Повторение и обобщение по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Способность слова связываться с другими словами
проявляется в словосочетании.
И.И. Постникова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» (Слайд 1)
Способность слова связываться с другими словами
проявляется в словосочетании
И.И. Постникова
(Слайд 3)
Ход урока
1. Организационный момент. Сегодня на уроке русского языка мы будем вспоминать изученную тему , знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
Цели урока:
- образовательные: повторить, закрепить, систематизировать знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»;
- развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции
- воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
(Слайд 2)
2. Актуализация знаний.
- Терминологическая разминка
- Из каких единиц состоит высказывание Ираиды Ивановны Постниковой? СЛОВО, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ,ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Слайд 4)
- Для наименования предметов и их признаков, явлений и их отношений необходимы СЛОВА
- Номинативную функцию выполняет СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
- Что отражает какое – то событие, факт, служат средством общения, имеют грамматическую основу, характеризуются интонационной законченностью ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Слайд 5)
- Что состоит из предложений , связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности ТЕКСТ
- Словосочетание, предложение, текст и правила их построения изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС
3. Закрепление и систематизация знаний. Фронтальная беседа.
- Вспомните, что такое словосочетание? (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - ЭТО СОЧЕТАНИЕ ДВУХ СЛОВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ) Слайд(6)
- Из каких слов состоит словосочетание? (ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ)
- Какие два вида связи характерны для словосочетания?(Смысловая и грамматическая) (Слайд 7)
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПО ВОПРОСАМ , КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ОТ ГЛАВНОГО СЛОВА К ЗАВИСИМОМУ : КНИГА (КАКАЯ? ) ИНТЕРЕСНАЯ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВЫРАЖАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ОКОНЧАНИЯ ИЛИ ПРЕДЛОГА И ОКОНЧАНИЯ :
СЛОВО (КАКОЕ?) МУДРОЕ; ПРИБЛИЖАЕТСЯ ( К ЧЕМУ?) К ТЕАТРУ
- По характеру главного слова словосочетания делятся на ИМЕННЫЕ, ГЛАГОЛЬНЫЕ, НАРЕЧНЫЕ. Аргументируйте свои ответы. (Слайд 8)
Практическая работа.
1. Распределите словосочетания по главному слову. Работа с таблицей, заполняя лист контроля. Проверка задания. (Слайд 9)
Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно, думать о будущем, моего дневника, довольно прохладно, кофе по – варшавски, очень хорошо, говорить улыбаясь, недалеко от дома, пробегать медленно, костюмы из хлопка, добрая бесконечно, наедине с собой, отвечать с улыбкой, любоваться природой, волнующееся море, не по – летнему холодно.
Фронтальная беседа.
- Словосочетания строятся на основе подчинительной связи. (Слайд 10)
- Какие способы подчинительной связи слов в словосочетании вам известны ? (Согласование, управление, примыкание)
- Вспомните, что такое согласование, управление, примыкание?
(Слайд 11)
Практическая работа. Анализ предложения, записанного на доске.
Осенний ветер срывает последние листья с берёз и осин.
- Определите вид синтаксической единицы.( ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
- Предложения состоят из СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
- Каков алгоритм известен при выписывании словосочетаний из предложения?
1) НАЙТИ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
2) ПРИ ПОМОЩИ ЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ;
- Что не является словосочетанием?
1) ГРАММАТИЧЕСКАЯ (предикативная) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ;
2) СОЧЕТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ : НАД ТЕТРАДЬЮ, КО МНЕ.
Задание: выпишите все словосочетания и постройте их схемы.
Выписанные словосочетания: осенний ветер, срывает листья, последние
листья, срывает с осин и берёз, (с) осин и берёз.
Цифровой диктант. Запишите только те цифры, под номерами которых находятся словосочетания. Ответы аргументируйте. (Слайд 12)
1. Лист берёзы
2. Осень проснётся
3. Адресованы читателям
4. Ранние заморозки
5. Ожидаются в сентябре
6. Утренний туман
7. Солнце поднялось
8. Мир прекрасен
9. Орехи и шишки
10. Перед ним
11. Улетают птицы
12. Темнеет рано
(Слайд 13) Проверь себя
1,3,4,5,6,9,12 «5» - 7
«4» - 5-6
«3» - 4
«2» 1-3
РЕЛАКСАЦИЯ (Слайд 14)
- Ребята, мы продолжаем работу по данной теме.
- Выполните тренировочные упражнения (работа в листах контроля)
(Слайд 15)
1.Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (Согласование)
2.Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Замечательное свойство внимания заключается в том, что оно подчинено воле, что им можно управлять, что им можно пользоваться как в делах добра, так и зла. (Управление)
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (Примыкание)
(Слайд 16)
4. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (Такая мама)
5. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.
(Застенчиво толпятся)
6. Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.(Заказан для России)
Заключительная часть практической работы – выполнение диагностической самостоятельной работы ( листы контроля)
(Слайд 17)
Замените словосочетание, построенное на основе … синонимичным со связью… (Задания № 7, ОГЭ, демоверсия 2015 год)
Бассейн для плавания (управление) ------ (согласование)
Берестяная грамота (согласование) --------(управление)
С восхищением сказать (управление) ------( примыкание)
Слёз матери (управление) ----------------------(согласование)
Глядел с удивлением(управление) -----------(примыкание)
- Анализ урока.
- Домашнее задание: контрольные вопросы на стр.38,упр.71, стр.37
(Слайд 18)
Рефлексия (Слайд 19)
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» после изучения:
1. Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
2. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по
ней.
4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Оценка учителя. Завершение урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - образовательные: повторить, закрепить, систематизировать знания по теме « Словосочетание как единица синтаксиса » ; - развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции; - воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И.И. Постникова
Терминологическая разминка Из каких единиц состоит высказывание Ираиды Ивановны Постниковой ? СЛОВО, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ Для наименования предметов и их признаков , явлений и их отношений необходимы …. СЛОВА Номинативную функцию выполняет… . СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Терминологическая разминка Что отражает какое – то событие, факт, служит средством общения, имеет грамматическую основу, характеризуется интонационной законченностью ? ПРЕДЛОЖЕНИЕ Что состоит из предложений , связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности ? ТЕКСТ Словосочетание, предложение, текст и правила их построения изучает раздел науки о языке… СИНТАКСИС
Что такое словосочетание ? СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - ЭТО СОЧЕТАНИЕ ДВУХ СЛОВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ И ГРАММАТИЧЕСКИ Из каких слов состоит словосочетание? ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ
Какие два вида связи характерны для словосочетания? Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: книга ( какая ?) интересная Грамматическая связь выражается с помощью окончания или предлога и окончания: мудрое (какое?) слово, приближается (к чему?)к театру
По характеру главного слова словосочетания делятся Глагольные: главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием. Именные: главное слово выражено существительным , прилагательным, числительным, местоимением. Наречные: главное слово выражено наречием. Читать книгу Лучший друг Вдали от дороги От чего ? Какой ? Что ?
Работа с таблицей Распределите словосочетания по главному слову Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно, думать о будущем, моего дневника, довольно прохладно, кофе по – варшавски , очень хорошо, говорить улыбаясь, недалеко от дома, пробегать медленно, костюмы из хлопка, добрая бесконечно, наедине с собой, отвечать с улыбкой, любоваться природой, волнующееся море, не по – летнему холодно.
Способы связи слов в словосочетании Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ: согласование управление примыкание
Согласование – вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное : сильный ветер – сильного ветра Управление – вид связи, при которой зависимое слово стоит в определенном падеже и не изменяется при изменении главного: видеть свет – видел свет - видевший свет Примыкание – вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу: живут дружно, говорит улыбаясь, уехал учиться , их дом
Цифровой диктант Запишите только те цифры, под номерами которых находятся словосочетания. Ответы аргументируйте. 1. Лист берёзы 2. Осень проснётся 3. Адресованы читателям 4. Ранние заморозки 5. Ожидаются в сентябре 6. Утренний туман 7. Солнце поднялось 8. Мир прекрасен 9. Орехи и шишки 10. Перед ним 11. Улетают птицы 12. Темнеет рано
Поверь себя ! 1,3,4,5,6,9,12 « 5 » - 7 « 4 » - 5-6 « 3 » - 4 « 2 » - 1-3
Выполните тренировочные упражнения: 1.Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении: Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (Согласование) 2.Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения: Замечательное свойство внимания заключается в том, что оно подчинено воле, что им можно управлять, что им можно пользоваться как в делах добра, так и зла. (Управление) 3.Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения: Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (Примыкание)
Выполните тренировочные упражнения: 4 . Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (Такая мама) 5.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки. (Застенчиво толпятся) 6. Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. Для России такой путь заказан. (Заказан для России)
Диагностическая самостоятельная работа Замените словосочетание, построенное на основе … синонимичным словосочетанием со связью… (Задание № 7, ОГЭ, демоверсия 2015 год) Бассейн для плавания (управление) ------ (согласование) Берестяная грамота (согласование) --------(управление) С восхищением сказать (управление) ------( примыкание) Слёз матери (управление) --------------------(согласование) Глядел с удивлением(управление) -----------(примыкание)
Домашнее задание Контрольные вопросы на стр. 38, упр. 71, стр.37
Рефлексия Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» 1. Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. 2. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. 3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. 4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА" проверочная работа по русскому языку 8 класс
Контроль и проверка знаний...
Конспект урока с презентацией: "Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний"
Конспект урока с презентацией...
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...
Конспект урока в 8 классе "Словосочетание как единица синтаксиса"
Цели урока:1. Повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучении.2. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и...
Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса
Изучение синтаксиса требует тщательного анализа единиц языка, причём их многообразие становится доступным обучающимся, если они проявляют аналитические способности – способность рассуждать, сопо...
Презентация к уроку "Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании"
Презентация к уроку "Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании"...
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»...