ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Сборник практических работ для специальностей СПО
методическая разработка по русскому языку на тему
Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.
Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать , дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.
Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt.zan_.russ_.1ch.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Бурятия
«Республиканский многоуровневый колледж»
Д-Ц.И. Сахияева
ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Сборник практических работ
для специальностей СПО
часть 1
2013 г.
Автор - составитель:
Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.
Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.
Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать , дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.
Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.
Cодержание
Введение ………………………………………………………………….. | 5 |
Перечень практических занятий ………………………………………... | 8 |
Тема: «Функциональные стили языка». Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ………………………………………………. | 10 |
Тема: «Функционально-смысловые типы речи». Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста …… | 19 |
Тема: «Лексика и фразеология» Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ……………………………………………………………….. | 26 |
Тема: «Фонетика. Фонетические единицы». Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ……………….. | 37 |
Тема: «Фонетика. Орфография». Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок …………………………………. | 40 |
Тема: «Фонетика. Орфоэпия». Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы ……………………. | 48 |
Тема: «Морфемика, словообразование, орфография». Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ……………………………………………………………….. | 51 |
Тема: «Морфемика, орфография». Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ - ………………… | 56 |
Заключение ………………………………………………………………. | 63 |
Список использованной литературы …………………………………… | 65 |
Приложение № 1 ………………………………………………………… | 67 |
Приложение № 2 ………………………………………………………… | 68 |
Приложение № 3 ………………………………………………………… | 68 |
Приложение № 4 ………………………………………………………… | 69 |
Приложение № 5 ………………………………………………………… | 70 |
Приложение № 6 ………………………………………………………… | 71 |
Приложение № 7 ………………………………………………………… | 72 |
Приложение № 8 ………………………………………………………… | 73 |
Приложение № 9 ………………………………………………………… | 74 |
Приложение № 10 ……………………………………………………….. | 75 |
Приложение № 11 ……………………………………………………….. | 76 |
Введение
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.
Цель практических занятий - формирование современной языковой личности, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования.
Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:
• Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
• Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав и содержание практических работ направлены на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»
(Москва 2008 г.).
Методические рекомендации состоят из 3-х частей:1-ая часть включает в себя 8 практических занятий по разделам: «Стили речи» - 2, «Лексика и фразеология» - 1, «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» - 3, «Морфемика и словообразование. Орфография» - 2. 2-ая часть содержит 7 занятий по разделу «Морфология и орфография» (знаменательные части речи). 3-я часть состоит из 8 практических занятий: продолжается «Морфология и орфография» (служебные части речи) – 4, «Синтаксис и пунктуация» - 3 и итоговое занятие «Орфография. Пунктуация. Культура речи».
Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.
Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.
Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:
«5» - 90-100%
«4» - 60-89%
«3» - 40-59%
«2» - 39% и меньше.
Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.
Оценка за каждую практическую работу проставляется в журнале и учитывается как показатель текущей успеваемости студента, но по желанию преподавателя может дублироваться в отдельную ведомость выполнения практической работы (Приложение 11) для мониторинга успеваемости и организации индивидуальных консультаций для неуспевающих.
Каждая практическая работа рассчитана на 1 академический час, кроме практической работы № 2 «Лингвостилистический анализ текста» -2ч. Итого планирование составлено на 24 учебных часа, но предлагаемый преподавателю материал достаточно объёмен и может быть использован и при большем количестве часов.
Перечень практических занятий.
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов |
1 | Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов | 1 |
2 | Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста | 2 |
3 | Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения | 1 |
4 | Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов | 1 |
5 | Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок | 1 |
6 | Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы | 1 |
7 | Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов | 1 |
8 | Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ПРЕ - | 1 |
9 | Практическая работа № 9. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных | 1 |
10 | Практическая работа № 10. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных | 1 |
11 | Практическая работа № 11. Склонение и правописание имён числительных | 1 |
12 | Практическая работа № 12. Правописание местоимений | 1 |
13 | Практическая работа № 13. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола | 1 |
14 | Практическая работа № 14. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 |
15 | Практическая работа № 15. Правописание наречий | 1 |
16 | Практическая работа № 16. Правописание предлогов. | 1 |
17 | Практическая работа № 17. Слитное, дефисное, раздельное написание | 1 |
18 | Практическая работа № 18. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи | 1 |
19 | Практическая работа № 19. Морфологический анализ слов | 1 |
20 | Практическая работа № 20. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
21 | Практическая работа № 21. Анализ структуры простого предложения | 1 |
22 | Практическая работа № 22. Анализ структуры сложного предложения. | 1 |
23 | Практическая работа № 23. Орфография. Пунктуация. Культура речи. | 1 |
ВСЕГО: | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"
Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЭлективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназн...
Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...