Подготовка к ЕГЭ. Задание 13.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

Задание № 13, на мой взгляд, одно из самых сложных, так как объем материала довольно большой.  Передо мной стояла задача за одно занятие повторить максимально возможное количество материала. Поэтому консультация получилась достаточно насыщенная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku.doc331.5 КБ
Microsoft Office document icon praktika_13.doc49.5 КБ
Office presentation icon 13_zadanie.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 13. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Форма консультации: практикум.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.

Цели:

  • Закрепление  ЗУНов  работы с анализом смысла предложения  как средства подготовки к ЕГЭ.
  • Повторение слитного, дефисного, раздельного написания частей речи.
  • развитие речевого слуха, мыслительной деятельности.
  • Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, проектор.                                                    Ход консультации.

  1. Орг.момент. (Слайд 1)
  2. Работа с теоретической частью. (Слайд 2)

Слитное, раздельное, дефисное написание. В этом задании тебе понадобятся знания о частях речи.

Помни! вдребезги, впросак, воочию, вкупе, навзничь, навзрыд, наизусть, наотмашь, натощак, наискосок, насмарку, поодаль, понаслышке, невдомек, невзначай. Помни! Наречия, начинающиеся на ВПЕРЕ-, НАПЕРЕ-, ВПРИ-, ВРАЗ-, ВЗА-, ВНА-, НАВЫ-, ВПОЛ- пишутся слитно: вперебежку, наперевес, вприглядку, вразбивку, взаем,  внакидку, навыворот, вполглазка. Исключения: в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор,  на выучку, на выручку, на вырост.

(Слайд 3)

C:\Documents and Settings\Валентина\Рабочий стол\A18-1.png

Написание предлогов и приставок со словами (Слайд 4)

Различие наречий и существительных с предлогом (Слайд 5)

Производные предлоги и существительные с предлогом (Слайд 6,7)

Правописание частиц (Слайд 8)C:\Documents and Settings\Валентина\Рабочий стол\A18-2.png

СОЮЗЫ или МЕСТОИМЕНИЯ и НАРЕЧИЯ с предлогом и частицей Союзы ТАК ЧТО, ТАК КАК, КАК БУДТО, ПРИ ЭТОМ, НЕ ТО…НЕ ТО, то есть пишутся раздельно.  (Слайд 9)

Различаем союзы и предлоги с разными частями речи (Слайд 10,11)

  1. Составляем алгоритм.

Алгоритм разбора

  1. Определи часть речи, задав к слову вопрос. Помни! К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, к служебным – нет.
  2.  В зависимости от части речи вспомни правило.

4.  Комментированное письмо. Разбираем примеры вместе.

(ЗА)ЧАСТУЮ  мы  даже  не  представляем,  (НА)СКОЛЬКО  человеку   важно

понять, что является для него в жизни главным.  

Ни  громоотводы,  ни  вечный  двигатель  городу  Калинову  не  нужны, ПОТОМУ(ЧТО)  всему  этому  (ПО)ПРОСТУ  нет  места  в  патриархальном мире.  

Можно  (ПО)РАЗНОМУ  объяснить  сцену  словесного  поединка  Базарова  и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.  

 ЧТО(БЫ)  вернуть  Радищева  современному  читателю,  необходимо

попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как  и литературное творчество.  

(ПО)ВИДИМОМУ,  Боттичелли  был  учеником  известного  живописца

Филиппе  Липпи,  а  ТАК(ЖЕ)  флорентийского  живописца  и  скульптора  Андреа Верроккио.

(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда лучи солнца начинают насквозь пронизывать лес.

Доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

 Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

5.  Практикум. Работа с раздаточным материалом.

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно. (Федоров Е.)
  2. (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.(Коковин Е.)
  3. (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас? (Катаев В.)
  4. (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.(Федосеев Г.)
  5. Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир. (Федосеев Г.)
  1. Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма. (Захаров З.)
  2. Человек, у которого Клементьев спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым. (Дубровин Е.)
  3. И ВСЁ(РАВНО) мы чувствовали себя так, (КАК)БУДТО нас в чём-то обманули. (Балтер Б.)
  4. Молчаливые тучи вдруг распахнулись голубой бездной, (НА)МИГ осветив далекие горы, макушки елей, холодную зыбь реки, и мы (В)ПЕРВЫЕ в этом году услышали раскаты грома. (Федосеев Г.)
  5. Старик дважды прошёлся перед домиком, (БУД)ТО изучая его, (ЗА)ТЕМ направился к расположенному неподалеку продовольственному магазину. (Насибов А.)
  1. (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии. (Тренев В.)
  2. Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг. (Серба А.)
  3. Матросы завязывали вещевые мешки, подгоняли их лямки так, ЧТО(БЫ) мешок плотно лежал на спине и в ТО(ЖЕ) время не стеснял движений, ещё раз проверяли оружие. (Селянкин О.)
  4. (ОТ)ТУДА-ТО и доносился лай, (ПО)ПРЕЖНЕМУ злобный и напряжённый. (Федосеев Г.)
  5. У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО)все равно отставал.(Аргунова Н.)



Предварительный просмотр:

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно. (Федоров Е.)
  2. (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.(Коковин Е.)
  3. (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас? (Катаев В.)
  4. (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.(Федосеев Г.)
  5. Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир. (Федосеев Г.)

  1. Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма. (Захаров З.)
  2. Человек, у которого Клементьев спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым. (Дубровин Е.)
  3. И ВСЁ(РАВНО) мы чувствовали себя так, (КАК)БУДТО нас в чём-то обманули. (Балтер Б.)
  4. Молчаливые тучи вдруг распахнулись голубой бездной, (НА)МИГ осветив далекие горы, макушки елей, холодную зыбь реки, и мы (В)ПЕРВЫЕ в этом году услышали раскаты грома. (Федосеев Г.)
  5. Старик дважды прошёлся перед домиком, (БУД)ТО изучая его, (ЗА)ТЕМ направился к расположенному неподалеку продовольственному магазину. (Насибов А.)

  1. (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии. (Тренев В.)
  2. Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг. (Серба А.)
  3. Матросы завязывали вещевые мешки, подгоняли их лямки так, ЧТО(БЫ) мешок плотно лежал на спине и в ТО(ЖЕ) время не стеснял движений, ещё раз проверяли оружие. (Селянкин О.)
  4. (ОТ)ТУДА-ТО и доносился лай, (ПО)ПРЕЖНЕМУ злобный и напряжённый. (Федосеев Г.)
  5. У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО)все равно отставал.(Аргунова Н.)

  1. Изредка (ОТ)КУДА-ТО доносились глухие взрывы, но встревоженные горожане ВСЁ(ЖЕ) тянулись с корзинами на базар. (Колесников Ю.)
  2. Ванда не успела ответить, ПОТОМУ(ЧТО) звонок в ТУ(ЖЕ) минуту повторился. (Булгаков М.)
  3. (ПО)СЕРЕДИНЕ огромным овалом разместился стол, внутри овала протянулся другой стол, (ПО)ВЫШЕ. (Адамов Г.)
  4. У Даши был свой обычай. Без людей она чувствовала себя в лесу свободнее, (ПО)ЭТОМУ предпочитала охотиться (В)ОДИНОЧКУ.
  5. Решетников кивнул головой и, задержавшись у кормового люка, ЧТО(БЫ) в последний раз окинуть горизонт все ТЕМ(ЖЕ) быстрым и требовательным командирским взглядом, нырнул вниз. (Соболев Л.)

  1. Спирька испытывал почти ТО(ЖЕ) самое, что и Рыжик, и уже неоднократно упрекал себя, (ЗА)ЧЕМ он вчера похвастал силой приятеля. (Свирский А.)
  2. Вечером нам стало известно, что Гришу Осокина в морскую школу ТО(ЖЕ) не приняли и по ТОЙ(ЖЕ) причине: мало лет. (Коковин Е.)
  3. Выискивая брод, мы с (ПОЛ)ЧАСА ходили (В)ДОЛЬ берега, пока не оказались у самого устья. (Федосеев Г.)
  4. Васёк бросился (В)СЛЕД поезду, но из дымной тучи налетел вражеский бомбардировщик, и тяжелый снаряд ударил (В)БОК паровоза. (Осеева В.)
  5. У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО) отставал.(Аргунова Н.)

  1. Валька спешил (НА)ВСТРЕЧУ со своими дружками, ЧТО(БЫ) идти на день рождения к Димке Сомову. (Железников В.)
  2. Всю зиму петляли (ВО)КРУГ дома кошачьи следы. Большая кошка не попадалась на глаза, маленькую (ИЗ)РЕДКА встречали. (Аргунова Н.)
  3. Северная долина освещается солнцем гораздо слабее, (ПО)ЭТОМУ снеготаяние значительно задерживается, ТОГДА(КАК) южная, наоборот, находится под сильным влиянием солнечных лучей. (Федосеев Г.)
  4. Звери знали только один путь, который они ежедневно проделывали, (ПО)ЭТОМУ, когда они вырвались из клетки, то пошли именно (ПО)ЭТОМУ пути и оказались на арене. (Зверев М.)
  5. По показаниям пленных офицеров, немцы стремились во ЧТО(БЫ) то ни стало удержаться на этом рубеже и сосредоточили для контратаки около двух десятков тяжёлых и средних танков, а ТАК(ЖЕ) восемь бронетранспортеров.( Алексеев М.)

  1. Иван взглянул (В)ВЕРХ, куда показывал человек, но никакого дома не увидел, ЗА(ТО) заметил, как из чащи выскочила Джулия. (Быков В.)
  2. Голова казалась лёгкой, опустевшей, КАК(БЫ) чужой на плечах коробкой, и мысли эти приходили КАК(БУДТО) извне и в том порядке, как им самим было желательно. (Булгаков М.)
  3. (В)ТЕЧЕНИЕ пяти суток корабль шёл на юг, (ЗА)ТЕМ повернул на восток, через три дня стал уклоняться к северо-востоку. (Северов П.)
  4. Из дупла высовывалась голова с красным лбом. Дятленок смотрел вниз. ТАК(ЖЕ) внимательно он поглядел вверх и вылез до пояса. Но (ТУТ)ЖЕ спрятался.(Аргунова Н.)
  5. Ручная выдра потерялась в лесу. Она ищет хозяина, (В)ОТЧАЯНИИ бросается к людям, а те не понимают, боятся, бегут, и зверь сиротливо смотрит им (В)СЛЕД. (Аргунова Н.)

  1. В руках у Алексея было ружье, сошки, (С)БОКУ, над патронташем, туго перехватывавшим живот, висел поварской нож, через плечо перекинут плащ, скатанный (ПО)СОЛДАТСКИ. (Федосеев Г.)
  2. ЕСЛИ(ЖЕ) (ПО)ПРИЧИНЕ болезни, старости или отсутствия корма медведь не накопит за осень достаточного количества жира, в нём не появится инстинкт, побуждающий зверя ложиться на зиму в берлогу. (Федосеев Г.)
  3. (НЕ)СМОТРЯ на то что голова его всё ещё немного кружилась, он решил во ЧТО(БЫ) то ни стало записать хоть отрывки из праздничного доклада. (Алексеев М.)
  4. Вода в заливе стояла (НА)ДИВО белая, (БУД)ТО её разбавили молоком. (Гребенюк И.)
  5. Ключ был глубиной более двух метров, а течение (НА)СТОЛЬКО быстро, что животных непременно снесло бы (В)НИЗ. (Федосеев Г.)

  1. Причёсанный с обычной тщательностью - волосок к волоску, как всегда, замкнутый, державший всякого (НА)РАССТОЯНИИ некоторой своей официальностью, Александр Леонтьевич почти не изменился (В)ПОРУ войны.
  2. С того дня, как только узнал, что дочь осталась в Ленинграде, он [капитан Исаев] (В)ТАЙНЕ надеялся (НА)ВСТРЕЧУ с ней. (Селянкин О.)
  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мне довелось держать в руках этот прибор, и я (В)КРАТЦЕ опишу его устройство. (Автократов Н.)
  4. Шагах в ста (ОТ)ТОГО места, где остался Филипенко, из узкого ярочка в овраг впадал живой ещё с весны и (ОТ)ТОГО мутный ручей. (Акулов И.)
  5. А (ЧТО)БЫ она отдала (ЗА)ТО, чтоб прочитать строчки, густо зачеркнутые чернилами! (Лазутин И.)

1. Имейте В(ВИДУ): я не привык, ЧТО(Б) со мною разговаривали подобным тоном.

2. Слуги ТО(ЖЕ) суетились, и вся суматоха была (ОТ)ТОГО, что хозяйка отправляла сына в Москву на учебу.

3. ЧТО(БЫ) ни стряслось у спортсмена, ВСЁ(РАВНО) нужно соревноваться и побеждать.

4. (ОТ)СЮДА часовой оглядел местность и увидел ТО(ЖЕ) самое, что видел и до обеда.

5. Я размышлял, ЧТО(БЫ) я сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили родные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слитное, раздельное, дефисное написание . В этом задании тебе понадобятся знания о частях речи. Помни! вдребезги, впросак, воочию, вкупе, навзничь, навзрыд, наизусть, наотмашь, натощак, наискосок, насмарку, поодаль, понаслышке, невдомек, невзначай . Помни! Наречия, начинающиеся на ВПЕРЕ -, НАПЕРЕ -, ВПРИ-, ВРАЗ-, ВЗА-, ВНА-, НАВЫ-, ВПОЛ- пишутся слитно : впере бежку, напере вес, впри глядку, враз бивку, вза ем, вна кидку, навы ворот, впол глазка. Исключения : в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор, на выучку, на выручку, на вырост.

Слайд 9

СОЮЗЫ или МЕСТОИМЕНИЯ и НАРЕЧИЯ с предлогом и частицей Союзы ТАК ЧТО, ТАК КАК, КАК БУДТО, ПРИ ЭТОМ, НЕ ТО…НЕ ТО , то есть пишутся раздельно . Различай!

Слайд 12

Алгоритм разбора Определи часть речи, задав к слову вопрос. Помни! К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, к служебным – нет. В зависимости от части речи вспомни правило.

Слайд 14

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Слайд 15

(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда лучи солнца начинают насквозь пронизывать лес. Доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка. Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето. Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей. Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать. 13-2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. такженасчёт

Слайд 16

13-7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе. (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему? Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером. Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма. В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения. затопотому


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку - заданий на словообразование

Данное  пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото...

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.

Файл содержит тест в двух вариантах по теме "Морфологические нормы" ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке....

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

«Разбор нового типа задания: анализ графика спроса и предложения. Подготовка к выполнению задания №21 КИМ ЕГЭ по обществознанию»

  Задание 21 в ЕГЭ предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый долженосуществить поиск социальной информации и выполн...