конспект урока по русскому языку "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Нечаева О.А.

 Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Словосочетание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.19 КБ
Office presentation icon презентация1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка  в 5классе.

Учитель МОУ Савинская оошкола № 6  Нечаева О.А.

Тема:  Словосочетание.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: деятельностного типа.

Цели:

Познавательные:       1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний.    5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.

Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний).  2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Общепредметные: 1. Развивать способность объединять изученные сведения  в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Принципы обучения.

  1. Научности (углубление представлений о синтаксисе).
  2. Наглядности ( использование средств обучения).
  3. Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).
  4. Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение  учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления ( слова в словосочетания),

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

2. Актуализация изученного ( знаний).

- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).

- Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте  определить сами.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).

- Что такое синтаксис?

- Какие синтаксические единицы мы уже изучили? (Предложение, текст).

-Следовательно,что будет объектом исследования сегодня?(Словосочетание).

Запишите  число, вид работы и тему сегодняшнего урока.

- Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?

3. Объяснение нового. Словарная работа .                   (СЛАЙД № 1)

- Записать слова, вставить пропущенные буквы.

Весело ш…л                                                       (СЛАЙД № 2)

Ж…лтые листья                                                 (СЛАЙД № 3)

Осв…щается со…нцем                                     (СЛАЙД № 4)

Самопроверка. Оценивание.                             ( СЛАЙД № 5)

Кто выполнил безошибочно – поставьте на полях +.

- Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова     мы записали? (нет, это словосочетания).

- Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)

- Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова к зависимому).

- Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.

Нареч.+ сущ.

                                                       Прил.+сущ.

                                                        Гл.+сущ.

- Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику.  Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа   выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.

4.Формирование знаний и умений.

Задание № 1.

Работа в парах.

Постановка проблемы.

Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу:  ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.

Снежная зима                                              (СЛАЙД № 6)

Спелые ягоды                                              (СЛАЙД № 7)

Организация проверки: ответы  учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте  + на полях напротив этого задания.

Вывод :

-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?

- Что вы уже узнали о словосочетании? ( есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).

Задание № 2.

Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.

На доске записано предложение.   Солнце озаряет.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспростр.)

- Дополните  предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.

- Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.

Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)

- Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распр.)

Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.

А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа     (подлежащее и сказуемое) не является  словосочетанием.

- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.

Солнце (какое?) утреннее.      Сущ.+прил.

Озаряет (что?) лес.                   Глаг.+ сущ.

Вывод:

- Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).

- Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).

- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).

- Какое слово считается главным в словосочетании?

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)

Самостоятельная работа.                                                     (СЛАЙД № 8)

Задание: (Работа в парах)

Постановка проблемы:

-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).

- Что нужно сделать, чтобы соединить эти  слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.

Организация проверки :  у доски. Самооценивание.

ВЫВОД: - Какой можно сделать вывод, с помощью чего  выражается грамматическая связь? (С помощью  окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).

5. Подведение  итогов. Оценивание.

- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?

- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Что такое словосочетание?

- Как устанавливается связь слов в словосочетании?

- Как найти в словосочетании главное слово?

- Что в предложении не  может являться  словосочетанием?

- Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом  общую оценку за урок.

- А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.

Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.

Относитесь к родному языку бережно. (Слайд № 9).

Относитесь (к чему?) к языку.         Гл.+сущ.

Относитесь (как?) бережно.            Гл.+ нареч.

Языку (какому?) родному.              Сущ.+прил.

Проверка, выставление оценок.

  1. Постановка домашнего задания.

Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т.,выполнить упр. № 275  на  «4» или упр. № 277  на «5» (по выбору).

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята……Пусть этот день принесёт вам радость общения.

2. Актуализация изученного ( знаний).

_ вопросы к классу.

Запишите  число, вид работы и тему сегодняшнего урока.

3. Объяснение нового. Словарная работа .    Презентация      (СЛАЙД № 1)

Весело ш…л                                                       (СЛАЙД № 2)

Ж…лтые листья                                                 (СЛАЙД № 3)

Осв…щается со…нцем                                     (СЛАЙД № 4)

Самопроверка. Оценивание.                             ( СЛАЙД № 5)

- вопросы к классу.

- Разбор записанных слов учеником.

Вопросы к классу….

- Теперь обратитесь к учебнику.  Откройте теорию

4.Формирование знаний и умений.

Задание № 1.

Работа в парах. Задание. Презентация.

Снежная зима                                              (СЛАЙД № 6)

Спелые ягоды                                              (СЛАЙД № 7)

Организация проверки: ответы  учеников у доски + схемы.

Вывод :

-вопросы учителя.

Задание № 2.

На доске записано предложение.   Солнце озаряет.-(работа с предложением).

Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)

- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.

Вывод: (вопросы учителя).

Самостоятельная работа.                                                     (СЛАЙД № 8)

Задание: (Работа в парах).

Организация проверки :  у доски.

ВЫВОД:

5. Подведение  итогов. Оценивание.

- вопросы к классу.

Относитесь к родному языку бережно.          (Слайд№ 9)

Проверка, выставление оценок.

  1. Постановка домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Списать, вставить пропущенные буквы весело ш...л

Слайд 2

ж…лтые листья

Слайд 3

осв…щается со…нцем

Слайд 4

весело ш ё л ж ё лтые листья осв е щается со л нцем

Слайд 5

Снежная зима

Слайд 6

Спелые ягоды

Слайд 7

Добрый и девица Сладкий и речи Ясный и солнышком

Слайд 8

Относитесь к родному языку бережно.

Слайд 9

Относитесь (к чему?) к языку гл.+сущ. Относитесь (как?) бережно гл.+нареч. Языку (какому?) родному сущ.+прил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...