Подготовка к ЕГЭ. Задание 13.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Задание № 13, на мой взгляд, одно из самых сложных, так как объем материала довольно большой. Передо мной стояла задача за одно занятие повторить максимально возможное количество материала. Поэтому консультация получилась достаточно насыщенная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku.doc | 331.5 КБ |
praktika_13.doc | 49.5 КБ |
13_zadanie.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 13. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Форма консультации: практикум.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.
Цели:
- Закрепление ЗУНов работы с анализом смысла предложения как средства подготовки к ЕГЭ.
- Повторение слитного, дефисного, раздельного написания частей речи.
- развитие речевого слуха, мыслительной деятельности.
- Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, проектор. Ход консультации.
- Орг.момент. (Слайд 1)
- Работа с теоретической частью. (Слайд 2)
Слитное, раздельное, дефисное написание. В этом задании тебе понадобятся знания о частях речи.
Помни! вдребезги, впросак, воочию, вкупе, навзничь, навзрыд, наизусть, наотмашь, натощак, наискосок, насмарку, поодаль, понаслышке, невдомек, невзначай. Помни! Наречия, начинающиеся на ВПЕРЕ-, НАПЕРЕ-, ВПРИ-, ВРАЗ-, ВЗА-, ВНА-, НАВЫ-, ВПОЛ- пишутся слитно: вперебежку, наперевес, вприглядку, вразбивку, взаем, внакидку, навыворот, вполглазка. Исключения: в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор, на выучку, на выручку, на вырост.
(Слайд 3)
Написание предлогов и приставок со словами (Слайд 4)
Различие наречий и существительных с предлогом (Слайд 5)
Производные предлоги и существительные с предлогом (Слайд 6,7)
Правописание частиц (Слайд 8)
СОЮЗЫ или МЕСТОИМЕНИЯ и НАРЕЧИЯ с предлогом и частицей Союзы ТАК ЧТО, ТАК КАК, КАК БУДТО, ПРИ ЭТОМ, НЕ ТО…НЕ ТО, то есть пишутся раздельно. (Слайд 9)
Различаем союзы и предлоги с разными частями речи (Слайд 10,11)
- Составляем алгоритм.
Алгоритм разбора
- Определи часть речи, задав к слову вопрос. Помни! К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, к служебным – нет.
- В зависимости от части речи вспомни правило.
4. Комментированное письмо. Разбираем примеры вместе.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно
понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо
попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца
Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда лучи солнца начинают насквозь пронизывать лес.
Доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.
Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.
Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.
Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.
(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?
Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.
Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.
В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.
5. Практикум. Работа с раздаточным материалом.
1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно. (Федоров Е.)
- (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.(Коковин Е.)
- (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас? (Катаев В.)
- (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.(Федосеев Г.)
- Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир. (Федосеев Г.)
- Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма. (Захаров З.)
- Человек, у которого Клементьев спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым. (Дубровин Е.)
- И ВСЁ(РАВНО) мы чувствовали себя так, (КАК)БУДТО нас в чём-то обманули. (Балтер Б.)
- Молчаливые тучи вдруг распахнулись голубой бездной, (НА)МИГ осветив далекие горы, макушки елей, холодную зыбь реки, и мы (В)ПЕРВЫЕ в этом году услышали раскаты грома. (Федосеев Г.)
- Старик дважды прошёлся перед домиком, (БУД)ТО изучая его, (ЗА)ТЕМ направился к расположенному неподалеку продовольственному магазину. (Насибов А.)
- (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии. (Тренев В.)
- Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг. (Серба А.)
- Матросы завязывали вещевые мешки, подгоняли их лямки так, ЧТО(БЫ) мешок плотно лежал на спине и в ТО(ЖЕ) время не стеснял движений, ещё раз проверяли оружие. (Селянкин О.)
- (ОТ)ТУДА-ТО и доносился лай, (ПО)ПРЕЖНЕМУ злобный и напряжённый. (Федосеев Г.)
- У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО)все равно отставал.(Аргунова Н.)
Предварительный просмотр:
1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно. (Федоров Е.)
- (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.(Коковин Е.)
- (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас? (Катаев В.)
- (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.(Федосеев Г.)
- Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир. (Федосеев Г.)
- Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма. (Захаров З.)
- Человек, у которого Клементьев спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым. (Дубровин Е.)
- И ВСЁ(РАВНО) мы чувствовали себя так, (КАК)БУДТО нас в чём-то обманули. (Балтер Б.)
- Молчаливые тучи вдруг распахнулись голубой бездной, (НА)МИГ осветив далекие горы, макушки елей, холодную зыбь реки, и мы (В)ПЕРВЫЕ в этом году услышали раскаты грома. (Федосеев Г.)
- Старик дважды прошёлся перед домиком, (БУД)ТО изучая его, (ЗА)ТЕМ направился к расположенному неподалеку продовольственному магазину. (Насибов А.)
- (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии. (Тренев В.)
- Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг. (Серба А.)
- Матросы завязывали вещевые мешки, подгоняли их лямки так, ЧТО(БЫ) мешок плотно лежал на спине и в ТО(ЖЕ) время не стеснял движений, ещё раз проверяли оружие. (Селянкин О.)
- (ОТ)ТУДА-ТО и доносился лай, (ПО)ПРЕЖНЕМУ злобный и напряжённый. (Федосеев Г.)
- У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО)все равно отставал.(Аргунова Н.)
- Изредка (ОТ)КУДА-ТО доносились глухие взрывы, но встревоженные горожане ВСЁ(ЖЕ) тянулись с корзинами на базар. (Колесников Ю.)
- Ванда не успела ответить, ПОТОМУ(ЧТО) звонок в ТУ(ЖЕ) минуту повторился. (Булгаков М.)
- (ПО)СЕРЕДИНЕ огромным овалом разместился стол, внутри овала протянулся другой стол, (ПО)ВЫШЕ. (Адамов Г.)
- У Даши был свой обычай. Без людей она чувствовала себя в лесу свободнее, (ПО)ЭТОМУ предпочитала охотиться (В)ОДИНОЧКУ.
- Решетников кивнул головой и, задержавшись у кормового люка, ЧТО(БЫ) в последний раз окинуть горизонт все ТЕМ(ЖЕ) быстрым и требовательным командирским взглядом, нырнул вниз. (Соболев Л.)
- Спирька испытывал почти ТО(ЖЕ) самое, что и Рыжик, и уже неоднократно упрекал себя, (ЗА)ЧЕМ он вчера похвастал силой приятеля. (Свирский А.)
- Вечером нам стало известно, что Гришу Осокина в морскую школу ТО(ЖЕ) не приняли и по ТОЙ(ЖЕ) причине: мало лет. (Коковин Е.)
- Выискивая брод, мы с (ПОЛ)ЧАСА ходили (В)ДОЛЬ берега, пока не оказались у самого устья. (Федосеев Г.)
- Васёк бросился (В)СЛЕД поезду, но из дымной тучи налетел вражеский бомбардировщик, и тяжелый снаряд ударил (В)БОК паровоза. (Осеева В.)
- У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО) отставал.(Аргунова Н.)
- Валька спешил (НА)ВСТРЕЧУ со своими дружками, ЧТО(БЫ) идти на день рождения к Димке Сомову. (Железников В.)
- Всю зиму петляли (ВО)КРУГ дома кошачьи следы. Большая кошка не попадалась на глаза, маленькую (ИЗ)РЕДКА встречали. (Аргунова Н.)
- Северная долина освещается солнцем гораздо слабее, (ПО)ЭТОМУ снеготаяние значительно задерживается, ТОГДА(КАК) южная, наоборот, находится под сильным влиянием солнечных лучей. (Федосеев Г.)
- Звери знали только один путь, который они ежедневно проделывали, (ПО)ЭТОМУ, когда они вырвались из клетки, то пошли именно (ПО)ЭТОМУ пути и оказались на арене. (Зверев М.)
- По показаниям пленных офицеров, немцы стремились во ЧТО(БЫ) то ни стало удержаться на этом рубеже и сосредоточили для контратаки около двух десятков тяжёлых и средних танков, а ТАК(ЖЕ) восемь бронетранспортеров.( Алексеев М.)
- Иван взглянул (В)ВЕРХ, куда показывал человек, но никакого дома не увидел, ЗА(ТО) заметил, как из чащи выскочила Джулия. (Быков В.)
- Голова казалась лёгкой, опустевшей, КАК(БЫ) чужой на плечах коробкой, и мысли эти приходили КАК(БУДТО) извне и в том порядке, как им самим было желательно. (Булгаков М.)
- (В)ТЕЧЕНИЕ пяти суток корабль шёл на юг, (ЗА)ТЕМ повернул на восток, через три дня стал уклоняться к северо-востоку. (Северов П.)
- Из дупла высовывалась голова с красным лбом. Дятленок смотрел вниз. ТАК(ЖЕ) внимательно он поглядел вверх и вылез до пояса. Но (ТУТ)ЖЕ спрятался.(Аргунова Н.)
- Ручная выдра потерялась в лесу. Она ищет хозяина, (В)ОТЧАЯНИИ бросается к людям, а те не понимают, боятся, бегут, и зверь сиротливо смотрит им (В)СЛЕД. (Аргунова Н.)
- В руках у Алексея было ружье, сошки, (С)БОКУ, над патронташем, туго перехватывавшим живот, висел поварской нож, через плечо перекинут плащ, скатанный (ПО)СОЛДАТСКИ. (Федосеев Г.)
- ЕСЛИ(ЖЕ) (ПО)ПРИЧИНЕ болезни, старости или отсутствия корма медведь не накопит за осень достаточного количества жира, в нём не появится инстинкт, побуждающий зверя ложиться на зиму в берлогу. (Федосеев Г.)
- (НЕ)СМОТРЯ на то что голова его всё ещё немного кружилась, он решил во ЧТО(БЫ) то ни стало записать хоть отрывки из праздничного доклада. (Алексеев М.)
- Вода в заливе стояла (НА)ДИВО белая, (БУД)ТО её разбавили молоком. (Гребенюк И.)
- Ключ был глубиной более двух метров, а течение (НА)СТОЛЬКО быстро, что животных непременно снесло бы (В)НИЗ. (Федосеев Г.)
- Причёсанный с обычной тщательностью - волосок к волоску, как всегда, замкнутый, державший всякого (НА)РАССТОЯНИИ некоторой своей официальностью, Александр Леонтьевич почти не изменился (В)ПОРУ войны.
- С того дня, как только узнал, что дочь осталась в Ленинграде, он [капитан Исаев] (В)ТАЙНЕ надеялся (НА)ВСТРЕЧУ с ней. (Селянкин О.)
- (В)ПОСЛЕДСТВИИ мне довелось держать в руках этот прибор, и я (В)КРАТЦЕ опишу его устройство. (Автократов Н.)
- Шагах в ста (ОТ)ТОГО места, где остался Филипенко, из узкого ярочка в овраг впадал живой ещё с весны и (ОТ)ТОГО мутный ручей. (Акулов И.)
- А (ЧТО)БЫ она отдала (ЗА)ТО, чтоб прочитать строчки, густо зачеркнутые чернилами! (Лазутин И.)
1. Имейте В(ВИДУ): я не привык, ЧТО(Б) со мною разговаривали подобным тоном.
2. Слуги ТО(ЖЕ) суетились, и вся суматоха была (ОТ)ТОГО, что хозяйка отправляла сына в Москву на учебу.
3. ЧТО(БЫ) ни стряслось у спортсмена, ВСЁ(РАВНО) нужно соревноваться и побеждать.
4. (ОТ)СЮДА часовой оглядел местность и увидел ТО(ЖЕ) самое, что видел и до обеда.
5. Я размышлял, ЧТО(БЫ) я сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили родные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слитное, раздельное, дефисное написание . В этом задании тебе понадобятся знания о частях речи. Помни! вдребезги, впросак, воочию, вкупе, навзничь, навзрыд, наизусть, наотмашь, натощак, наискосок, насмарку, поодаль, понаслышке, невдомек, невзначай . Помни! Наречия, начинающиеся на ВПЕРЕ -, НАПЕРЕ -, ВПРИ-, ВРАЗ-, ВЗА-, ВНА-, НАВЫ-, ВПОЛ- пишутся слитно : впере бежку, напере вес, впри глядку, враз бивку, вза ем, вна кидку, навы ворот, впол глазка. Исключения : в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор, на выучку, на выручку, на вырост.
СОЮЗЫ или МЕСТОИМЕНИЯ и НАРЕЧИЯ с предлогом и частицей Союзы ТАК ЧТО, ТАК КАК, КАК БУДТО, ПРИ ЭТОМ, НЕ ТО…НЕ ТО , то есть пишутся раздельно . Различай!
Алгоритм разбора Определи часть речи, задав к слову вопрос. Помни! К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, к служебным – нет. В зависимости от части речи вспомни правило.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда лучи солнца начинают насквозь пронизывать лес. Доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка. Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето. Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей. Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать. 13-2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. такженасчёт
13-7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе. (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему? Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером. Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма. В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения. затопотому
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».
Тезисы к выступлению по теме« Подготовка к выполнению заданий части С.Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению...
Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку - заданий на словообразование
Данное пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото...
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Задание 6. Морфологические нормы.
Файл содержит тест в двух вариантах по теме "Морфологические нормы" ( задание 6 ЕГЭ) с ответами и блок заданий для работы на уроке....
9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.
В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...
тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык
подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...
Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"
В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....
«Разбор нового типа задания: анализ графика спроса и предложения. Подготовка к выполнению задания №21 КИМ ЕГЭ по обществознанию»
Задание 21 в ЕГЭ предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый долженосуществить поиск социальной информации и выполн...