Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сжатому изложению"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Серегина Ольга Егоровна

Данный урок разработан с учётом ФГОС. Актуальность в применении ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сжатому изложению

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Подготовка к сжатому изложению

(Конспект урока по русскому языку, 9 класс)

Выполнила:

Серегина Ольга Егоровна,

учитель русского языка и литературы

2014 г

Тема урока

Подготовка к сжатому изложению

Цели урока

Личностные [1]

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку

Метапредметные[2]

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи
  • Развитие приемов работать самостоятельно

Предметные[3]

  • Повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста
  • Учить сокращать текст, выделяя главное
  • Учить написанию сжатого изложения

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков

Ход урока

Организационный момент 

Дата (в тетрадь)

Тема урока

Цель урока

Проверка домашнего задания 

У доски словарный диктант с объяснением значений

Словарный диктант

! ! ! Слова компрессия, микротема, коррекция являются ключевыми при написании сжатого изложения.

 Объяснение нового материала

Фронтальный опрос

  1. Что значит сжатое изложение?  Слайд 3

 Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности[4]

  1. Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

  1. Назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?  Слайд 4

Основных приемов сжатия информации – три:  обобщение частной информации,  исключение второстепенной и упрощениеОбобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания.

Упростить: слить два предложения в одно, замена СПП простым, замена прямой речи косвенной.

  1. Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене?  Слайд 5

Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

Этапы работы с текстом

Слайд 6

  1. Определение темы текста, стиля и типа речи
  2. Определение идеи текста
  3. Определение идеи текста
  4. Определение структуры текста
  5. Определение микротем текста как частей общей темы
  6. Моделирование сжатого изложения

Коллективная работа над текстом 

Сегодня готовиться к написанию сжатого изложения мы будем по тексту упр. 123. Это текст  М. Булгакова о Мольере.

  1. Работа с текстом

Задание 1. Определить тему, стиль и тип речи.

Задание 2. Определить идею текста

  1. Составление синквейна. Слайд 7

Задание 3.

Сколько абзацев в экзаменационном изложении?

Данный текст очень гибкий и позволяет нам сократить количество абзацев в нем.

Учащиеся предлагают вариант. Вариант сжатия текста

Проверка синквейна.

Вариант ответа:

  • Мольер
  • Решительный, целеустремленный
  • Не соглашается, спорит, убеждает
  • Восхищает желание добиться цели
  • Актер

Задание 4.

Сформулировать и записать содержание микротем, подчеркнуть ключевые слова

Ключевые слова

Микротема

1

Жан Батист Мольер-младший приходит к отцу с известием о том, что его призвание – не почетное ремесло обойщика, а актерство. Когда отец несколько опомнился, он все-таки пытался сына отговорить и сказал ему все, что велел ему сказать отцовский долг. Что профессия актера есть всеми презираемая профессия. Что святая церковь изгоняет актеров из своего лона. Что пойти на такое дело может лишь нищий или бродяга.

2

 Отец грозил, отец умолял.

- Иди, прошу тебя, иди и подумай, а потом уж приходи ко мне! Но сын наотрез отказался думать о чем бы то ни было. Тогда отец бросился к священнику и просил его слезно идти отговорить Жана Батиста.

3

Священнослужитель поступил согласно просьбе уважаемого прихожанина и приступил к уговорам, но результаты этих уговоров были так удивительны, что даже  и говорить страшно. В Париже определенно утверждали, что после двухчасовой беседы с обезумевшим Жаном Батистом-сыном служитель церкви снял свою черную сутану и вместе с Жаном Батистом записался в ту самую труппу, в которую хотел записаться и сам Жан Батист.

Задание 5.

Какие приемы сжатия будем использовать?

(Запись в тетрадь сжатого текста по абзацу.)

Чтение текстов. Обсуждение ошибок и их коррекция. 

Слайд 6

  • Из скольких слов состоит исходный текст? 163
  • Сколько слов получилось в сжатом тексте?

Таблица проверки изложения. 

Сборник [5]

Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и заданиями к нему

Домашнее задание

Итог урока

  • Какова тема урока?
  • Цели урока.
  • Приемы компрессии текста.
  • Что такое микротема?
  • Ваше отношение к профессии Мольера

Рефлексия

«+»

«-«

«?»

«+»  все, что вызвало положительные эмоции

«-« все, что не понравилось или осталось непонятым

 «?» все, о чем захотелось узнать подробнее


Источники

  1. .Тростенцова Л.А.Русский язык. 9 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Горбачева М.Ю. Поурочные разработки к учебнику. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Сениной Н.А.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие: – Ростов на Дону: Легион, 2012. – 384 с.
  4. ФГОС [Электронный ресурс]:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 12.03.2013).

Серегина О.Е., учитель русского языка и литературы


[1] Федеральный образовательный стандарт с5

[2] Федеральный образовательный стандарт с7

[3] Федеральный образовательный стандарт с22

[4] Словарь лингвистических терминов

[5] Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д:Легион, 2012. – 384 с. – (ГИА-9.) ISBN 978-5-9966-0210-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...