Проект по теме «Синтаксис»
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Проект

по теме «Синтаксис»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchitel.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Гарская основная школа

Проект

по теме «Синтаксис»

Автор: учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Поцелуева Надежда Ивановна

Участники проекта:

ученики 5 класса

2015 год

-1-

Цель проекта: обучение пятиклассников использованию в речи предложений и словосочетаний разных видов

Задачи:

* обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Синтаксис»;

*прививать навыки исследовательской работы;

*развивать творческие способности учеников;

*воспитывать любовь и внимание к родному слову;

*развивать эстетический вкус;

*показать публично достигнутый результат.

Оборудование: задания для учащихся на экране, конверты (каждый ученик для себя делает сам); произведения и портрет А.С. Пушкина;

рассказы и сказки, написанные учениками;

имена всех учеников на доске в свободном порядке (пишут перед уроком сами ученики), буквы по алфавиту от И до Р,

-2-

Обоснование проекта

         Речь современных школьников, на мой взгляд, становится упрощенной, бедной и невыразительной.

        Вернуть разговорной речи былую меткость, точность и выразительность поможет наблюдение за словом мастеров русского литературного языка. Для этого мною выбраны непревзойденные  сказки и стихотворения А.С. Пушкина.

Чтобы быть успешными во взрослой жизни, надо быть успешными в школе. И мы учимся успешности, выполняя различные творческие и исследовательские задания.

При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-ый этап – погружение в проект – знакомство

Учитель

Ученики

Формулирует:

*проблему проекта

*цель и задачи

Осуществляют:

*личностное присвоение проблемы

*принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач

2-ый этап – осуществление деятельности – освоение, использование

Учитель

Ученики

Не участвует, но

*консультирует учащихся по необходимости

Работают активно и самостоятельно:

*каждый в соответствии со своими возможностями и сообща

*консультируются по необходимости

*подготавливают презентацию результатов

-3-

3-ый этап – презентация

Учитель

Ученики

Принимает отчет:

*оценивает умения:

*общаться

* слушать

* выразительно читать

Демонстрируют:

*результаты в виде творческой работы

*дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников

Урок 1. Тема: «Исследование произведений А.С. Пушкина».

Цель: Показать богатство и выразительность произведений А.С. Пушкина

Задачи:

учить отличать виды предложений по определенным признакам;

развивать умение видеть красоту  произведений А.С. Пушкина, многообразие поэтического синтаксиса;

прививать навыки исследовательской работы;

развивать творческие способности учеников;

воспитывать любовь и внимание к родному слову.

Оборудование: произведения и портрет А.С. Пушкина.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выбор учениками темы исследования и произведения А.С. Пушкина.
  3. Самостоятельная работа учеников по исследованию произведений А.С. Пушкина.
  4. Рассказ учеников о выполненной работе.
  5. Исправление учениками допущенных во время поиска ошибок и недочетов.
  6. Д/з: Написать творческую работу с использованием разных видов предложений.

-4-

Урок 2. Тема: «Работа на заказ».

Цель: употребление в творческой работе предложений разных видов.

Задачи:

Учить правильной монологической речи (в том числе письменной);

развивать творческие способности учеников;

воспитывать любовь и внимание к родному слову.

Оборудование: творческие работы учеников

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выступления учеников (чтение творческой работы, нахождение нужного вида предложений в работе)
  3. Оценка учениками каждой творческой работы, самооценка работы учеником.
  4. Работа над ошибками.
  5. Д/з: подготовить защиту проекта.

Урок 3. Тема:  Защита проектов по теме «Синтаксис».

 обучение пятиклассников использованию в устной и письменной речи предложений и словосочетаний разных видов

Задачи:

* обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Синтаксис»;

*прививать навыки исследовательской работы;

*развивать творческие способности учеников;

*воспитывать любовь и внимание к родному слову;

*развивать эстетический вкус

*показать публично достигнутый результат

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, произведения А.С. Пушкина (на выбор ученика),  имена всех учеников на доске в свободном порядке (пишут перед уроком сами ученики), буквы по алфавиту от И до Р, творческие работы учеников на отдельных листах.

-5-

Форма урока: защита проекта.

Ход урока:

  1. Слово учителя.
  2. Ответы учеников на вопросы для определения очередности выступлений.
  3. Выступления учеников.
  4. Оценка учениками выступлений друг друга и самооценка.
  5. Заключительное слово учителя.
  6. Д/з: повторить параграфы 30 – 33.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Гарская основная школа

Защита проекта

по теме «Синтаксис»

Автор: учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Поцелуева Надежда Ивановна

Участники проекта:

ученики 5 класса

2015 год

-1-

Цель: обучение пятиклассников использованию в устной и письменной речи предложений и словосочетаний разных видов

Задачи:

* обобщить и систематизировать знания учащихся  по теме «Синтаксис»;

*прививать навыки исследовательской работы;

*развивать творческие способности учеников;

*воспитывать любовь и внимание к родному слову;

*развивать эстетический вкус

*показать публично достигнутый результат

Планируемые результаты и уровень усвоения:

Предметные умения:

*читать в нужном темпе, соблюдать интонацию конца предложения, соблюдать необходимые паузы, передавать посредством интонации особенности строения предложений;

*понимать нормы современного русского языка, их роль в совершенствовании речи, речевого общения;

Метапредметные умения:

- личностные:

*ученики осознают эстетическую ценность русского языка, стремятся к речевому самосовершенствованию;

*осознают роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

проявляют уважение к слову.

-регулятивные:

*принимают учебную задачу урока;

*осознанно и правильно строят свои сообщения, анализируют информацию.

-познавательные:

*ищут и выделяют необходимую информацию;

*устанавливают причинно-следственные связи;

-2-

*используют речевые средства, монологическую речь в соответствии с задачей коммуникации

- коммуникативные:

*умеют слышать и слушать;

*точно, правильно, логично излагают мысли;

*формируют собственное мнение и позицию.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, произведения А.С. Пушкина (на выбор ученика),  имена всех учеников на доске в свободном порядке (пишут перед уроком сами ученики), буквы по алфавиту от И до Р, творческие работы учеников на отдельных листах.

Форма урока: защита проекта.

Ход урока:

  1. Слово учителя: Завершается год литературы. Обобщающий урок русского языка по теме «Синтаксис» мы посвящаем этому событию. Одним из главных героев на нашем уроке сегодня будет Александр Сергеевич Пушкин (портрет). Почему, как вы думаете, ребята? (потому что мы будем читать его произведения).  

Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Сегодня мы убедимся в разнообразии его поэтического синтаксиса. Предметом наблюдения были сказки и стихи  Александра Сергеевича Пушкина.  Кто хочет поделиться своими исследованиями на эту тему? (ребята поднимают руки).

-Я рада. Всем вместе отвечать невозможно, поэтому мы установим очередность. Но сначала нам надо восстановить справедливость. Кто-то очень неответственный разбросал несколько букв алфавита. Прошу вас их взять и поставить в нужной последовательности (ребята выполняют). А теперь попрошу назвать буквы правильно, и тогда они сослужат нам добрую службу (ребята называют). Все хорошо,

-3-

садитесь. Для вас, ребята, я приготовила несколько вопросов, первый вопрос теоретический. Кто знает ответ, прошу поднять руку.

На экране высвечивается задание:

  1. Что изучает синтаксис?
  1. Знаки препинания и правила их постановки
  2. Самостоятельные и служебные части речи
  3. словосочетания, предложения и текст

(Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответившему ученику вручается буква И, он берет ее и помещает над своим именем на доске:  - Ты будешь отвечать первым)

2) В каком предложении надо поставить тире?

   1) Вот кончен пир.

   2) Все четверо выходят вместе.

   3) Князья, бояре все молчат.

(Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответивший ученик помещает букву К  под своим именем - Ты будешь отвечать вторым)

3) Найди предложение с одним главным членом:

   1) Пошел поп по базару.

   2) Ступай себе в синее море.

   3) Царь Салтан с женой простился.

(Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответивший ученик помещает букву Л  под своим именем -  Ты будешь отвечать третьим) 

4) Найди предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

  1. Воротился старик ко старухе.
  2. Отпустил он рыбку золотую.

              3)Тут соседи беспокоить стали старого царя.

-4-

 (Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответивший ученик помещает букву М под своим именем – «Ты будешь отвечать четвертым»)

5) Найди сочинительное словосочетание:

   1) за шумным, свадебным столом

   2) сидят три витязя

   3) в душе таят

(Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответивший ученик помещает букву Н  под своим именем – «Ты будешь отвечать пятым»)

6) Что не является словосочетанием?

   1) старичок отправился

   2) отправился к морю

   3) к синему морю

 (Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответивший ученик помещает букву О  под своим именем – «Ты будешь отвечать шестым»)

7) Какой знак не ставится в конце предложения?

   1) вопросительный знак

   2) запятая

   3) восклицательный знак

(Ребята отвечают. Если кто ошибется, тот пропускает ответ на следующий вопрос. Ответивший ученик помещает букву П  под своим именем – «Ты будешь отвечать седьмым»)

8) Найди невосклицательное предложение.

   1) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

   2) О горе: нет подруги милой!

   3) Добро пожаловать, мой сын!

-5-

(Отвечает последний ученик. Он помещает букву Р  под своим именем – «Ты будешь отвечать восьмым»)

  1. Итак, определена очередность ваших выступлений. Первым представляет проект … (после выступления ученик помещает творческую работу под своим именем на доске).

Учитель: Какую бы ты (ИМЯ), поставил себе отметку за защиту проекта? Удалось ли тебе  донести до одноклассников свои знания по теме? Как ты думаешь, поняли тебя ребята? Ты точно, правильно выражал свои мысли?

(Ученик ставит себе отметку)

Учитель: Посмотрим, соответствует ли она отметкам ребят. Прошу ребят оценить  проекта (ИМЯ). Критерии все те же: Удалось ли  (ИМЯ)  донести до вас свои знания по теме? Поняли ли вы то, что он хотел сказать? Как он выражал свои мысли? Сейчас вы об этом очень хорошо подумаете, все оцените и поставите отметки.

(Ребята выставляют отметки)

Учитель: Почему ты (ИМЯ) поставил отметку 4?

(Учитель анализирует ответы учеников и ставит  ту отметку, которых больше,  другим цветом рядом с отметкой  самого ребенка)

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ

  1. Заключительное слово учителя:

- Спасибо, ребята. В начале урока я сказала, что одним из главных героев на уроке будет Александр Сергеевич Пушкин. А другие главные герои были? (Да, это вы, ребята).  Что объединило вас сегодня с Пушкиным? (то, что вы вдумчиво, внимательно читали его произведения и то, что вы познакомили нас со своими  произведениями, а еще вас объединил русский литературный язык)

Что такое литературный язык? (ответы учеников)

Я с радостью хочу сказать, что вы сегодня говорили правильным, красивым, точным литературным языком. Все, что вы хотели сказать, вы

-6-

донесли до слушателей, а слушатели вас поняли. В этом заключается главная роль языка  (какая? Язык – это средство общения  людей)

Мы должны уметь слушать, слышать и понимать друг друга. Сегодня нам вместе это удалось. За урок каждый из вас получает отметки (комментирование отметок). Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Обобщение по теме «Синтаксис сложного предложения»

Цель: 1) Обобщение ЗУН по теме.2) Развитие навыков интерактивного тестирования; формирование навыков работы по методу учебных проектов: выполнение, оформление и защита проектов в виде слайдовой ...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пуктуация"

Тема: Повторение  и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.Тип урока: обобщение...