План-конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок русского языка в 10 классе по теме
«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
(план-конспект)
выведение алгоритма
самостоятельная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе по теме
«Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
(план-конспект, презентация)
Фрагмент календарно-тематического планирования уроков русского языка в 10 классе (2 часа в неделю, всего 68 часов)
(по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010 г.)
№ урока | Тема урока. | К-во часов | Элементы обязательного минимума | Домашнее задание |
34 -35 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Распознавание прилагательного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различение постоянных и непостоянных признаков прилагательного. | § 36, упр.204, с.131 . |
36-37 | Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных. | 2 | Знать особенности правописания Ни НН в суффиксах имён прилагательных, морфологические нормы употребления прилагательных; уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания | § 39, упр.214 (2), с.137 . |
38. | Правописание сложных имен прилагательных и существительных. | 1 | Знать особенности правописания сложных имён прилагательных и существительных.; расширить словарный запас учащихся, активизировать употребление сложных слов в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями. | § 35, 40, упр.219, с. 141. |
39. | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | 1 | Повторить и обобщить изученное по теме «Имя существительное и имя прилагательное»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами. | |
40. | Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. | 1 | Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; закрепить навыки склонения и правописания количественных и порядковых числительных. | § 41-43, упр.223, с.148. |
41. | Р/Р Употребление в речи имен числительных. | 1 | Наблюдение за употреблением числительных в речи; употребление числительных в соответствии с основными лексическими и грамматическими нормами. | § 44 , упр.230, с. 151. |
42 -43. | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 2 | Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Знать особенности правописания местоимений, морфологические нормы употребления местоимений | § 45-46, упр.231, с. 153. |
44-45. | Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. | 2 | Повторить основные лексико-грамматические разряды глагола; знать правила написания суффиксов и личных окончаний глагола; уметь определять спряжение глаголов пот суффиксам. | § 47-48, упр.253, с.167. упр.258, с.169. |
46. | Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. | 1 | Уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа; знать правила правописания суффиксов причастий; уметь аргументировать выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. | § 49-50, упр.260, 262, с. 172. |
47 | Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | Систематизировать и обобщить правила правописания Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий; | § 51 , упр.269, с. 176. |
Цели урока:
Образовательная:
- закрепление сведений об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
- выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
Развивающая
- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
Воспитательная
- формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.
Тип урока - урок систематизации и обобщения материала
Основные этапы: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, выделение главного, создание алгоритма, закрепление и контроль усвоения;
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, сравнительный анализ, работа с интерактивной доской, применение предыдущих знаний в новой ситуации, составление алгоритма, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование: проектор, раздаточный материал
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных.
- Актуализация знаний
- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о таких частях речи, как прилагательное и причастие. Давайте вспомним их определения. Итак, что такое прилагательное?
Уч.: Прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и обозначает признак предмета
- Верно (слайд 2). А теперь дайте определение причастию.
Уч.: Причастие – часть речи, которая отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета
по его действию (слайд 3)
- Правильный ответ.
- Создание проблемной ситуации
- (Слайд 4) Обратите внимание на экран. Перед вами два словосочетания: Поджаренное мясо
Жареное мясо. Давайте определим, в чем здесь сходство, а в чем отличие, сколько Н пишется в каждом из определений? Какой частью речи является определение в каждом из случаев?
( учащиеся определяют в первом случае причастие, во втором – либо прилагательное, либо причастие, либо затрудняются с ответом)
- Второй ответ не верен.
Ребята, от определения части речи зависит количество Н в слове.
- Постановка целей урока
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
Уч.: научиться определять часть речи
- Верно. Наша цель: восстановить в памяти ранее изученный материал, создать алгоритм определения частей речи, повторить правила их написания и исключения. (слайд 5)
- Создание алгоритма
- Возвратимся к слову, у которого мы затруднились определить часть речи. Это – отглагольное прилагательное. (слайд 6) Запишем в тетрадь определение с экрана: Отглагольное прилагательное – это причастие, перешедшее в разряд прилагательных. В нем значение признака стало преобладать над значением действия.
Например: поджаренное мясо (его поджарили- действие ) причастие , а жареное мясо (не сырое - признак) - это отглагольное прилагательное.
В страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, а в отглагольных прилагательных – Н
Пропеченный хлеб (прич.)- печеный хлеб (прил.) (слайд 7)
-Ребята, предлагаю вам создать алгоритм по определению причастий и отглагольных прилагательных (слайд 8)
(Совместное поэтапное создание алгоритма)
Ребята, ВАЖНО ПОМНИТЬ:
- Если у слова есть приставка, кроме НЕ, то это причастие.
Пр.: несушеные грибы (прил.) –
невысушенные грибы (прич.)
- Если у слова есть зависимые слова, то это причастие.
Пр.: сушеные грибы (прил.) –
сушенные на солнце грибы (прич.)
- Закрепление (работа класса с интерактивной доской)
- Давайте проверим действие нашего алгоритма на практике. По очереди проанализируем предложенные словосочетания: (слайд 10) Спишите причастия и отглагольные прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор.
Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, реза…ые ножом, , ноше…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая краской, мороже…ые, вяза…ая мамой, нечая…ый
- Запись основных положений и исключений
- Правописание слова «нечая…ый» вызвало у вас затруднения потому, что оно, являясь отглагольным прилагательным, относится к исключениям. Давайте запишем их в тетради для запоминаний. (слайд 11)
Отглагольные прилагательные, в которых пишется НН
Невиданное происшествие
Данный автограф
Неслыханное дело
Негаданный успех
Нежданный гость
Нечаянный поступок
Отчаянный человек
Желанный ребёнок
- Ребята, помните: слова, оканчивающиеся на -ОВАННый ,-ЕВАННый всегда относятся к прилагательным и пишутся с НН (прессованный, корчеванный). Прилагательные коваНый, жеваНый пишутся с одним Н, так как –ОВ и –ЕВ входят в корень (слайд 12)
А еще:
В кратких причастиях пишется Н (ВзвешеННый – взвешеН) В кратких отглагольных прилагательных столько же НН, сколько в полных (ГружеНый – гружеН) (слайд 13)
- Работа в парах
- Предлагаю вам поработать в парах. На экране вы видите три группы слов для ребят, сидящих на трех рядах соответственно. Итак работаем в парах по алгоритму. Не забывайте об исключениях. (слайд 14)
- А теперь давайте проверим. Каждая пара по очереди вслух комментирует свое решение.
- Самостоятельная работа (тест)
- Ребята, предлагаю проверить то, как мы научились, пользуясь алгоритмом, отличать причастия от отглагольных прилагательных. Вот небольшая самостоятельная работа на пять минут по вариантам. Будьте внимательны! Успехов! (слайд 15)
- Самопроверка
- А теперь возьмите ручку другого цвета и проверьте сами себя. (слайд 16)
- Выставление оценок
- Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу. Вы все сегодня отлично поработали. Расскажите, что для вас было самым интересным, …а самым трудным? Вопросы с экрана (слайд 17)
- Выдача домашнего задания
- Выучить записи в тетради, в частности алгоритм и исключения. § 51 , упр.269, с. 176. (разъяснение)
- Всем спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны. (слайд 18)
Приложение 1: тест и ответы
Приложение 2: презентация к уроку
I вариант | II вариант |
1 2 4 5 6 7 9 10 11 13 | 1 4 6 7 8 9 10 12 14 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных"
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе...
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...