И опять буква Ё!
статья по русскому языку на тему
Игнорирование буквы Ё в печатных текстах часто ведёт к неправильному произношению слов. Я предлагаю таблицы слов, в которых допускаются ошибки из-за их разночтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Таблицы слов,в которых допускаются ошибки из-за разночтения | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый из нас ежедневно сталкивается с нарушением орфоэпических норм русского языка, связанных с особенностями обозначения буквы Ё в печатной продукции и замены Ё буквой Е. Закон обязывает при заполнении документов использовать нормы современного русского языка и правила русской орфографии и пунктуации. В настоящее время применяются Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, в которых указано, что буква «ё» пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова.
Если раньше мы ориентировались на речь дикторов телевидения и радио, то сейчас и с экранов слышим "осУжденный", "углУбленный". Если бы писали букву Ё, такие слова, как афера, гренадер, опека произносили бы именно так, а не как теперь в большинстве случаев говорят: афёра, гренадёр, опёка .
Рекомендуется обязательно употреблять Ё в следующих случаях:
когда необходимо предупредить неверное чтение слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все, вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное), небо в отличие от нёбо.
когда надо подчеркнуть правильность звучания малоизвестного слова, например: река Олёкма; либо имеющего распространенное неправильное произношение сёрфинг, щёлочка, и в том числе для указания правильного ударения побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый.
в именах собственных – фамилиях, географических названиях:
Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Ришельё, Депардьё, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская.
в словарях и орфографических справочниках, в книгах для детей младшего школьного возраста, в учебниках для нерусских и в некоторых видах специальной литературы.
Мною подобраны две таблицы, которые могут быть использованы на уроках русского языка, основной задачей которых является отражение норм современного русского языка в словах, наиболее часто встречающихся в устной речи.
Е (под ударением) | ё |
афера | белёсый |
бытие | блёклый |
взблескивать | жёлчный |
всплескивать | манёвры |
гренадер | наёмник |
житие | околёсица |
иноплеменный | осётр |
недоуменный | смётка |
саженный | тенёта |
свёкла | |
негашёная (известь) | |
щёголь |
Особо следует остановиться на произношении причастий на -енный и -ённый.
-енный (ударение не на суффиксе) | -ённый |
закУпоренный | введённый обострённый |
заслУженный | внесённый осуждённый |
иссУшенный | включённый переведённый |
досУшенный | доведённый повторённый |
располОженный | заворожённый привлечённый |
увЕдомленный | изменённый принесённый |
устанОвленный | изобретённый приобретённый |
наклонённый приручённый | |
непревзойдённый произнесённый | |
новорождённый рассечённый | |
облегчённый углублённый |
Использованная литература
1.Алексеева, Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.-Самара:Издатель Кузнецова О.С., 2008
2.Виктор Кудрявцев | otvet.plus@yandex
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опять война, опять блокада
Сценарий внеклассного мерооприятия,посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...
Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове
Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....
классный час "Опять война. опять блокада"
: Светлой памяти жителей блокадного Города Ленинграда мы посвящаем наше выступлениеЦель и задачи: Показать на конкретных фактах истории мужество русских...
"Опять война, опять блокада..."
сценарий ЛМК...
« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!
laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы изучали буквы первой вашей книгой был букварь. ...
Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...
Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»
Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...