И опять буква Ё!
статья по русскому языку на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

Игнорирование буквы Ё в печатных текстах часто ведёт к неправильному произношению слов. Я предлагаю таблицы слов, в которых допускаются ошибки из-за их разночтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый из нас ежедневно сталкивается с нарушением орфоэпических норм русского языка, связанных с особенностями обозначения буквы Ё в печатной продукции и замены Ё буквой Е. Закон обязывает при заполнении документов использовать нормы современного русского языка и правила русской орфографии и пунктуации. В настоящее время применяются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, в которых указано, что буква «ё» пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова. 

Если раньше мы ориентировались на речь дикторов телевидения и радио, то сейчас и с экранов слышим "осУжденный", "углУбленный". Если бы писали букву Ё, такие слова, как афера, гренадер, опека произносили бы именно так, а не как теперь в большинстве случаев говорят: афёра, гренадёр, опёка .

 Рекомендуется обязательно употреблять Ё в следующих случаях:

когда необходимо предупредить неверное чтение слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все, вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное), небо в отличие от нёбо.

 когда надо подчеркнуть правильность звучания малоизвестного слова, например: река Олёкма; либо имеющего распространенное неправильное произношение сёрфинг, щёлочка, и в том числе для указания правильного ударения побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый.

 в именах собственных – фамилиях, географических названиях: 

Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Ришельё, Депардьё, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская.

 в словарях и орфографических справочниках, в книгах для детей младшего школьного возраста, в учебниках для нерусских и в некоторых видах специальной литературы.

Мною подобраны две таблицы, которые могут быть использованы на уроках русского языка, основной задачей которых является отражение норм современного русского языка в словах, наиболее часто встречающихся в устной речи.

Е (под ударением)

ё

афера

белёсый

бытие

блёклый

взблескивать

жёлчный

всплескивать

манёвры

гренадер

наёмник

житие

околёсица

иноплеменный

осётр

недоуменный

смётка

саженный

тенёта

 свёкла

негашёная (известь)

щёголь

Особо следует остановиться на произношении причастий на -енный и -ённый.

                                                   

 -енный (ударение не на суффиксе)    

-ённый

закУпоренный

введённый                        обострённый

заслУженный

внесённый                        осуждённый

иссУшенный

включённый                     переведённый

досУшенный

доведённый                      повторённый

располОженный

заворожённый                  привлечённый

увЕдомленный

изменённый                      принесённый

устанОвленный

изобретённый                   приобретённый

наклонённый                    приручённый

непревзойдённый             произнесённый

новорождённый               рассечённый

облегчённый                    углублённый

   

Использованная литература

1.Алексеева, Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.-Самара:Издатель Кузнецова О.С., 2008

2.Виктор Кудрявцев | otvet.plus@yandex


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Опять война, опять блокада

Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....

классный час "Опять война. опять блокада"

: Светлой памяти жителей  блокадного  Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи:   Показать на конкретных фактах    истории  мужество русских...

« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!

laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы  изучали буквы  первой вашей книгой был  букварь.  ...