«Читая Письма о добром»: как говорить.
классный час по русскому языку (10 класс) на тему

Цель мероприятия:

Подростки получат повод

- задуматься о том, как речь человека характеризует его личность,

- задуматься о жизненно важных проблемах,

- определить свое отношения к нравственным ценностям;

- познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности  Д.С.Лихачева,

- получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

 

                                            Наша речь - важнейшая часть не только нашего

                                                       поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего

                                                    ума, нашей способности не поддаваться влияниям    

               среды, если она "затягивает".

 

                                                                                                 Академик Д.С. Лихачев (1996)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_govorit.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Читая Письма о добром»: как говорить.

Цель мероприятия:

Подростки получат повод

- задуматься о том, как речь человека характеризует его личность,

- задуматься о жизненно важных проблемах,

- определить свое отношения к нравственным ценностям;

- познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности  Д.С.Лихачева,

- получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

                                            Наша речь - важнейшая часть не только нашего

                                                       поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего

                                                    ума, нашей способности не поддаваться влияниям    

               среды, если она "затягивает".

                                                                                                 Академик Д.С. Лихачев (1996)

1 ведущий: В ноябре 2006 года отмечалось столетие со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он был выдающимся ученым, общественным деятелем. Это человек, с именем которого всегда ассоциируется представление о высокой культуре, добре, справедливости.      

     14 февраля 2006 года Президиум Российской Федерации подписал Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева», согласно которому 2006 год объявлен в России «Годом гуманитарных наук, культуры и образования – годом Д.С.Лихачева». Инициатором празднования юбилейной даты выступили Администрация Санкт-Петербурга и Московский благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева.

      Среди многочисленных работ Дмитрия Сергеевича есть одна особая, она называется «Письма о добром и прекрасном», составленная в форме  писем. Она адресована молодому поколению, она рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте поведения и окружающего мира. Одно из писем посвящено очень серьезному вопросу:

Как говорить?

          На скамейке сидят Альфия и Дамир.

АЛЬФИЯ: - А ты знаешь, что мне вчера Фарида о Марселе сказала? Что Марсель до нее встречался с Зульфией, а до Зульфии – с Венерой. В общем, бабник он, твой Марсель.

ДАМИР: - Да ну тебя. Давай я тебе лучше расскажу, как мы в Крым ездили.

АЛЬФИЯ: - А кто ездил?

ДАМИР: - Полкласса нашего, и еще Сания с Фаридой из десятого «Б».

АЛЬФИЯ: - Сания? А ты знаешь, что она – воровка? Когда в 6-м классе училась, блузку в магазине украла.

ДАМИР: - Не может быть! Ты что – Сания и украла?!

АЛЬФИЯ: - А что? Взяля и украла. У нее вообще глаз какой-то нехороший. Всё смотрит чего-то, смотрит, будто украсть собирается.

ДАМИР: - Да ну тебя. Ерунда всё это.

АЛЬФИЯ: - Ничего не ерунда. И дружок твой Айдар тоже – рыльце в пушку. Знаешь, что про него говорят? Что он обещал на Гузель жениться, а сам обманул ее. И вообще, он наркоман. Травку курит.

ДАМИР: - Ну ты даёшь! А про меня что говорят?

АЛЬФИЯ: - Про тебя? Ну, в общем, тоже говорят.

ДАМИР: -Что, давай, говори!

АЛЬФИЯ: - Ну, что у тебя… В общем…

ДАМИР: - Что, в глаза не можешь?

                       Замахивается, Альфия закрывается рукой. Входит Марсель.

МАРСЕЛЬ: - Привет! Вы что как парковые скульптуры? Пионерка и дискобол.

ДАМИР: - Марсель! Мне нужно у тебя кое-что узнать. Это важно.

МАРСЕЛЬ: - Валяй.

ДАМИР: - Это правда про Зульфию?

МАРСЕЛЬ: - Что?

ДАМИР: - А про  Венеру? В общем, ты, оказывается, известный Дон-Жуан!

Марсель: -А, это! Ну, это типичные сплетни. Мы просто с Зульфией в соседних домах живем, и в прошлом году у нас уроки одинаково кончались, я ее до дома провожал. А с Венерой – один раз танцевал на вечеринке какой-то. И всё.

ДАМИР:  - А про Санию? Про воровство?

МАРСЕЛЬ: - Так. Про Санию. Это старая история. У них бабушка умерла, и мать её послала в магазин рубашку для покойницы купить. Она рубашку взяла, а заплатить забыла. Идет с этой рубашкой в руках и плачет. Ну её на выходе и тормознули.

ДАМИР: - А про Айдара с Гузель? И что он наркоман?

МАРСЕЛЬ: - Это всё ерунда!

ДАМИР (замахивается Альфию) : - Ах ты… Язык твой паганый!

МАРСЕЛЬ: - Прекрати, ты что!

АЛЬФИЯ: - Давай, давай, бей женщину! А в милицию не хочешь!?

ДАМИР: - Ах ты! Да я тебя сейчас!

МАРСЕЛЬ: - Тихо! Вы что, с ума сошли?

АЛЬФИЯ: - А ты откуда знаешь, что всё это ерунда?

МАРСЕЛЬ: - Ладно, слушайте. Дамир, это тебе пригодится. Дело в том, что раньше меня тоже пичкали этой ерундой – кто да с кем, да кто что сказал и что сделал… Надоело это мне. Неужели все вокруг воры, сволочи, обманщики и изменщики? Решил я проверить, и с каждым откровенно поговорил. И выяснились вещи, которые совсем по-другому, как говорится, освещают события. И самое страшное – что никто и не пытается проверить, а все верят на слово. Все эти дурные разговоры про других, сплетни эти, обсуждение чужих ошибок за глаза – всё это действует как яд, как страшная отрава.

ДАМИР: - Как будто тебя кто-то в спину кусает.

МАРСЕЛЬ: - Между прочим, Айдар с Гузель прекрасно начинали дружить. Они по-настоящему влюбились друг в друга, и решили пожениться, когда им исполниться по восемнадцать. И знаете что случилось? Им наговорили всяких гадостей друг про друга. И между прочим, Альфия в этом тоже принимала участие. Вернее, соучастие.

     Альфия закрывает лицо руками и начинает плакать.

ДАМИР: - Ага, вот так вот! Давай-давай, рыдай, змея подколодная!

МАРСЕЛЬ: - Не надо. Если она плачет, значит, не всё еще так плохо.

     Садится рядом и кладет ей руку на плечо. Дамир, помедлив, кладет руку на ее другое плечо.

2 ведущий:  Одним из главных предназначений речи является ее способность оказывать на других людей сильное влияние; и наша задача – вкладывать в нашу речь любовь и уважение к другим людям, а не выражать в ней свою ненависть или злость. Злое слово калечит и разъединяет, а доброе слово порождает добрые чувства, поддерживает дружбу.      

1 ведущий: Школа – это место, где молодые люди постигают знания о жизни, о справедливости и о благородстве. В ней не должно быть места насилию и жестокости. Годы учебы в школе – это лучшее время научиться состараданию и прощению, единству и сотрудничеству. И только совместные усилия всех учителей и учащихся смогут эффективно сделать это.

     Прозвенел звонок, ученики выходят из класса. Лейсан и Альберт за одной партой, за ними Талгат, Роза и Тимур.

ЛЕЙСАН: - Ты знаешь всего Пушкина наизусть! Здорово! У нас еще никогда не было настоящего поэта в классе!

АЛЬБЕРТ: - Я не думаю, что могу считаться настоящим поэтом. Ответственность слишком высока.

ЛЕЙСАН: - У меня скоро день рождения. Напишешь для меня стихи?

АЛЬБЕРТ: -Несомненно, о моя высокородная дама! Вдохновения волны насходят с небес красоты, отзываясь в сердцах тех, кто любит!

ЛЕЙСАН: - Классно! Ну ладно, я побежала!

     Лейсан уходит, Альберт складывает свои тетради и учебники. Роза подходит к нему и хватает тетрадку, читает из нее.

РОЗА: - А вы когда-нибудь решали судьбу дубового листка?

АЛЬБЕРТ: - Отдай! Как ты смеешь?

     Пытается отобрать тетрадь. Роза уворачивается.

РОЗА: - Приходите на пруд тёмной ночью, и спросите у глади воды…

АЛЬБЕРТ: - Прекрати! Отдай мою тетрадь!

     Роза бросает тетрадь Тимуру.

АЛЬБЕРТ: - Ребята, что вы делаете? Зачем это?

ТИМУР: - Ах, ты не понимаешь? Как же так? Ты же такой умный…

РОЗА: - У него явно проблемы с головой.

АЛЬБЕРТ: - Что я должен понять?

ТАЛГАТ: - Ты сегодня первый день в этом классе, и ты уже флиртуешь с самой красивой девчонкой в классе.

АЛЬБЕРТ: - Что?

РОЗА: - У него явно проблемы со слухом.

ТИМУР: - А вы катались на кораблике из листика ольхи?

АЛЬБЕРТ: - Пожалуйста!

     Альберт пытается отобрать тетрадь, Роза толкает его в спину, он спотыкается и роняет очки. Роза толкает еще раз, и Альберт наступает на свои очки.

АЛЬБЕРТ: - Мои очки!

     Альберт садится и начинает искать очки. В это время входит учитель.

УЧИТЕЛЬ: - Что здесь происходит? Талгат! Я тебя уже предупреждал! Мы выгоним тебя из этой школы! Альберт, так тебя зовут? Они били тебя? Разбили очки?

АЛЬБЕРТ: - Это я сам. Я сам наступил на свои очки.

УЧИТЕЛЬ: - Да? Ладно. У тебя все в порядке? Талгат, учти, если что, вылетишь!

          Учитель уходит.

РОЗА: - Теперь у него точно проблемы со зрением.

     Роза и Тимур хохочут.

ТАЛГАТ: - Заткнитесь вы, идиоты!

     Талгат вырывает тетрадку у Тимура, отдает Альберту и уходит.

1 ведущий:Мы спрашиваем себя: где же истина, в чем правда, куда идти, к чему стремиться, ради чего жить... Нет ответа... Впрочем, он есть. Ответы на эти восклицания, чаще всего непроизнесенные, давным-давно дала наша классика, в том числе Лихачев, но мало нам это узнать, прочитать, надо ведь в этом еще утвердиться.

2 ведущий: Д.С.Лихачев писал: «Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые . Подлинные друзья приобретаются в молодости. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

     Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь , ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на

всю жизнь. И еще. Есть русская пословица: "Береги честь смолоду". В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

     На сцену выходят Дамир, Альфия, Марсель.

ДАМИР: - Уважайте других людей, говорите о них либо хорошо, либо ничего.

АЛЬФИЯ: - Вместо того, чтобы дурно отзываться о другом человеке, лучше помогите ему стать лучше.

МАРСЕЛЬ: - Замечайте только хорошие, позитивные качества человека, и прощайте плохие.

ДАМИР: -Говорите и думайте о других так, как бы вы хотели, чтобы говорили и думали о вас.

АЛЬФИЯ: - Не говорите дурно о других и не слушайте злые разговоры.

МАРСЕЛЬ: - Если говорить о других людях только хорошее, это поможет им стать лучше!

Роза: - Храните мир в школе, а также дома, на улице и везде, где вы бываете!

ТИМУР: -Там, где мир – там уважение и любовь.

ТАЛГАТ: -Там, где агрессия – там жестокость и несчастья.

ЛЕЙСАН: -То, как вы себя ведете, составляет вашу личность.

АЛЬБЕРТ: -Будьте добрыми и благородными людьми, и  помогите быть такими другим.

Вопрос к классу:

Скажите, пожалуйста, что мы можем понять о человека , судя по его речи?

…………………………………….

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности,

Грубость в языке, как и  грубость в манерах, неряшливый вид – можно встретить очень часто.

Отчего это происходит?

Почему некоторым людям нравится вести себя именно так?

………………………………………..

Что по вашему мнению на самом деле стоит за грубостью речи человека?

Послушаем, что думал по этому поводу Д.С.Лихачев.

.

«Осмысление»

Знакомство с новой информацией.

 

на самом деле

 

Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением  подавить в себе чувство страха.

Это происходит полусознательно.

 Конечно, это признак невоспитанности, не интеллигентности, а иногда и жестокости.

В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. "Плюющиеся словами" люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

Как вы думаете, почему по-настоящему сильный человек не будет баз нужды повышать голос,  не будет ругаться и употреблять жаргонных слов?

……………………………………

Потому что  

 он уверен, что его слово и так весомо.

Дети участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

«Рефлексия»

Получение от учеников  обратной связи на уровне

Отношения и понимания сути проблемы

«Как говорить».

Скажите, как и где

Можно и нужно учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи?

………………………………………

 … надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо..

Докажите, что

Для этого составим Толковый словарь слов, которые обязательно должны быть в лексиконе нашего класса.

Вариант:

(Словарь волшебных слов)

Учитель раздает листы А4. каждый ученик крупно пишет одно слово и более мелко его значение, в каких случаях оно употребляется.

Далее каждый озвучивает свое слово.

Листочки скрепляются, оформляются как сборник.(или выставка на доске)

Дети

Подбирают и записывают и озвучивают слова для Словаря.

.

Отвечают на заключительный вопрос учителя.

Полный текст (для учителя)

Письмо девятнадцатое «Как говорить?»

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. "Профессорская" шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: "С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен...". "Исправить" язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины.

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной - своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он "истинно деревенский", то это и смешно, и цинично: "Глядите, каков я: плевать на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!".

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливом в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем - либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. "Плюющиеся словами" люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет баз нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной "закомплексованности" (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает".

Дмитрий Лихачев

Письма о добром, Санкт-Петербург, Издательство «Нотабене», 1994, с.63 –66).

Достоинства видят издалека, недостатки же - вблизи
Тема "Доброта и гуманность". 6-й класс



Цели: развить у учащихся представление о достоинствах человека, ценность которых признается в обществе; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности, способствовать развитию мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Материалы к уроку: учебник "Граждановедение" Я. Соколова, тексты сказок А. Пушкина, карточки с проблемными заданиями для групп, памятные медали.

Оформление доски

Эпиграф:
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Дмитрий Лихачев


Ход урока
Урок начинается с обсуждения эпиграфа. Что для нашего знаменитого ученого является главным в человеке? Что значит быть человечным? Здесь же объясняется понятие "гуманность".
Согласны ли вы с мнением Лихачева?
Учащиеся читают библейскую легенду о Каине и Авеле. Затем идет обсуждение. Кто из героев этой легенды является добрым? Какого человека называют добрым? Какова основная мысль этой легенды? Следует подвести к такому выводу: хотя зло иногда и берет верх над добром, оно обязательно будет наказано. Только добрый человек находит признание в обществе. Сравните его с народной мудростью, выраженной в пословицах: "Жизнь дана на добрые дела". "Нам добро, никому зло - то законное житье". Учащиеся объясняют смысл пословиц.
Беседа учителя литературы: Тема добра и зла - вечная тема нашей художественной литературы. Обращался к ней и Александр Сергеевич Пушкин. Он слушал сказки еще в детстве, но свои создал в зрелом возрасте. После 1830 года писал их каждый год по одной.
Шестиклассники перечисляют сказки Пушкина.
Но сегодня мы будем говорить только о четырех из них: "Сказке о попе и работнике его Балде", "Сказке о рыбаке и рыбке", "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказке о золотом петушке".
Как начинаются эти сказки? ("Жил-был поп...", "Три девицы под окном...", "Жил старик со своею старухой..."). Почему у Пушкина нет традиционного зачина? (Пушкину незачем отправлять своих героев в тридесятое царство, они живут здесь, рядом, это окружающие нас люди. Их волнуют те же самые проблемы, что и нас).
Кого из героев пушкинских сказок вы бы назвали добрыми? Каким предстает перед нами Балда? (Ловкий, смекалистый, трудолюбивый). Как вы думаете, на чьей стороне автор, когда описывает соревнования Балды с бесенком? ("Мордка", "весь мокрехонек, лапкой упираясь", "хвостик поджал", "бедняжка" - эти слова говорят о том, что автор сочувствует бесенку).
А как Балда расправляется с попом? ("Вышибло ум у старика", "жив остался, но без ума").
Вывод. Балда хитер, но жесток, несмотря на то, что и поп далеко не положительный герой. Нет в Балде всепрощения, которое есть в другой сказке.
Каким вы видите царя Салтана? Почему Пушкин назвал его славным? (Царь доверчив, отзывчив, добр).
Что помогло князю Гвидону и его матери выжить на острове? (Лебедь платит ему добром за добро).
Когда у Гвидона появилось чувство злости? ("А комар-то злится, злится...") За что он наказывает своих теток и бабушку? Справедливо ли это наказание? Как поступает с провинившимися царь Салтан? Было ли достигнуто всеобщее счастье в первой сказке? (Нет). А во второй? (Да). Когда же все бывают счастливы? (Когда торжествует добро, когда все прощены).
Почему же несчастлив старик из "Сказки о рыбаке и рыбке"? Кто противостоит доброму старику? (Злая, жадная старуха). Прощает ли старик старухе эти ее отрицательные качества? (Да, иначе он не исполнял бы ее желания).
Чем отличается доброта старика от доброты героев "Сказки о царе Салтане"? (Доброта старика превращается в покорность, а это не приводит к счастью).
Кто является олицетворением зла в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях"? (Царица).
Когда зло берет верх над добром? (Когда царевна умирает от отравленного яблока).
Как изменяется окружающий мир? Что мы видим вместо моря и чудесного острова, где все счастливы? ("...высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе во тьме печальной гроб качается хрустальный")...
Но Пушкин не мог смириться с победой зла. В сказке, как и положено, совершается чудо. Как добро побеждает зло?
Но зло должно быть наказано. Как наказана царица? От чего она умерла? (От злобы).
Вывод. К счастью можно прийти через испытания, горе, зло, которое должно быть наказано.
За сказочным жанром у Александра Сергеевича Пушкина скрываются серьезные рассуждения о жизни, о добре и зле. Сказки выстраиваются в цикл:
Первая сказка: умейте прощать.
Вторая сказка: и тогда все будут счастливы.
Третья сказка: но прощение не должно превращаться в покорность.
Четвертая сказка: к счастью приходят через испытание, горе, зло, которое должно быть наказано.
И тогда... Тогда ты увидишь свою волшебную страну, в которой нет места злу.
Учитель граждановедения: Такую страну не надо искать, ее нужно создавать самим. А теперь попробуйте составить "словесный портрет" жителя этой страны, где царит доброта.
Учащиеся работают в группах. В процессе обсуждения групповых работ создается общий "портрет" доброго человека.
В качестве закрепления группам предлагается продолжить следующие ситуации:
Первая группа. Коля взял у Сережи из сумки жевательную резинку без разрешения, а Сережа заметил и...
Вторая группа. Бездельник позавидовал успешному предпринимателю и написал на него лживое письмо, а тот...
Третья группа. Хулиганы пристали на улице к школьнице, мимо шел ученик другой школы и...
На заключительном этапе урока учитель знакомит учащихся с советами Дмитрия Лихачева (Д. Лихачев, "Письма о добром и прекрасном").
Все дурное и мелкое в жизни быстро забывается, стирается в памяти. А люди, бескорыстно служившие другим, служившие по-умному, по-доброму, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки. О них рассказывают.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое в конечном счете верное на пути к личному счастью. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно.
В конце урока ребятам дарятся памятные медали с пословицами о добре.
Домашнее задание. Найти в сборниках по три пословицы о добре, объяснить письменно смысл одной из них. Перечитать "Сказку о золотом петушке". Она будет использована на уроке о злобности и жестокости.

Елена КОНДРАТЬЕВА,
учитель граждановедения

Максатинский район,
Тверская область

 

 

[Обратно] [На титульную] [Вверх]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Моральные пророки. Памятник совести."посвящена Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром" для 11 класса

Презентация, посвященная Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром", была использована мною в рамках проведения Недели Добра для учащихся 11 класса. Ученики познакомились с жизнью и творчеством одного...

Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"

Аннотация: --------------------------------------------- Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о велича...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

Урок русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ отрывка статьи Д.С. Лихачёва из сборника «Письма о добром» (подготовка к ЕГЭ блок С)

Цель:1)развивать навыки связной монологической устной и письменной речи;2) научить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского...

Изложение (аудио). "Д.С. Лихачев. "Письма о добром и прекрасном" (9 класс)

Рекомендую использовать на уроках русского языка в 9 классе....

Читая письма царственной четы

Методическая разработка внеклассного мероприятия...