План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока литературы 10 класс "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова" | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
ФИО (полностью) | Кондратьева Наталия Николаевна | |
Место работы | МБОУ «Инжавинская СОШ» Тамбовская область | |
Должность | учитель русского языка и литературы | |
Предмет | литература | |
Класс | 10 | |
Тема и номер урока в теме: | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Урок № 8. Творчество М.Ю.Лермонтова | |
Базовый учебник | Литература: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Коровиной В.Я.., .- М.: Просвещение, 2010 |
8. Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.
9. Задачи:
- обучающие
сформировать понятие об образе лирического героя
-развивающие
развивать навыки лингвистического и сопоставительного анализов лирического произведения, навыки выразительного чтения
-воспитательные
прививать любовь к русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности
10.Тип урока: комбинированный с применением ЭОР
11. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
12.Необходимое техническое оборудование:
компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организация начала урока | Организация внимания и порядка в классе, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку | Приветствие учителя | 1 мин. | |
2. | Актуализация знаний | Портрет М.Ю. Лермонтова (№1) | Обращение к портрету М.Ю.Лермонтова, эпиграфу урока «Глубокий и могучий дух…, он отрицает для утверждения, разрушает для созидания…» (В.Г. Белинский) | Запись темы и эпиграфа урока в тетрадь | 2 мин. |
3. | Постановка темы и цели урока | Сообщение темы и цели урока | Восприятие | ||
4. | Погружение в тему | 1.Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова (№2: 1,2) 2.О В.Лопухиной и Сушковой | 1.Организация индивидуальной работы 2.Организация коллективной работы. | 1.Сообщения учеников: «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова», «Варенька Лопухина и Е.Сушкова» 2.Чтение стихотворений «Молитва» и «Нищий» 3.Восприятие информации | 4 мин. |
5 | Ознакомление с новым материалом | Аудиозапись художественного чтения произведения М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (№ | 1.Организация коллективного чтения. 2.Сообщение информации о жанровом своеобразии любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | 1.Чтение стихотворений Лермонтова из цикла любовной лирики. 2.Запись в тетрадях. | 4 мин. |
6. | Первичное осмысление и закрепление нового материала | Текст с иллюстрациями (№4:2) Иллюстрация (№1:2) | Организация фронтальной работы Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса «Превзошел бы Лермонтов Пушкина, если бы не ранняя смерть?» и стимулирование поиска решений. 1.Аналитичесая беседа по произведениям любовной лирики М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. Выявление новаторских идей М.Ю. Лермонтова. Организация групповой работы 2.Лингвистический и сопоставительный анализ произведений «Молитва» и «Нищий». 3.Демонстрация иллюстраций с целью сопоставления текстового и иллюстративного материалов | 1.Формулировка гипотез, предположений, суждений, объяснение 2.Обсуждение в группах (В чем заключается языковое отличие двух стихотворений М.Ю. Лермонтова? Почему Лермонтов использует жанр молитвы для стихотворений, посвященных В.Лопухиной?) и формулировка ответа на вопрос. 3.Восприятие визуальной информации | 17 мин. |
7. | Творческое применение и добывание знаний | 1.Видеоклип произведения М.Ю.Лермонтова «Молитва»(№5) 2. Аудиофрагмент «Нищий»(№3:2) 3.Текст/текст с иллюстрациями (№4:2) | 1.Работа над техникой выразительного чтения. 2.Демонстрация аудиофрагмента с использованием иллюстраций. | 1.Восприятие информации в аудиовизуальной форме. 2.Активизация элементов сцены с аудио- визуальным представлением. | 13 мин. |
8. | Подведение итогов | Организация самостоятельной индивидуальной работы в классе по изучению нового содержания на основе ЭОР (составить синквейн «Так какая она –лермонтовская любовь?) | Обобщение (Составление синквейна в группах) | 2 мин. | |
9 | Рефлексия | Оценка работы обучающихся на уроке | Групповая самооценка, «Лист самооценки» | 1 мин. | |
10 | Домашнее задание | 1.Задание: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте (базовое изучение). (№4:1) 2.Задание: творческое задание «Что нового внес М.Ю.Лермонтов в любовную лирику?»(№4:1) 3.Задание: выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова из цикла любовной лирики.(№3) | Использование развивающего потенциала заданий ЭОР 1.Изучить : М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте (базовое изучение). 2.Письменно ответить на вопрос: «Что нового внес в любовную лирику М.Ю. Лермонтов?» 3.Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Ю.Лермонтова из цикла любовной лирики. | Работа с разными источниками информации | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявле ния информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | 1.Автопортрет М.Ю. Лермонтова (№205036) 2.Портрет А.С. Пушкина (№109670) | Статичный Интернет-ресурс, информационный | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/77e1119d-2c2c-4d0e-bce8-27ce04be917a/%5BLI9RK_12-01%5D_%5BIL_03%5D.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg |
2 | Адресаты любовной лирики. 1.В.А. Лопухина (№205212) 2.Е.А.Сушкова (204329) | Статичный Интернет-ресурс, информационный | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffb6dc10-9857-430f-921c-93d9843eaef7/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BIL_04%5D.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ebfa1c3-9f32-4b5b-95e7-c745605d44f6/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BIL_01%5D.htm |
3 | Аудиозапись художественного чтения произведений русской поэзии 1.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» (№105760) 2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2be2d1c3-d0bd-4e08-9c69-d654eef62282/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BAU_03%5D.htm Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» (№205000) 3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет» (№204394) 4.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» (№105757) 5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (№105750) | Статичный Интернет-ресурс, информационный, обучающий | Аудиофрагмент | |
4 | 1.Лермонтов М.Ю. (№36212) 2.Стихотворения (№36212) (№205686) | Статичный Интернет-ресурс, информационный, обучающий | Текст/Текст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5821d94-5147-2f9b-a458-5199f4b87d68/1010220A.htm |
5 | «Молитва» М.Ю.Лермонтов | Статичный Интернет-ресурс, информационный, | Мультимедиа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс
Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...
Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"
Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...
Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"
Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Любовная лирика М. Ю. Лермонтова"
Данная презентация знакомит учащихся 10 класса со стихами М. Ю. Лермонтова, посвященными женщинам, сыгравшим определенную роль в его судьбе. Портреты женщин, биографический материал,прослушивание рома...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"....
Урок литературы 11 класс: "Любовная лирика С. Есенина"
Урок литературы...
Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.
Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...