Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Сведения об авторе: Костерина Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы |
Название: разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса |
Краткое описание материала: Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате ОГЭ. Ученики 9 класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом |
Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Образовательные:
- развивать у учащихся умение выделять главную и второстепенную информацию;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
- прояснять ход мысли;
- сжимать текст разными способами;
- записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
- способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
- работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Воспитывающие:
- формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Вид урока: урок по развитию речи.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.
Оборудование: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.
Ход урока
Эпиграф: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов
I. Организационный момент урока.
II. Цели и задачи урока.
- Нам предстоит пройти ОГЭ, который состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста.. В этом нам помогут специальные упражнения.
III. Актуализация знаний.
-Хотя на экзамене вы должны будете воспринять текст на слух, сегодня мы будем выполнять упражнения с напечатанными текстами. Каждый из вас получит тексты с заданиями, и мы вместе выполним их.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.
-Какие приемы сжатия текста вам знакомы?
( Повторение теоретического материала)
1. Презентация с приемами сжатия текста, памятки .
1. Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или объединение
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
- Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
-Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.
IV.Тренировочные упражнения (памятка, раздаточный материал)
Памятка«Способы сокращения текста» и с тренировочными упражнениями)
- исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;
1.При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,
- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,
- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,
- исключение одного или нескольких предложений.
Упражнение№1.
Прочитайте отрывок. Подчеркните в нем информацию, которую можно исключить. Сократите текст. Запишите сокращенный вариант.
Исходный текст.
Проходя мимо куста черемухи, где свищет и щелкает соловей, мы с замиранием сердца думаем, понимающим толк в музыке, предназначен этот сольный концерт. Нет его слушает скрытая серенькая подружка певца. Ее сердце, вероятно, сжимается от такой же как наша, радость.
Сокращенный вариант.
Проходя мимо куста черемухи, где свищет и соловей, мы думаем, что именно нам предназначен этот сольный концерт. Нет его слушает скрытая в молодых листьях серенькая подружка певца. Ее сердце, вероятно, сжимается от радости.
2.Обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;
Памятка «Обобщение».
Сокращать текс можно обобщением:
-заменить несколько слов общим понятием;
-заменить однородные члены обобщающим словом;
-заменить предложение или его часть местоимением с обобщающим значением.
Упражнение№2.
Прочитайте приведенный отрывок. Подчеркните информацию, которую можно сократить. Сократите текст, используя обобщение или другие приемы сжатия текста. Запишите сокращенный вариант.
Исходный текст.
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями, лесами, деревьями, старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
(К.Паустовский)
Сокращенный вариант.
Я уверен, что для полного овладения русским языком, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с природой России.
3. - Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.
Упражнение№3.
Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако.
В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?
- Этот обычай родился много столетий назад.
- Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
- При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
- Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.
- Каждый встречный мог оказаться врагом.
- Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
- Открытая ладонь правой руки означала: «__________________________________».
- Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Правильным будет такой текст:
Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.)
4.
- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.
Упражнение№4.
Подчеркните ключевые слова в тексте. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например. Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.
Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.
Вариант сжатого изложения:
Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.
V. Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.
Выполняется задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки. Каждый ряд работает со своим заданием. 3-4 минуты.
1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния. (Подчеркните информацию, которую можно сократить, запишите сокращенный вариант).
Исходный текс | Сокращенный вариант |
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях. | О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях. |
2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены (подчеркните информацию, которую можно заменить, запишите полученный текст).
Исходный текс | Сокращенный вариант |
М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. | Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом. |
3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения. (Подчеркните информацию, которую можно исключить, запишите сокращенный вариант).
Исходный текс | Сокращенный вариант |
За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года. | За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года. |
VI . Анализ текста (памятка этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения)
РАБОТА С ПАМЯТКОЙ (повторение)
Этапы учебной деятельности | Учебная деятельность |
1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» | Как определить тему?
|
2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» | Что нам помогает сформулировать идею? |
3. Этап определения структуры текста. Назовите композиционные части текста. | Композиция текста – построение текста. |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы | Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. |
5. Этап моделирования сжатого изложения | Как соединить содержание микротем в текст? лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические |
- Познакомимся с текстом, проанализируем его (раздаточный материал).
Задания
- Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца. (Текст без абзацев)
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.
Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
- Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
- Подчеркните ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, запишите свой вариант изложения первого абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. | Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. | Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно. (27 слов) |
Обсуждение вариантов
- Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
(на слайде один из возможных вариантов изложения первого абзаца)
- Подчеркните ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, запишите
свой вариант изложения второго абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным, и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» | Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость. | Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость. (39 слов) |
Обсуждение вариантов
- Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
(на слайде один из возможных вариантов изложения второго абзаца.
- Подчеркните ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, запишите
свой вариант изложения третьего абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек. | Высшее наслаждение жизни - в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству. Настоящим человеком может стать тот, кто занимается своим делом, кто нашел свою собственную «искорку» в душе. | В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе. (37 слов) |
Обсуждение вариантов
- Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
(на слайде один из возможных вариантов изложения третьего абзаца.
6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
7. Подведение итогов
– Обратимся к содержанию текста. В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?
Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
Обсуждение ответов.
-Обратите внимание на слайд «Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения».
- По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:
ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла)
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.
-Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.
VII. Рефлексия
-О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Что должно быть отражено в сжатом изложении?
- Какие способы сжатия текста вы знаете?
- По каким критериям оценивается сжатое изложение?
VIII.Выставление оценок за урок.
IX. Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту упражнения №259, учебник «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2009. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.
Слайд 15
Использованная литература
С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык 2012. –М.: «Интеллект-центр»,2012.
Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
Использованная литература.
1.Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м класс: методика и практика. М.:Педагогический университет «Первое сентября».2013.Авторы: Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова.
2. « Русский язык 2012»,М.: «Интеллект-центр»,2012.Авторы: Е.В.Драбкина, Д.И.Субботина.
3. « Русский язык 6.Готовимся к ГИА/ОГЭ.М.: «Просвещение»,2016. Авторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева.
4. « Русский язык 9.Готовимся к ГИА/ОГЭ.М.: «Просвещение»,2016. Авторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...
урок подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА
обучение написанию сжатого изложения...