Урок развития речи в 6 классе Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Грищенко Инна Сергеевна

Цели:

1.    Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

2.    Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.

3.    Посредством данного произведения живописи воспитывать интерес к прекрасному, стремление к самосовершенству, физическому, духовному (нравственно-эстетическое воспитание).

 

Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал (репродукции картины, конспекты с опорными словами), записи на доске, тетрадные листочки, аудиозапись утренней зарядки.

                                            Ход урока:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок развития речи в 6 классе.

                        Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Цели:

  1. Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся.
  3. Посредством данного произведения живописи воспитывать интерес к прекрасному, стремление к самосовершенству, физическому, духовному (нравственно-эстетическое воспитание).

Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал (репродукции картины, конспекты с опорными словами), записи на доске, тетрадные листочки, аудиозапись утренней зарядки.

                                            Ход урока:

                                                                         В здоровом теле – здоровый дух.

                                                                                                  Пословица.

Оргмомент.

Доброе утро!

Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок не с обычного приветствия (“здравствуйте”)? Работать мы будем не как обычно в тетрадях, а на листочках. Сегодняшний урок развития речи мы посвятим подготовке к написанию сочинения по картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Но прежде, чем мы начнём работать с репродукцией картины, я предлагаю вам пофантазировать.

2. Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям.

Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, составьте на листочке “ассоциативное солнышко”: Закройте глаза, представьте мысленно «утро».

На доске появляется табличка:

Слова какой части речи у вас преобладают? (сущ., прилаг., глаг.)

Используя своё “ассоциативное солнышко”, попробуйте описать картину под названием “Утро” (заслушиваются описания 1-2 учеников (по желанию)).

3. Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”.

Что вы добавите в своё “солнышко” после того, как увидели репродукцию картины? (зарядка, завтрак и т.д.)

Что нарисовано на картине? (перечислить неодуш. предметы: комната, мебель, цветы, утро и т.д.)

Подберите эпитеты (прилагательные) к слову “утро”. Какое утро запечатлела на своём полотне художница? Запишите слова.

На доске записываются примеры эпитетов (по одному слову от каждого ученика):

Как удаётся автору показать, что утро яркое, тёплое, осеннее? (обратить внимание на колорит картины, “говорящие” детали: школьная форма, дверь на балкон открыта)

Кто является главным героем картины?

 Как вы определили? (девочка в центре, на переднем плане картины)

О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)

                      Словарно-семантическая работа.

Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться)

 Чем можно зарядиться? (энергией здоровья)

А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.

Упражнение, корректирующее осанку. Самокоррекция ( упражнения выполняются стоя)

Физкультминутка. Выпрямиться: 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо; подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас!

Какие ещё упражнения могла выполнять героиня картины? (1-2 упр.)

Подготовка к написанию сочинения по картине.

Ребята, что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине?

 Ответы: (аккуратная, подтянутая, спортивного телосложения, стройная, школьница (ученица)

Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”?

( Утро – обновление жизни, радость пробуждения, ожидания новых открытий, встреч, новых дел. Чтобы чувствовать себя бодрым, здоровым, нужно начинать новый день с зарядки.)

Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение?

( Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.)

На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди кумачовый галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример. Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни: стала известным художником, лауреатом Государственной премии, депутатом Верховного Совета Украины. Но самые светлые

В помощь ребятам даются опорные слова и выражения, которые позволят им избежать повтора одинаковых слов, следовательно, и речевых ошибок.

Раздаточный материал – слова для справок:

  • Художник -  мастер кисти, автор картины, живописец.
  • Изобразила -  показала, передала, запечатлела, создала, написала.
  • Девочка -  героиня, главный персонаж картины.
  • Колорит – цветовая гамма, холодные, теплые тона, живые краски.
  • Настроение – жизнерадостное.
  • Оставляет впечатление.
  • Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Чистота и уют. Пышная зелень цветов”.

Концовка сочинения: всматриваясь в интерьер комнаты, становишься соучастником всего происходящего. Чувствуешь осеннюю свежесть, ощущаешь прилив энергии, бодрости, которые дарит нам эта картина.

В качестве эпиграфа (эпиграф - слова, передающие основную мысль сочинения) предлагается взять пословицу “В здоровом теле – здоровый дух”.

Оформление записи темы и эпиграфа сочинения.

Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

В здоровом теле – здоровый дух.

                                                   Пословица.

Ребята, на втором уроке вам предстоит написать сочинение-описание на основе личных впечатлений по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.

Сосредоточтесь, начните писать черновой вариант, как только убедитесь в том, что ваше сочинение готово - можете переписать его в тетрадь для развития речи.

                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"

Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи "Обучение написанию сочинения по картине С Григорьева "Вратарь"

Цель урока: изложить содержание картины с элементами описания;- учить школьников правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия,  описывать портрет героя; - совершенствовать орфогр...

урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"

Материал содержит разработку урока и презентацию...

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....