийся к самостоятельной научной работе. В этом случае перед вами не просто проблема, решение которой уже существует и описано в литературе, а проблема, которую ещё только предстоит решить. Вашей задачей является нащупать пути этого решения, опираясь на анализ печатных источников. При этом структурирование исходной проблемы становится особенно важным - и творческим! - этапом, а в научной литературе вы ищите не просто информацию, освещающую ту или иную грань проблемы, но помогающую дать ответ на поставленный вопрос. Составление рефератов этого типа приближает вас к собственно исследовательской деятельности, т.е. к способности самому ставить и формулировать проблемные задачи и находить их решение.
3. ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ НА ГРАММАТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
3.1. Методические рекомендации.
Прежде чем приступить к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно эти знания помогут вам написать логично построенное сочинение.
Вступление (введение).
Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании вступления можно использовать следующие приёмы:
- Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема
сочинения – рассуждения актуальна. Например:
1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
--Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
1.В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
---Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме.
«Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок»настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
Основная часть.
При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение – рассуждение и что существуют три вида рассуждений.
Рассуждение – доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения – до
казательства являются:
- _вводные слова: во – первых, во – вторых; например, итак, таким образом, следовательно;
- союзы: так что, поскольку, так как , если;
- речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить.
Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.
Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
- слова – организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
- слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
- вводные слова: например, таким образом.
Рассуждение – размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно – следственные отношения. Рассуждение – размышление строится , как правило, в вопросно – ответной форме. В отличие от рассуждения- доказательства и рассуждения – объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
-вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
- речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…;
попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу→ тезис→доказательство тезиса→выводы.
Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим,
Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.
Заключение.
В заключении приводятся сжато сформулированные выводы. Для связи доказательств, приведённых в основной части, и выводов можно использовать следующие слова и словосочетания: таким образом, следовательно, обобщим всё сказанное.
Учтите:
- в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод;
- части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации
Помните:
- при написании сочинения на лингвистическую тему необходимо привести 2 примера из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование;
- объём сочинения должен составлять не менее 150 слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2012.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов
Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...
Методические рекомендации к выполнению практических работ. Русский язык
Описание алгоритма выполнения различных видов разбора....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров п/о , СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» .Состоят из восьми разделов: методические рекомендации по организац...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...