Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Технологическая карта по технологии АМО «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.
Цели:
Образовательные:
1. Дать представление обучающимся о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой;
2. Организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А.Ахматовой.
Развивающие:
- Формировать у обучающихся умение целеполагания.
- Развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи.
- Развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения.
- Воспитывать читательскую культуру.
- Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество А.А. Ахматовой.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки поэтического анализа стихотворений.
2. Вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.
Формирование УУД:
Личностные:
- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,
-оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности
Регулятивные:
- целеполагание,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
- выдвижение гипотез и их доказательство
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия,
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
-установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Технологии, используемые на уроке:
- АМО технология;
- поисково – исследовательская технология;
- коммуникативная технология
Формы организации познавательной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная)
Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка)
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, карта для написания сочинения для обучающихся
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие УУД |
Фаза №1 Этап 1 Начало образовательного мероприятия. Приветствие/знакомство/ инициация | Метод «Поздоровайся локтями» | • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; | Коммуникативная компетентность: установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы. |
Этап 2 Вхождение в тему. Целеполагание | Учитель Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово «поэтесса», ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что «женская поэзия»- это не только «стишки в альбом», но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не «влюблённый лепет», а слова столь же жаркие, сколь и гордые. И сегодня мы урок посвятим исследованию «женской поэзии» А.А.Ахматовой. Метод «Мозаика» - Численность – весь класс. На доске помещена мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока. - Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть, и какие результаты планируете получить? | Обучающиеся определяют тему урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».
| Познавательные УУД. Логические УД. Выдвижение гипотез и их доказательство. Регулятивные УД. - целеполагание, - планирование, - прогнозирование. |
Этап 3 Определение ожиданий (опасений) обучающихся | Метод «Фруктовый сад». Численность – весь класс. На заранее приготовленных больших плакатах нарисованы деревья. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Попробуйте определить, что вы ожидаете получить от урока и чего опасаетесь. Свои ожидания запишите на яблоках, а опасения – на лимонах. После того, как все обучающиеся прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. | Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. Примерные записи обучающихся. Ожидания: - узнать интересные факты из биографии А. Ахматовой; - узнать адресатов любви в её стихотворениях; -понять из чего складывается поэтическое своеобразие и мастерство А.Ахматовой; Опасения: - вызовет затруднения анализ поэтических сборников
|
Фаза №2 Этап 4. Проработка содержания темы. | - Сегодня на уроке мы будем исследовать поэтические сборники А. Ахматовой. Метод «Карта группового сознания» Численность – группы по 5 человек Время - 30минут - Для выполнения исследовательской работы класс был разделен на группы. Перед каждой стояла задача определить цель своей работы, при анализе поэтических сборников разных лет выявить своеобразие и поэтическое мастерство автора. - Пожалуйста, представьте результаты своей исследовательской деятельности. - Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику? - Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику? - Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику? - Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику?
- Итак, мы провели исследование сборников о любви А. Ахматовой В чем же заключается своеобразие любовной лирики: В чем заключается поэтическое мастерство автора? | Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня). Предварительная работа в группах по заданной теме. Цели, поставленные обучающимися при групповой работе: расширить представления о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой; организовать исследовательскую деятельность участников групп с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А.Ахматовой; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения; развивать навыки анализа стихотворения, умение производить обобщающие выводы; развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитывать читательскую культуру. Все идеи записываются вокруг круга с проблемой. Чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Могут быть записаны и косвенные идеи, не связанные напрямую с проблемой. Каждая группа вывешивает свою карту сознания и представляет её. Выступления представителей исследовательских групп, проведших исследование поэтических сборников разных лет и выявивших своеобразие и поэтическое мастерство стихотворений А.А. Ахматовой. Выступление сопровождается выразительным чтением наизусть самостоятельно выбранного стихотворения. I группа - сборник «Вечер» /1912/: «Любовь», «В Царском Селе», «Музе», «Сердце к сердцу не приковано…» и другие.
В сборнике «Вечер» лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта. II группа - сборник «Четки»/1914/: «Настоящую нежность не спутаешь…», «Проводила друга до передней…», «Сколько просьб у любимой всегда…». Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: «Сколько просьб у любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает...» III группа – «Белая стая» /1917/: «Муза ушла по дороге…», «Я улыбаться перестала», «То пятое время года…», «Целый год ты со мной неразлучен…». Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…». В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве. «Прирученной и бескрылой Я в доме твоём живу» и тема памяти. Память выступает как рефлексивный процесс созидания события, относящегося к прошлому, но получающего ценностно-смысловую оценку в настоящем. Со второго сборника «Четок» категория памяти значительно усложняется. Память уже не просто переносит сюжет лирического повествования в прошлое, но становится наказанием для лирической героини Ахматовой. Память, как и забывание, становится ключевым показателем нравственных качеств - личных, семейных, социальных, гражданских, более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Лирическая героиня теперь уже переживает личную драму любви-памяти.
| Познавательные УДД. Общеучебные УУД. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: - соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, -оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. Коммуникативные УУД. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Фаза №3 Этап 4 Эмоциональная разрядка (разминка/релаксация) | Метод «Птица, расправляющая крылья». Численность – весь класс. Под музыку ДиДюЛи («Путь домой») Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение 5–7 раз. | Обучающиеся выполняют упражнение (затем слушают музыку) | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в коллективе |
Этап 5 Подведение итогов. Рефлексия | Метод «Комплименты». Численность – весь класс. Вопросы к обучающимся. - Как вы оцениваете результативность урока? - Какие виды работы вы считаете боле продуктивными? - Как было интереснее и рациональнее работать: одному или в группе, самому определять цели и задачи деятельности или выполнять поручения руководителя? - Помогли ли вам в работе при подготовке к уроку различные источники? Какими они были? Если круг источников достаточно широк, это помогает работе? Почему? | Обучающиеся дают оценку деятельности участников образовательного процесса в виде схематичных улыбок (смайликов) и отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД, Общеучебные УУД. - рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/26/picture-2558.jpg)
Урок литературы в 11 классе Любовная лирика А.А. Ахматовой
В разработке представлены этапы урока, формируемые в ходе работы УУД учащихся. Материал сопровождается презентацией, в которую включена словарная работа с литературоведческими терминами, результаты гр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/27/picture-98148-1474991417.jpg)
План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-255569-1383897997.jpg)
Урок литературы в 8 классе. Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в.
урок литературы в 8 классе « И жизнь, и слёзы, и любовь» Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-137306-1389471059.jpg)
"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс
Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-40023-1477070969.jpg)
Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.
Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840479-1477934026.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ЛИРИКИ А.А.АХМАТОВОЙ
Методическая разработка урока литературы по творчеству А.А.Ахматовой....