ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ЛИРИКИ А.А.АХМАТОВОЙ
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Методическая разработка урока литературы по творчеству А.А.Ахматовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока литературы в 11 классе | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ
МАСТЕРСТВО ЛИРИКИ АХМАТОВОЙ
Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.
Ход уроков
Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман.
Б. Эйхенбаум
…Стих Ахматовой… останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.
Н. Скатов
1.Слово учителя. Анне Андреевне Ахматовой (настоящая фамилия Горенко) в 1912 году, когда вышел ее первый сборник « Вечер» (тиражом в 300 экз.), было 23 года. Выдающиеся поэты-современники сразу же отметили:
подражания другим, робкой неопытности раннего периода у нее как бы не было. Поэтическое слово Ахматовой изначально было легким, хрупким, трепетным, «ломким» и одновременно царственным, величавым.
Вспомним ее понимание царственности Слова:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней - царственное слово.
(1945)
Сложное единство хрупкости, интимности и царственности, державности, прочности сразу же подчеркнули многие в лирике Ахматовой. Как-то изначально чувствовалось, что эта поэтесса выросла в великой стране. Современники ее в разные, правда, годы догадались об этой предельной прочности ее очаровательного изящества. Это они писали о «патрицианском профиле», о ее изысканно-горделивой фигуре с царственной осанкой, о ней, как «Музе Петербургской» (даже «Царскосельской» ), даже о ее испанской шали на плечах и о многом другом.
Читают заранее подготовленные ученики.
Такою беззащитною пришла ты,
Из хрупкого стекла хранила латы,
Но в них дрожат, тревожны и крылаты,
Зарницы...
(М. Кузмн)
Вполоборота - о печаль! -
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
( О. Мандельштам)
В начале века профиль странный
( Истончен он и горделив)
Возник у лиры...
( С. Городецкий)
Ахматова - жасминный куст,
Обожженный асфальтом серым,
Тропу ль утратила к пещерам,
Где Данте шел и воздух густ...
Средь русских женщин Анной дальней
Она, как облачко, сквозит
Вечерней проседью ракит.
(Н Клюев)
М. Цветаева называла ее и «златоустой Анной - всея Руси»,
и «чернокосынькой моей, чернокнижницей», видела в Ахматовой
единство немыслимого («ОТ ангела и от орла в ней что-то было»). Воз
вышенная стилистика присутствует и в серии живописных портретов
Ахматовой, созданных К. Петровым-Водкиным, Ю. Анненковым,
итальянцем А. Модильяни, Н. Альтманом, Г Верейским.
2.Художественное своеобразие «лирического романа» Ахматовой.
Слово учителя. Осип Мандельштам в «Письме о русской поэзии» ( 1 922), обозревая путь Ахматовой за 10лет, высказал такую глубокую оценку сделанного ею: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с«Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова... Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивает с оглядкой на психологическую прозу».В этой неразрывной связи с классиками 19 век и состоит главная особенность ранних стихотворений Ахматовой. Познакомимся со стихотворением «Я научилась просто, мудро жить»,1914.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Работа в группах
1 группа 1. Соотнесите содержание стихотворения с перипетиями того «лирического романа» , который составили стихотворения-новеллы«Вечера» и «Четок». Какое место в этом романе могла бы занять
главка о «простой и мудрой жизни»?
2. В чем скрытый драматизм первой строки? Что могло «научить»героиню мудрой простоте жизни?
2группа 1.Какими средствами создается картина спокойствия, безыскусственности бытия вовне и внутри героини?
2. Какова роль «прозаических» пейзажных деталей в обрамлении этой картины? Почему героиня ищет и подмечает намеренно спокойные, «уютные» ритмы жизни ( «Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь / Пу
шистый кот, мурлыкает умильней»)? Обратите внимание на звукопись. Какова ее роль?
3 группа.1 Выделите детали, подчеркивающие отгороженность интимного пространства героини от мира страстей, мучительных тревог, борьбы самолюбий в любовном поединке. Каким смыслом наполняется финальное «мне кажется» ? Насколько прочно выстраданное спокойствие?
2.Обратите внимание на ритмический рисунок текста. Каким размером написано стихотворение? Влияют ли пропуски схемных ударений в стопе на восприятие его содержательной стороны?
Общий вопрос. Нужен ли стихотворению заголовок? Что представляют собой первые строки многих ахматовских стихотворений без названия? Чем обогатила Ахматова мир русской лирики?
Слово учителя. В 1917- 1 922 годах Анна Ахматова писала не только о любви. Стихотворение «Когда в тоске самоубийства»( 1918) – итог предельно полного погружения Ахматовой в жизнь России.
История создания стихотворения (рассказывает ученик). Стихотворение написано в 1917 году. Поэтессе в этот момент 28 лет, в ее литературном багаже несколько изданных книг, она жена Н. Гумилева, мать маленького сына. Впрочем, семейная жизнь трещит по швам, сам муж находится во Франции, куда был переведен с фронта Первой Мировой войны. Она становится свидетелем и, в какой-то мере, летописцем тех грозных революционных дней. Биографы Ахматовой точно установили, что в стихотворении происходит диалог с Борисом Анрепом, художником, офицером, без особых волнений бросившим Россию.
Слово учителя. Почему, на ваш взгляд, это стихотворение стало таким известным? Проанализируйте стихотворение по плану.
1 Тема стихотворения. В стихотворении раскрываются и пересекаются две темы: верность Родине и революционные события октября 1917 года
2.Настроение,пафос стихотворения.
3. Композиция, жанровое своеобразие.( Состоит из 5 строф. Поэтесса рассказывает, что страна ждала немецких "гостей" - страшное опасение, учитывая продолжавшуюся в то время Первую мировую войну.
Во второй строфе поэтесса сравнивает Петербург, колыбель революции, с опьяневшей блудницей, показывая распад, беспамятство, безволие того времени губительной неопределенности, того сумбурного состояния, "когда приневская столица, забыв величие своё" бездумно отдалась новой разрушающей власти.
В этих условиях в третьей и четвертой строфе голос шепчет лирическому герою о возможности избавления от боли "поражений и обид". Но это избавление можно получить, лишь оставив "свой край, глухой и грешный".
Но, как показывает пятая строфа, лирический герой, которой является самой Анной Ахматовой, не осквернит "скорбный дух". Он считает эту речь недостойной, поэтому "равнодушно и спокойно" отвергает их: "Руками я замкнула слух...".Философская, исповедальная лирика).
4.Средства выразительности. Метафоры (например, "из сердца выну черный стыд"), эпитеты ("скорбный дух" и др.) и сравнение ("как опьяневшая блудница").
5.Основная мысль стихотворения. Поэтесса не питает иллюзий по поводу того, что происходит с ее родиной. Ахматова предполагает, что и ее собственная жизнь очень скоро превратится в сплошной кошмар. Внутренний голос подсказывает ей как можно скорее бежать из России, призывая: «Оставь свой край глухой и грешный». Но расстаться с Россией для нее так же невозможно, как и покончить жизнь самоубийством.
Слово учителя. В каких поэтических произведениях раскрывается мысль о неразрывной связи поэта с Родиной? В чем они перекликаются со стихотворением А.Ахматовой «Когда в тоске самоубийства..»?(Гой ты ,Русь моя родная..»).
Вывод: Все величие лирики Ахматовой состоит в ощущении своей личной жизни как жизни национальной, исторической.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А.Ахматовой «Requiem» («Реквием»)
Разработка занятий по литературе 11 класс по теме: Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А.Ахматовой «Requiem» («Реквием»)...
Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».
Технологическая карта по технологии АМО «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой»....
Конспект урока "Люблю до радости и боли"(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина)».
Методическая разработка урока литературы для 1 курса СПО или 11класса на тему "Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина"...
Методическая разработка урока "Своеобразие картин природы в лирике Б.Л. Пастернака. Способыц создания поэтических образов"
Урок литературы в 7 классе...
Военная тематика в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.
Маршрутный лист дистанционного урока...
урок по теме:« Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием».
Конспект урока по теме: « Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием». Цель урока: осмыслить образный строй поэмы, еѐ художественные особенности, осо...
Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.
Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....