Методические рекомендации к выполнению практических работ. Русский язык
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Костюченко Евгений Николаевич

Описание алгоритма выполнения различных видов разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rek_._prakt._rus.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Русский язык

Разработал:

преподаватель

Костюченко Е.Н.

Санкт-Петербург, 2016


Методическая разработка рассмотрена на заседании комиссии методического объединения гуманитарного цикла. Рекомендована к использованию в преподавании русского языка по специальности 19.02.10 Технологии продукции общественного питания.

Протокол от «____»__________20___г. №______

Председатель комиссии                                                       А.В. Федосеева


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...4

1 ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ…………….....6

2.ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР  И ЕГО ВИДЫ……………………8

3.СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………………..14

Список использованных источников…………………………………19

ВВЕДЕНИЕ.

Практическая работа учащихся по русскому языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения русскому языку в лицее. Практическая работа охватывает все аспекты изучения языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения дисциплины. В связи с этим планирование, организация, выполнение и контроль практической работы приобретают особое значение и нуждаются в методическом руководстве и методическом обеспечении.

Настоящие методические указания освещают виды и формы практической работы, систематизируют формы контроля и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения русского языка: лексика, грамматика, текстовая деятельность, культура речи, использование учебной и вспомогательной литературы. Содержание методических указаний носит универсальный характер, поэтому данные материалы могут быть использованы учащимися при выполнении конкретных видов практической работы.

Основная цель методических указаний состоит в обеспечении учащихся необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения практической работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения, позволяющих практически решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать наиболее трудные моменты в отдельных видах практических работ.

Используя методические указания, учащиеся должны овладеть следующими навыками и умениями:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Целенаправленная практическая работа учащихся в соответствии с данными методическими указаниями, а также аудиторная работа под руководством преподавателя призваны обеспечить уровень языковой подготовки учащихся, соответствующий требованиям ФГОС по дисциплине «Русский язык».

Виды практической работы

График выполнения

1. выполнение письменных упражнений

Еженедельно

2. Грамматический разбор

             

По завершению изучения раздела, постоянно в целях повторения

 1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1.1.ФОРМЫ УПРАЖНЕНИЙ

Учащиеся выполняют задания из учебника согласно учебному плану. Пропущенные орфограммы и знаки препинания вставляются по умолчанию. Необходимо обращать внимания на условные обозначения различных видов разбора.

1.2.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ

Контроль за выполнением письменных упражнений осуществляется путем проверки тетрадей. Исправление ошибок производится в классе под контролем преподавателя.

1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

При выполнении упражнения следует тщательно прочитать задание. В некоторых случаях требуется использовать различные словари. По завершении работы необходимо перечитать написанное, в случае затруднений – сверяться с орфографическим словарем. Работу следует выполнять аккуратно, с соблюдением норм графики. Не допускается произвольное написание букв. На выполнение упражнения отводится не более 10 минут.

2. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР И ЕГО ВИДЫ.

2.1. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Порядок фонетического разбора

  1. Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
  2. Отметить возможность переноса.
  3. Показать место ударения.
  4. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
  5. Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие, парные - непарные), какими буквами они обозначены.
  6. Указать количество звуков и букв.

2.2.РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит.
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания:

  1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
  2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. 

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

2.3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Морфологический разбор слова – это разбор слова по значимым морфологическим единицам (морфемам).

 

Общая схема разбора частей речи.

При морфологическом разборе должны быть указаны:

1) часть речи, к которой относится слово

2) общее грамматическое значение

3) начальная форма (у изменяемых, выделить показатель формы);

4) постоянные признаки

5) непостоянные признаки (у изменяемых)

6) синтаксическая роль слова в предложении 

2.3.1. СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Разбирая имя существительное, нужно указать:

 его начальную форму (И.п., ед.ч.);

 общее грамматическое значение: конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;

 постоянные признаки: собственное оно или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение.

- непостоянные признаки: число, падеж;

- синтаксическую роль в данном предложении (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение или обстоятельство). 

Пример:

Художник рисовал кистью.

кистью – сущ., н.ф.- кисть, конкр., пост.призн: нариц., неодуш., жен.р., 3 скл.; непост.призн: ед.ч., твор.п. (рисовал чем?) кистью – дополнение ( подчеркнуть пунктирной линией).

2.3.2. СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА

Указываются:

- начальная форма;

- постоянные признаки: спряжение, совершенного или несовершенного вида, возвратный или невозвратный, переходный или непереходный;

- непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род.

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Художник  рисовал кистью.

 рисовал - глагол, н.ф.- рисовать, пост.призн: несов. вид, I спр., переходн., невозвр.; непост.призн: изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., 3 лицо, муж. р.; (художник что делал?) рисовал – простое глагольное сказуемое ( подчеркнуть двумя линиями)

2.3.3.СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Указываются:

- начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.);

- постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное;

- непостоянные признаки: сравнительная или превосходная степень, полное или краткое (у качественных), падеж, число, род;

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Художник  рисовал тонкой кистью.

 тонкой – прил., н.ф.- тонкий, качеств., полн., твор.п., ед.ч., жен.р.; (какой кистью?) тонкой – определение (подчеркнуть волнистой линией). 

2.3.4.СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Указываются:

- начальная форма (И.п. для количественного и собирательного, И.п., ед.ч., м.р. -для порядкового);

- разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное);

- разряд по составу (простое, сложное, составное);

- падеж;

- род и число (если есть);

- синтаксическая роль в данном предложении.

Пример:

На мороженое не хватает трех рублей.

трех – числит., н.ф.- три, количеств., прост., Р.п., рода и числа не имеет; (не хватает скольких?) трех – дополнение (подчеркнуть пунктирной линией). 

2.3.5. СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЯ

Указываются:

- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р., если изменяется по родам и числам);

- разряд по значению (личное, указательное, притяжательное, отрицательное или др.);

- падеж;

- род (если есть);

- число (если есть);

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Моему папе позвонил друг.

моему – местоим., н.ф.- мой, притяжат., Д.п, м.р., ед.ч.; (чьему папе?) моему – определение (подчеркнуть волнистой линией).

 2.3.6. СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЧАСТИЯ

Указываются:

- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.);

- от какого глагола образовано (инфинитив);

- вид;

- время;

- возвратное или невозвратное (у действительных причастий);

- переходное или непереходное (у действительных причастий);

- краткое или полное (у страдательных причастий);

- род (только в ед.ч.);

- падеж;

- число;

- синтаксическая роль в данном предложении.

 Пример:

Смотрю на падающий снег

падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать", несов.в., наст.вр, невозвр., неперех., муж.р., вин.п., ед.ч.; (снег какой?) падающий - согласованное определение (подчеркнуть волнистой линией)

2.3.7. СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ДЕЕПРИЧАСТИЯ

Деепричастие является неизменяемой частью речи, не имеет начальной формы и непостоянных признаков.

Указываются:

- от какого глагола образовано;

- совершенного или несовершенного вида;

- возвратное или невозвратное;

- переходное или непереходное;

- синтаксическая роль (всегда является обстоятельством).

 Пример:

 Художник, разговаривая,  рисовал кистью.

 разговаривая – дееприч., от глагола «разговаривать», несов.вид., невозвр., неперех; (рисовал как?) разговаривая – обстоятельство образа действия (подчеркнуть точкой-тире). 

2.3.8.СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА НАРЕЧИЯ

Наречие является неизменяемой частью речи, не имеет начальной формы и непостоянных признаков.

Указываются:

- разряд по значению (образа действия, времени, места, причины, цели или меры и степени);

- синтаксическая роль в данном предложении. 

Пример:

Кругом лежит снег.

кругом – наречие места; (лежит где?) кругом - обстоятельство места (подчеркнуть точкой-тире)

2.3.9.СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Указываются:

- часть речи

- значение

- неизменяемость

- степень сравнения (если есть)

- синтаксическая роль

 Пример:

Ему было весело.

весело – слово категории состояния; душевное состояние человека; не изменяется; сказуемое (подчеркнуть двумя чертами) 

2.3.10.СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СОЮЗОВ

Указываются:

- часть речи

- производный или непроизводный

- простой или составной

- сочинительный или подчинительный

- роль в предложении (соединяет члены простого или части сложного предложения)

- значение

 Пример:

 Данил пошел в кино, а Даша поехала в парк.

а – союз; непроизв., прост., сочинит., соед.части сложн.предл., значение противопоставления. 

2.3.11. СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕЖДОМЕТИЯ

Указываются:

- часть речи

- первичное или производное

- простое или сложное

- эмоциональный оттенок

 

Пример:

 Ах, как здесь красиво!

ах – междом., первичн., простое, оттенок восхищения.

2.4. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР        

Словообразовательный разбор — это выяснение, от чего и с помощью чего образовано данное слово. При словообразовательным разборе слова устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к данному слову в процессе образования слова.

План словообразовательного разбора

  1. Дать толкование лексического значения слова
  2. Сравнить состав данного слова с однокоренным
  3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано

2.5. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

2.5.1.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Выделить словосочетание из предложения.

Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.

Указать грамматическое значение словосочетания.

2.5.2.ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Назвать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); если предложение восклицательное, отметить это.

Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

Рассказать о строении предложения:

двусоставное или односоставное; если односоставное - какого типа (определенно - личное, неопределенно - личное, безличное, назывное);

нераспространенное или распространенное;

полное или неполное (если неполное, указать, какой член предложения в нем опущен).

Отметить, если предложение осложнено однородными членами (однородными предложениями с обобщающим словом) или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее - второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого).

Объяснить расстановку знаков препинания.

2.5.3. СКАЗУЕМОЕ

Указать, является ли сказуемое простым глагольным или составным (глагольным или именным).

Указать, чем выражено сказуемое:

простое - какой формой глагола;

составное глагольное - из чего состоит;

составное именное - какая употреблена связка, чем выражена именная часть.

2.5.4.ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

В п. 5 разбора простого предложения указать, какие это однородные члены и как они связаны между собой (только при помощи интонации или при помощи интонации и союзов).

2.5.5.ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

В п. 5 разбора простого предложения указать, каким членом предложения является весь оборот; затем как члены предложения разобрать слова, входящие в него.

2.5.6.ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Указать, что это предложение с прямой речью. Назвать слова автора и прямую речь. Разобрать их. Объяснить расстановку знаков препинания. Начертить схему.

2.5.7. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).

Объяснить расстановку знаков препинания.

Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

2.5.8. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Указать главное и придаточное предложения.

Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.

Объяснить расстановку знаков препинания.

Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

2.5.9. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Указать главное и придаточное предложения.

Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинацию этих видов).

Объяснить расстановку знаков препинания.

Главное и придаточное предложения разобрать как простые предложения.

2.5.10. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Определить, из скольких простых предложений состоит, каковы смысловые отношения между ними (одновременность, последовательность, противопоставление, причина и следствие, дополнение, пояснение и т.д.).

Заключить на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем присоединяется придаточное предложение), какое именно это сложноподчиненное предложение.

Объяснить расстановку знаков препинания.

2.5.11. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это.

Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного; прочитать эти простые предложения.

Установить, что это сложное предложение с разными видами связи (союзной сочинительной и подчинительной и др.).

Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в сложном.

Объяснить расстановку знаков препинания.

Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Буква- единица алфавита, минимальный значимый графический знак, служащий для обозначения на письме звуков, сочетаний звуков (например, я в слове яма [j`ама]). Может не обозначать звук (например, твердый знак (ъ) и мягкий знак (ь)). Различаются прописные (А) и строчные буквы (а). Основой самой распространенной современной алфавитной системы письма (как латиницы, так и кириллицы) является греческая письменность.

Глагол- самостоятельная часть речи, обозначающая действие (рубить), отношение (ненавидеть), свойство (жечься) или состояние (болеть). Начальная форма - инфинитив. Имеет постоянные морфологические признаки, на основании которых выделяются глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, безличные. Переменные морфологические признаки глагола (наклонение, время, число, лицо и род) имеют спрягаемые формы глагола в отличие от неспрягаемых форм (инфинитива и особых форм глагола: причастия и деепричастия).

Долгий (двойной) согласный- для всех согласных, кроме взрывных, это более длительное, чем обычно, произнесение звука. Взрывные звуки воспринимаются как долгие (двойные), когда произносятся с бoльшим напряжением, чем обычно, а также с большей длительностью смычки (затвора).

Древнерусский язык- язык древнерусской народности, создавшей в IX в. единое государство - Киевскую Русь. Сформировался на основе праславянского языка. Ближайший предок украинского, белорусского и русского языков.

Жаргонизмы - слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычек, напр., сисадминить (выполнять работу системного администратора). Среди жаргонизмов выделяют арготизмы.

Заимствование, иноязычные языковые элементы -- элементы языка, которые вошли в него из других языков. Могут заимствоваться звуки (например, звук [ф] вошел в русский язык вместе с заимствованными из греческого языка словами Федор, фонарь и т.д.), морфемы (суффикс -ист пришел в русский язык со словами типа социалист, а затем стал активно участвовать в образовании новых слов, например, пофигист и т.д.), лексика: слова (монумент - из латинского, штрих - из немецкого, абажур - из французского), словосочетания и фразы (например, хэппи энд, се ля ви и т.п.).

Закрытые гласные- гласные звуки верхнего подъема, т.е. такие звуки, при артикуляции которых спинка языка занимает в полости рта самое высокое положение.

Звук речи-- минимальная, неделимая единица звучащей речи. Рассматривается с акустической, артикуляционной и смыслоразличительной сторон. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой, он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д., например, [а] - низкий, сильный звук. Артикуляционная характеристика звука обусловлена работой органов речи - какие из них участвуют в образовании звука и каким способом его образуют. Смыслоразличительная функция звука проявляется в том, что он может служить для различения слов (том и дом).

Знак препинания - графический знак, с помощью которого оформляется текст. С помощью знаков препинания передаются на письме интонации, паузы, особенности построения текста. Одиночные знаки препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, тире, точка с запятой), как правило, выполняют разделительную (отделительную) функцию. Парные знаки препинания (кавычки, скобки, сочетания тире и двоеточия, двух запятых и т.д.), как правило, выполняют выделительную функцию. Особое место в пунктуации занимает дефис. Правила постановки знаков препинания определяет пунктуация.

Знак, символ - соединение определенного смысла и определенного способа его выражения, которые называются в семиотике означаемым и означающим. Языковой знак - это единица языка или комбинация единиц языка, которые заменяют или указывают на какую-либо внеязыковую сущность - предмет, свойство, отношение, событие, положение дел и т. п.. Знаки образуют систему (знаковую систему).

Значение - содержание языкового знака для всех членов данного языкового сообщества на время действия договоренности об использовании этого знака в качестве средства передачи информации.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? чей?. Не имеет постоянных морфологических признаков, согласуется с существительным. Начальная форма - форма единственного числа мужского рода именительного падежа. Различают качественные (маленький дом), относительные (деревянный дом) и притяжательные (папин дом) прилагательным. Также выделяются предикативные прилагательные.

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос кто? что? (турист, книга, молодежь, горе). Выделяются конкретные, вещественные, отвлеченные и собирательные; нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевленные существительные. К их постоянным грамматическим признакам относится род, к переменным - число и падеж. Начальная форма - форма именительного падежа единственного числа.

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая количество предметов или лиц (одна конфета, пять девочек), число (двадцать пять), порядок предметов при счете (первый) и отвечающая на вопросы сколько? какой? который?. По значению и грамматическим признакам выделяются порядковые, количественные и собирательные числительные. По способу образования и оформлению выделяются простые, составные и сложные числительные. По значению, способу образования и оформлению - целые и дробные.

Морфема (от греч. morphe форм ) - минимальная значимая часть слова. Морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксы). К морфемам относятся корни, приставки, формо- и словообразовательные суффиксы, постфиксы и окончания. Интерфикс не входит в морфемный состав слова и морфемой не является. Морфема является объектом изучения морфемики.

Наклонение - грамматическое средство выражения модальности, переменный морфологический признак спрягаемых глаголов, выражающий с помощью различных форм отношение действия к действительности: мыслится ли оно как реальное (Вчера он написал письмо), как желаемое, возможное (Он написал бы письмо, да бумаги не было) или выражает просьбу, приказ, побуждение (Напиши письмо). Соответственно выделяются изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение.

Наречие - самостоятельная часть речи, включающая слова, которые обозначают признак: действия (идти медленно), состояния (лежать тихо), другого признака (очень веселый), качества (совсем дитя) или предмета (брови вразлет). Могут иметь степени сравнения. Наречия могут быть знаменательными и местоименными. По лексическому значению все наречия принято делить на определительные и обстоятельственные.

Обстоятельство образа действия - обстоятельство, поясняющее сказуемое, называющее способ, признак действия и отвечающее на вопросы как? каким образом? Выражается наречием образа действия, особой формой глагола деепричастием (деепричастным оборотом) или падежной формой существительного с предлогом (Бежали быстро. Он шел, высоко держа голову. Ориентировались по солнцу). Могут быть одиночными и распространенными, а также обособленными.

Окончание - некорневая формообразовательная морфема, стоящая после корня или суффикса и служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть не только материально выраженным, но и нулевым. Окончание, как и все флексии, не входит в основу слова.

Омонимы - слова, совпадающие по различным характеристикам, из которых определяющей является звучание, но совершенно разные по лексическому значению. Основным видом омонимов являются лексические омонимы. Кроме того, существуют фонетические омонимы (омофоны) и грамматические омонимы (омоформы). Иногда к омонимам относят графические омонимы (омографы). Следует отличать омоним от значения многозначного слова.

Орфограмма от греч. "orthos" - прямой, правильный и "gramma" - запись. Место в слове, к которому возможно применение орфографического правила. Для проверки орфограмм используются орфографические словари, многие из них многократно переиздаются, напр., подготовленный Д.Н. Ушаковым и С.Е. Крючковым "Орфографический словарь русского языка" выдержал более 35 переизданий.

Предлог - служебная часть речи, в которую входят слова, служащие для связи на основе управления слов в предложении. Вместе с падежными формами существительных и местоимений выражают разные отношения между предметами (чай с лимоном), действиями и предметами (подошел к столу), состояниями и предметами (яблоня в цвету). Выделяются непроизводные и производные предлоги, а также простые, сложные и составные.

Предложение - основная синтаксическая единица, грамматически и интонационно оформленная, выражающая сообщение (повествовательные предложения), вопрос (вопросительные предложения) и побуждение (побудительные предложения). Помимо того, выделяют утвердительные и отрицательные предложения, а также предложения восклицательные. По структуре делятся на два основных типа: простое предложение и сложное предложение. Истории лингвистики известно свыше 250 определений предложения..

Просторечие - разновидность языка, в которой используются средства, выходящие за пределы норм литературного языка. Не имеет строго определенных норм. В отличие от диалектов употребление просторечий не ограниченно территориально. В отличие от жаргона не осознается носителями как нечто ненормативное. В словарях обозначается пометой прост.

Прямая речь - дословная передача чьего-либо высказывания, сопровождаемая авторскими словами: ""И форму от бесформия мы лечим", - сказал поэт" (Ю.М. Нагибин). На письме оформляется кавычками. Постановка знаков препинания при прямой речи зависит от расположения ее по отношению к авторским словам. При синтаксическом анализе авторские слова рассматриваются как основное предложение, прямая речь - как предложение, его осложняющее. Противопоставляется косвенной речи.

Пунктуация (от лат. punctum точка) - 1) прикладной раздел языкознания, определяющий правила постановки знаков препинания; 2) процесс или результат расстановки знаков препинания в тексте; 3) то же, что и знаки препинания.

Род - 1) грамматическая категория, постоянный грамматический признак существительных, выражающийся в отнесении их к мужскому (дом), женскому (стена), среднему (окно), а также общему (забияка) роду или к словам, не имеющим признаков рода (деньги). Проявляется в окончаниях или в согласовании с другими словами (ужасный забияка). Лексическое значение рода есть только у одушевленных существительных; 2) постоянный грамматический признак личных местоимений третьего лица единственного числа (он, она, оно); 3) переменный морфологический признак имен прилагательных, местоимений-прилагательных, порядковых числительных, особой формы глагола - причастия, а также количественных числительных один, одна, одно, два, две и собирательных оба, обе. Зависит от рода определяемого существительного (красивый шарф, красивая блузка, красивое платье); 4) переменный морфологический признак форм глагола изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа и сослагательного наклонения. Зависит от рода слова-подлежащего (Прошло утро, настал день).

Синтаксис (от греч. syntaxis составление) - 1) одна из областей грамматического строя языка, основными единицами которой являются словосочетание и предложение.; 2) раздел грамматики, изучающий основные синтаксические единицы и на этом основании включающий в себя две основные части: учение о словосочетании (синтаксис словосочетания) и учение о предложении (синтаксис предложения).

Слово - основная единица языка, лексическая единица. Выражает понятие о предмете, процессе, явлении, их свойствах или отношениях между ними. Обладает совокупностью признаков: фонетической оформленностью, грамматической оформленностью и фразеологичностью значения.

Словоизменение - образование для каждого слова языка (кроме неизменяемых частей речи) всех его словоформ и всех его аналитических форм.

Словообразование - 1) раздел языкознания, который состоит из двух тесно связанных между собой подразделов: морфемики, изучающей строение слов, их состав, и собственно словообразование, в центре внимания которого находятся средства словообразования и способы образования слов.; 2) подраздел словообразования. Объектом изучения словообразования являются производные однокоренные слова, образованные разными способами и с помощью различных словообразовательных средств; 3) процесс. Образование однокоренных слов от производящих основ с помощью различных словообразовательных средств.

Словосочетание - синтаксическая единица, представляющая собой соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи: согласования (старая песня), управления (петь песню) или примыкания (петь хором).

Словоформа - слово в некоторой грамматической форме, например, дом, домами, домам.

Слог - звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении - отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью. В русском языке слог формируют только гласные звуки. Различают слоги ударные и безударные, среди которых выделяются предударные и заударные, а также открытые (кончающиеся гласным: тра-ва), закрытые (кончающиеся согласным: кар-кас), прикрытые (начинающиеся с согласного: ре-ки) и неприкрытые (начинающиеся с гласного: у-рок). Слова делятся на слоги в соответствии с правилами слогоделения.

Смысл, значение - содержание знакового выражения; мысль, содержащаяся в словах (знаках, выражениях).

Смыслоразличительная роль звука - способность звука служить для различения слов и их форм. Свойственна ударным гласным (дым-дом) и согласным в определенной позиции (дом-том), в которой они не могут измениться, например, оглушиться (код-кот). Звук в такой позиции называется фонемой.

Стиль речи - совокупность языковых особенностей (лексических, грамматических, фонетических), характерных для разных ситуаций общения, напр., в мире науки (научный стиль речи), в деловых кругах (официально-деловой стиль речи), в быту (разговорный стиль речи) и т.д. Различаются стили устной и письменной речи.

Старославянский язык - мёртвый древнеболгарский язык, на котором во второй половине 9 в. Кириллом (в миру Константином) и Мефодием были сделаны переводы греческих богослужебных книг. Стал распространяться церковно-книжным путем на Руси после ее крещения (в 988 г.). В дальнейшем заимствованные старославянизмы проникли в светскую письменную речь, а затем в устную.

Суффикс - некорневая морфема, стоящая после корня и перед окончанием, или придающая слову дополнительное лексическое значение (словообразовательный суффикс), или указывающая на грамматическую форму слова (формообразовательный суффикс).

Текст (от лат. textum связь, соединение) - высказывание, воспроизведенное на письме или в печати.

Транскрипция (от лат. trans предлог через и scribo, scriptum писать) - специальный способ записи речи в полном соответствии с ее звучанием. Для русского языка используются две системы транскрипции: основанная на латинице и основанная на русском алфавите (кириллическая). Транскрипционная запись звучащей речи обычно заключается в квадратные скобки - [ ]. Систему транскрипции для русского языка разработал Л.В. Щерба.

Транслитерация  (от лат. trans через и litera буква) - побуквенная передача текста, записанного с помощью одной графической системы средствами другой графической системы.

Ударение - выделение фонетическими средствами какого-либо речевого элемента, которое служит для создания целостности значимых сегментов (отрезков) речи. Словесное ударение в русском языке служит для фонетической организации слова путем выделения слога, называемого ударным, и подчинения ему безударных слогов. Синтагматическое ударение обеспечивает фонетическое объединение нескольких слов в синтагму, фразовое ударение - во фразу.

Ударение подвижное - ударение, которое при изменении слова может перемещаться с одного слога на другие и даже уходить за пределы графического слова: спин?а, сп?ину, н?а спину (слово фонетическое). Противопоставляется постоянному (неподвижному, фиксированному) ударению.

Ударение свободное (разноместное) - ударение, которое может падать в словах языка на любой слог, независимо от его местоположения в слове. Характерно для русского языка. Играет смыслоразличительную роль (зам?ок - з?амок). Противопоставляется постоянному (неподвижному, фиксированному) ударению.

Фонема (от греч. phone звук) - кратчайшая звуковая единица, служащая для различения слов и их форм, другими словами, звук речи в позиции, где полностью проявляются его артикуляционные характеристики, например, гласный под ударением (вор и вар) или согласный перед гласным (дом-том).

Фонетика (от греч. phonetike от phone звук) - раздел языкознания, изучающий артикуляционные, акустические свойства человеческой речи.

Фразеология - 1) относительно самостоятельный раздел лексикологии, изучающий устойчивые сочетания слов - фразеологизмы. Значительный вклад в русскую фразеологию внес В.В. Виноградов; 2) совокупность фразеологизмов, входящих в словарный состав языка.

Функция языковой единицы - предназначение, выполняемое ею в акте коммуникации.

Части речи - классы слов, объединенные по трем признакам: 1) обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); 2) одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; 3) общностью основных синтаксических функций. В русском языке традиционно выделяется десять частей речи, образующих две группы: самостоятельные (или знаменательные слова) и служебные части речи (или частицы речи). Кроме того, в русском языке есть слова, которые лингвисты не относят ни к одной из этих групп, называя их отдельной частью речи или словами вне частей речи.

Частица - служебная часть речи, придающая предложению в целом или его отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки (смысловые частицы), а также служащая для образования грамматических форм слов (формообразующие частицы). Не следует смешивать с приставкой кое - и постфиксами - либо, -нибудь, -то, -ся,иногда традиционно называемых частицами.

Чередование (позиционное) - мена звуков, которая объясняется фактами современного языка и зависит от позиции звука в слове, например, чередования парных глухих и звонких согласных (сады [сады]- сад [сат]) или замена гласного звука [о] звуком [а] в результате редукции (воды [в`оды]- вода [вад`а]). Позиционные чередования, как правило, не отражаются на письме, но встречаются исключения (фонетический принцип написания).

Число глагола - переменный морфологический признак. Выражается по-разному в разных формах глагола: 1) с помощью личных окончаний в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (чита/ю/ешь/ет; чита/ем/ете/ют); 2) окончаниями числа в формах повелительного наклонения (читай; читайте); 3) окончаниями единственного числа мужского / женского / среднего рода и окончанием множественного числа в формах прошедшего времени изъявительного наклонения и в формах сослагательного наклонения (блестел/а/о; блестел/и).

Язык - знаковая система, используемая в каком-либо сообществе (людей, животных) для обмена информацией. Различают: 1) естественный человеческий язык; 2) язык животных; 3) искусственные языки (например, языки программирования). В языкознании изучается естественный человеческий язык. Однако и в языкознании термин язык имеет, как минимум, два значения: 1) язык как определенный тип знаковых систем, язык вообще; 2) конкретный язык - та знаковая система, которая используется в некотором обществе в определенный период времени (например, русский язык). Все существующие и существовавшие раньше человеческие языки могут быть разбиты на группы по принципу родства, т.е. происхождения от определенной языковой традиции - праязыка, или языка-предка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2012.

 Копосова, Нина Александровна.     Структура слова и орфография русского языка [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Копосова; Н. Г. Алексеевич. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 149 с.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

 Шипицына, Г. М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка [Текст] : лексика. Словообразование. Морфология: Кн. для учителя / Г. М. Шипицына, С. С. Петровская, И. Н. Черников. - Москва : Просвещение, 1995. - 287 с

Хрестоматия по методике русского языка [Текст] : преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях : пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. - Москва : Просвещение, 1995. - 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экономика отрасли" способствуют более глубокому изучению дисциплины, развитию логического мышления, умению делать выводы и пра...

Методические рекомендации по выполнению практических работ в Excel

В методических указаниях рассмотрены основы работы с таличным процессором Exel.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...

Методические рекомендации по выполнению практических работ в Word

В методических указаниях рассмотрены основы работы с текстовым редактором Word.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по программированию на языке С++

В методические рекомендации включены пятнадцать практических работ. Каждая работа содержит:цель;описание материально-технического оснащения;используемое программное обеспечение;краткие сведения из тео...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по программированию на языке С++

В методические рекомендации включены пятнадцать практических работ. Каждая работа содержит:цель;описание материально-технического оснащения;используемое программное обеспечение;краткие сведения из тео...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ. Русский язык

Советы учащимся, выполняющим самостоятельную работу по русскому языку...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи

Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для  СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...