Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Костерина Наталия Александровна
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате ОГЭ. Ученики 9 класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Сведения об авторе:

 Костерина Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы

 

Название:

разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса

Краткое описание материала:

Данная разработка урока  русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате ОГЭ.

Ученики 9 класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи: 

Образовательные:

  • развивать у учащихся умение выделять главную и второстепенную информацию;
  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  • прояснять ход мысли;
  • сжимать текст разными способами;
  • записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока

Эпиграф: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов

I. Организационный момент урока.

II. Цели и задачи урока.

  - Нам предстоит пройти ОГЭ, который состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста.. В этом нам помогут специальные упражнения.


III. Актуализация знаний.  

    -Хотя на экзамене вы должны будете воспринять текст на слух, сегодня мы будем выполнять упражнения с напечатанными текстами. Каждый из вас получит тексты с заданиями, и мы вместе выполним их.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

-Какие приемы сжатия текста вам знакомы? 

( Повторение теоретического материала)

1.   Презентация с приемами сжатия текста, памятки .

1. Исключение

  •   вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
  1. Замена
  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

-Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.                                

IV.Тренировочные упражнения (памятка, раздаточный материал)

Памятка«Способы сокращения текста» и с тренировочными упражнениями)

  1. исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

     1.При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.

Упражнение№1.

Прочитайте отрывок. Подчеркните в нем информацию, которую можно исключить. Сократите текст. Запишите сокращенный вариант.

Исходный текст.

Проходя мимо куста черемухи, где свищет и щелкает соловей, мы с замиранием сердца  думаем, понимающим толк в музыке, предназначен этот сольный концерт. Нет его слушает скрытая  серенькая подружка певца. Ее сердце, вероятно, сжимается от  такой же как наша, радость.

 

Сокращенный вариант.

Проходя мимо куста черемухи, где свищет и соловей, мы думаем, что именно нам предназначен этот сольный концерт. Нет его слушает скрытая  в молодых листьях серенькая подружка певца. Ее сердце, вероятно, сжимается от  радости.

2.Обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;

Памятка «Обобщение».

 

Сокращать текс можно обобщением:

-заменить несколько слов общим понятием;

-заменить однородные члены обобщающим словом;

-заменить предложение или его часть местоимением с обобщающим значением.

Упражнение№2.

        Прочитайте приведенный отрывок. Подчеркните информацию, которую можно сократить. Сократите текст, используя обобщение или другие приемы сжатия текста. Запишите сокращенный вариант.

Исходный текст.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями, лесами, деревьями, старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

                                                                                                                           (К.Паустовский)

Сокращенный вариант.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с природой России.

3. - Любой текст состоит из предложений, связанных  по смыслу и грамматически.

Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.

Упражнение№3.

Среди приведенных предложений  найдите  предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с  помощью  слов когда, потому что, однако.

В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

  1. Этот обычай родился много столетий назад.
  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.
  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
  7. Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________».
  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Правильным будет такой текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)

4.

 - Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

Упражнение№4.

         Подчеркните ключевые слова в тексте. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы:  и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

           Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Вариант сжатого изложения:

          Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

V. Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.  

     

       Выполняется  задание на листах,  аккуратно делая карандашом необходимые пометки.  Каждый ряд работает со своим заданием. 3-4 минуты.

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния. (Подчеркните информацию, которую можно сократить, запишите сокращенный вариант).

Исходный текс

Сокращенный вариант

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

 

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены (подчеркните информацию, которую можно заменить, запишите полученный текст).

Исходный текс

Сокращенный вариант

М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

 

     

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения. (Подчеркните информацию, которую можно исключить, запишите сокращенный вариант).

Исходный текс

Сокращенный вариант

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

   

     

VI . Анализ текста (памятка этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения)

РАБОТА С ПАМЯТКОЙ (повторение)

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста.
   

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

   - Познакомимся с текстом, проанализируем его (раздаточный материал).

Задания

  1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца. (Текст без абзацев)

    Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.

Главное – любить, знать и с увлечением  относиться к своему делу.

    Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

     В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная  «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.

   

(245 слов)                                                                    (По В.В.Шахиджаняну)

  1. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
  2. Подчеркните ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, запишите свой вариант изложения первого абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением  относиться к своему делу.

Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело.

Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что  ошиблись при выборе профессии. А ведь  любить свою работу очень важно.

(27 слов)

 Обсуждение вариантов

- Какие способы сжатия вы использовали?   Исключение, обобщение.

(на слайде один из возможных вариантов изложения первого абзаца)

  1. Подчеркните ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, запишите

 свой  вариант изложения второго абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

   Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным, и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек   найдет  свое призвание, то работа будет ему в радость.

Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.

(39 слов)

Обсуждение вариантов

- Какие способы сжатия вы использовали?   Исключение, обобщение.

(на слайде один из возможных вариантов изложения второго абзаца.

  1. Подчеркните ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, запишите

 свой вариант изложения третьего абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная  «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.

Высшее наслаждение жизни  - в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству.

 Настоящим человеком может стать тот, кто  занимается своим делом, кто

нашел свою собственную «искорку» в душе.

 В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.

(37 слов)

Обсуждение вариантов

- Какие способы сжатия вы использовали?   Исключение, обобщение.

(на слайде один из возможных вариантов изложения третьего абзаца.

6. Посчитайте количество слов  в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

7.  Подведение итогов

– Обратимся к содержанию текста. В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?

Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?

Обсуждение ответов.

-Обратите внимание на слайд «Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения».

- По этим трем критериям будет оцениваться   ваше сжатое изложение:

 ИК 1 – содержание изложения   (0-2 балла)

ИК 2 – сжатие исходного текста   (0-3 балла)

 ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла)

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.

         

-Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

VII. Рефлексия

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

 - Какие способы сжатия текста вы знаете?

 - По каким критериям оценивается сжатое изложение?

VIII.Выставление оценок за урок.

IX. Домашнее задание:  написать сжатое изложение по тексту упражнения №259, учебник «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2009. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,  А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.

Слайд 15

Использованная литература

С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык 2012. –М.: «Интеллект-центр»,2012.

Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

Использованная литература.

1.Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м класс: методика и практика. М.:Педагогический университет «Первое сентября».2013.Авторы: Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова.

2. « Русский язык 2012»,М.: «Интеллект-центр»,2012.Авторы: Е.В.Драбкина, Д.И.Субботина.

3. « Русский язык 6.Готовимся к ГИА/ОГЭ.М.: «Просвещение»,2016. Авторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева.

4. « Русский язык 9.Готовимся к ГИА/ОГЭ.М.: «Просвещение»,2016. Авторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...