конспект урока по русскому языку "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Словосочетание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 26.19 КБ |
презентация | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 5классе.
Учитель МОУ Савинская оошкола № 6 Нечаева О.А.
Тема: Словосочетание.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: деятельностного типа.
Цели:
Познавательные: 1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний. 5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.
Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний). 2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Общепредметные: 1. Развивать способность объединять изученные сведения в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Принципы обучения.
- Научности (углубление представлений о синтаксисе).
- Наглядности ( использование средств обучения).
- Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).
- Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления ( слова в словосочетания),
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
2. Актуализация изученного ( знаний).
- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).
- Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте определить сами.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).
- Что такое синтаксис?
- Какие синтаксические единицы мы уже изучили? (Предложение, текст).
-Следовательно,что будет объектом исследования сегодня?(Словосочетание).
Запишите число, вид работы и тему сегодняшнего урока.
- Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?
3. Объяснение нового. Словарная работа . (СЛАЙД № 1)
- Записать слова, вставить пропущенные буквы.
Весело ш…л (СЛАЙД № 2)
Ж…лтые листья (СЛАЙД № 3)
Осв…щается со…нцем (СЛАЙД № 4)
Самопроверка. Оценивание. ( СЛАЙД № 5)
Кто выполнил безошибочно – поставьте на полях +.
- Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова мы записали? (нет, это словосочетания).
- Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)
- Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова к зависимому).
- Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.
Нареч.+ сущ.
Прил.+сущ.
Гл.+сущ.
- Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику. Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.
4.Формирование знаний и умений.
Задание № 1.
Работа в парах.
Постановка проблемы.
Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу: ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.
Снежная зима (СЛАЙД № 6)
Спелые ягоды (СЛАЙД № 7)
Организация проверки: ответы учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте + на полях напротив этого задания.
Вывод :
-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?
- Что вы уже узнали о словосочетании? ( есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).
Задание № 2.
Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.
На доске записано предложение. Солнце озаряет.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспростр.)
- Дополните предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.
- Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.
Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)
- Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распр.)
Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.
А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием.
- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.
Солнце (какое?) утреннее. Сущ.+прил.
Озаряет (что?) лес. Глаг.+ сущ.
Вывод:
- Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).
- Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).
- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).
- Какое слово считается главным в словосочетании?
- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)
Самостоятельная работа. (СЛАЙД № 8)
Задание: (Работа в парах)
Постановка проблемы:
-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).
- Что нужно сделать, чтобы соединить эти слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.
Организация проверки : у доски. Самооценивание.
ВЫВОД: - Какой можно сделать вывод, с помощью чего выражается грамматическая связь? (С помощью окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).
5. Подведение итогов. Оценивание.
- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?
- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- Что такое словосочетание?
- Как устанавливается связь слов в словосочетании?
- Как найти в словосочетании главное слово?
- Что в предложении не может являться словосочетанием?
- Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом общую оценку за урок.
- А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.
Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.
Относитесь к родному языку бережно. (Слайд № 9).
Относитесь (к чему?) к языку. Гл.+сущ.
Относитесь (как?) бережно. Гл.+ нареч.
Языку (какому?) родному. Сущ.+прил.
Проверка, выставление оценок.
- Постановка домашнего задания.
Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т.,выполнить упр. № 275 на «4» или упр. № 277 на «5» (по выбору).
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята……Пусть этот день принесёт вам радость общения.
2. Актуализация изученного ( знаний).
_ вопросы к классу.
Запишите число, вид работы и тему сегодняшнего урока.
3. Объяснение нового. Словарная работа . Презентация (СЛАЙД № 1)
Весело ш…л (СЛАЙД № 2)
Ж…лтые листья (СЛАЙД № 3)
Осв…щается со…нцем (СЛАЙД № 4)
Самопроверка. Оценивание. ( СЛАЙД № 5)
- вопросы к классу.
- Разбор записанных слов учеником.
Вопросы к классу….
- Теперь обратитесь к учебнику. Откройте теорию
4.Формирование знаний и умений.
Задание № 1.
Работа в парах. Задание. Презентация.
Снежная зима (СЛАЙД № 6)
Спелые ягоды (СЛАЙД № 7)
Организация проверки: ответы учеников у доски + схемы.
Вывод :
-вопросы учителя.
Задание № 2.
На доске записано предложение. Солнце озаряет.-(работа с предложением).
Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)
- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.
Вывод: (вопросы учителя).
Самостоятельная работа. (СЛАЙД № 8)
Задание: (Работа в парах).
Организация проверки : у доски.
ВЫВОД:
5. Подведение итогов. Оценивание.
- вопросы к классу.
Относитесь к родному языку бережно. (Слайд№ 9)
Проверка, выставление оценок.
- Постановка домашнего задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ж…лтые листья
осв…щается со…нцем
весело ш ё л ж ё лтые листья осв е щается со л нцем
Снежная зима
Спелые ягоды
Добрый и девица Сладкий и речи Ясный и солнышком
Относитесь к родному языку бережно.
Относитесь (к чему?) к языку гл.+сущ. Относитесь (как?) бережно гл.+нареч. Языку (какому?) родному сущ.+прил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...