Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Небиева Февзие Ризаевна

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

    Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

    Современное общество нуждается в выпускниках, обладающих вероятным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому в учебный процесс внедряются инновационные методики и новые педагогические технологии, призванные обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность  и активность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья.

 Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

   В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • технология “Метод проектов”;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • информационные технологии.

   Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

    При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

 1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

8 синквейн;

9) эссе;

10) ключевые термины;

11) перепутанные логические цепочки;

12) дидактическая игры;

 13) лингвистические задачи;

14) исследование текста;

15) работа с тестами;

16) задания поискового характера;

17) нетрадиционные формы домашнего задания.

     Остановлюсь лишь на некоторых из них.

     Работа в группах развивает у учеников навыки сотрудничества и общения.Такие уроки создают атмосферу доверия. Самое ценное в этой методике то, что таблицы, схемы, опорные конспекты создаются непосредственно на уроке. Тут же ученики ищут ответы на проблемные вопросы. Так, изучая, например, повесть Э.Хемингуэя «Старик и море»,ученики дают ответ на проблемный вопрос: старик Сантьяго -победитель или побеждённый?

                      Синквейны – превосходный способ контроля. Этот вид письменного задания         обычно применяю в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.  Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.   

    Ученики также составляют кроссворды.

           Для развития ассоциативного мышления применяю приёмы «Ассоциативные цепочки». На уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Разряды имён прилагательных» я использую тематическую ассоциативную цепочку.  Учащиеся при изучении указанной темы уже знакомы с понятиями «сравнительная степень» и «превосходная степень», выстраивают лесенку ассоциаций по заданной теме, выясняя, что работают они с качеством. Значит прилагательные эти – качественные.  Следовательно, все остальные прилагательные, для которых такую лесенку построить нельзя (т.е. они не имеют степени сравнения) не являются качественными.

Например, для прилагательного «высокий» дети выстраивают ступенчатую цепочку ассоциаций: высокий, выше. высочайший. Далее каждый ученик предлагает свою ассоциативную цепочку.

      Живой интерес у детей вызывают дидактические игры. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Я использую  такие игры, как «Аукцион» (побеждает тот, кто последним называет слово), "Эрудит" (угадать слово по толкованию его лексического значения, объяснить разницу в значении слов), «Исключи лишнее »( Путь кораблю преградил ледяной айсберг.)

     Любимым видом работы у детей являются АНАГРАММЫ. Анаграмма - это прием развития логического мышления путем перестановки букв в  слове, которая приводит к составлению нового слова, например:
      КОЛБА - БОКАЛ                                ПРИКАЗ- КАПРИЗ

Можно предложить ребятам  прочитать слово справа налево и превратить:

геометрическое тело в дерево  (КУБ — БУК); 

породистую собаку — в измерение времени  (ДОГ — ГОД).

     На уроках литературы также применяю разнообразные приёмы. Например, на этапе актуализации учебной деятельности использую экспресс – опрос.  Так, изучая творчество А.С.Пушкина (или любого писателя, поэта), записываю на доске даты: 1799,1811,1817,1824….Ученики должны объяснить, с какими событиями из жизни писателя они связаны. Если же надо повторить термины, обращаюсь к приёму «Объясни понятия». Изучая басни И.А.Крылова, в начале урока на столе раскладываю карточки, на которых записаны термины: басня, мораль, олицетворение, аллегория и т.д. Ученики выбирают карточку и дают определение.

   

      В среднем звене эффективны литературные диктанты «Истинное-ложное», когда ученики ,соглашаясь с утверждением, ставят «+»,а не соглашаясь - «-».

     Для раскрытия творческого потенциала ученики имеют и нетрадиционные формы домашнего задания (написать сочинение,письмо, рассказ, мини-сочинение,лингвистическую сказку,продолжение неоконченных произведений, подготовка иллюстраций к литературным произведениям), которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

       Прием «Верные и неверные утверждения» может быть началом урока. Предлагаю ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

       Целесообразно также проводить интегрированные уроки с использованием компьютерных технологий. При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране. Внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности может служить  проект по творчеству А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, проект «Авторская песня», созданные учащимися.  

    Разработка новых технологий – процесс непрерывный. Однако успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость Уверена, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, лекционн...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В презантации представлен опыт работы по применению инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной образовательной школы....