Притяжательные и вопросительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока "Притяжательные и вопросительные местоимения" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_urok_v_5_klassa_14_okt._2015_goda.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Гарская основная школа
Конспект
урока русского языка в 5 классе
по теме
«Притяжательные и вопросительные местоимения»
Провела
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Надежда Ивановна Поцелуева
14 октября 2015 года
-1-
Цель урока: учить распознавать местоимения по значению и грамматическим признакам
Задачи урока:
- учить видеть местоимения в тексте, определять их разряд, синтаксические и морфологические признаки;
- учить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- упражнять в свободном выражении своих мыслей в процессе речевого общения;
- воспитывать любовь к слову и классическим произведениям русской литературы.
Оборудование:
Отрывки из сказок А.С. Пушкина (разрезаны для составления целого текста),
стихотворение А.С. Пушкина,
таблички с номерами на доске (для определения лица местоимений),
таблички с вопросами.
Ход урока:
- Сообщение цели и задач урока.
- Слово учителя.
-Ребята, мы продолжаем изучать самостоятельные (то есть значимые) части речи. Вспомним, какие уже повторили (сущ., прил., глагол, наречие). На прошлом уроке мы начали повторять местоимение.
3. Вопросы к классу:
Какую часть речи мы называем местоимением? (ответы детей)
-2-
Сколько разрядов местоимений существует в русском языке? (9)
Какой разряд местоимений мы повторили? (личные)
Почему они так называются? (указывают на лица, которые участвуют в речи)
На какие вопросы они отвечают? (кто? что?)
Они бывают единственного и множественного числа. Вспомните их.
Ед.ч.: Я, ты, он, она, оно
Мн.ч.: мы, вы, они
Как изменяются личные местоимения? (по падежам. При этом меняется не только окончание, а все слово)
- Работа с текстом.
Найдите личные местоимения в тексте. Но сначала этот текст надо собрать. Вот у меня отдельные листы с четверостишиями. Попробуйте собрать текст (работа детей)
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами
С теремами и садами…
Из какого произведения отрывок? («Сказка о царе Салтане»)
А кто правильно назовет название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Кто автор этой замечательной сказки? (А. С. Пушкин)
Каждый вопрос (подчеркнутое слово) вывешиваю на доску
Сегодня мы часто будем обращаться к произведениям этого великого человека. Выпишите личные местоимения, определите падеж.
-3-
Вы
Мы
Он
На нём
Почему эти местоимения называются личными? Какую часть речи они заменяют? (сущ.). Почему вы так думаете? (отв. на вопросы кто? что?)
- Работа с личными местоимениями: Распределите эти местоимения по лицам. Таблички с номерами на доске (1, 2, 3 лицо).
1 лицо 2 лицо 3 лицо
я ты их
мне вы они
меня тебе её
нами вас ему
мы тобой он
нам вами его
ты им
ею
- Работа над новым материалом.
5.1.Следующий разряд, который мы повторим, - вопросительные местоимения. Мы ими пользуемся очень часто. Сегодня на уроке мы ими воспользовались неоднократно: когда я задавала вам вопросы о местоимении, о произведениях А.С. Пушкина, вы отвечали, на какие вопросы отвечают личные местоимения. Это вопросительные местоимения.
Когда они используются? (когда мы задаем вопрос)
А если мы задаем вопрос, то какой знак мы ставим на письме в конце предложения? (знак вопроса)
Изучая части речи, мы запоминаем, на какие вопросы они отвечают, при изучении склонения запоминаем вопросы падежей – это тоже вопросительные местоимения.
Кто дополнит, когда еще требуются вопросительные местоимения? (при изучении членов предложения, в разговоре в перемену, дома и т. д.)
Запишем в тетради, пропустив строчку свободной:
личные
Местоимения
вопросительные притяжательные
-4-
указывают на признак по принадлежности
? чей? 5:
Бывают разными членами предложения мой, твой, ваш, наш, свой
В предл. явл. определением
Морф. призн.: род, число, падеж
5.2. Найдите в тексте, который мы восстанавливали, вопросительные местоимения, выпишите их в тетрадь в столбик под знаком вопроса. Это примеры вопросительных местоимений.
Найдите вопросительные местоимения в стихотворении А.С. Пушкина, выпишите из в столбик. Местоимения не должны повторяться. Прочитайте стихотворения А.С. Какой должна быть наша интонация? (вопросительной).
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге, вижу я…
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя;
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою,
И положён сюда зачем?
Выполнение упражнения № 135
Запишем д/з: пар 8, упр. 136, запись в тетр.
5.3.А теперь поговорим о притяжательных местоимениях.
Дополним нашу схему (верху)
Найдите притяжательные предложения в стихотворении.
Моя – мест, притяж, употребл. в ж.р.. ед.ч.. Им. пад.
В упражнении 137 мы также найдем с вами знакомые местоимения
6. Закрепление материала. А теперь найдите личные, вопросительные, притяжательные местоимения в моих маленьких текстах и запишите их на доске. Кроме того, узнайте сказку.
Выполнение задания
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?»
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря.
«Кушай яблочко, мой свет,
-5-
Благодарствуй за обед!»
«…Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я».
С какими личными местоимениями нет предложений? (ваш, наш).
Составьте и запишите предложения с этими местоимениями. Можно употреблять не только форму именительного падежа.
Проверка предложений
6. Рефлексия. А сейчас в каждом моём предложении постарайтесь услышать местоимение и определить его разряд (отвечать на вопросы не надо, надо найти местоимения и определить разряд)
Какие местоимения мы сегодня повторили? (вопр. и личное)
Когда употребляются личные местоимения? (вопрос.)
Ваша работа на уроке мне понравилась. (притяж, личное)
Я сегодня уроком довольна.(личн.)
А вы?(личн.)
Я поставлю вам отметки. (личные) Называю отметки……….
Я поставлю отметки в ваши дневники. (личн., притяж.)
Урок окончен. До свидания!
Вас | тобой |
тебе | меня |
мне | её |
они | вы |
их | ты |
я | |
он | ему |
мы | нам |
вами | его |
нами | ты |
им | ею |
Сколько? | В М С Т. |
Кто? | |
Что? | |
Какой? | |
Почему? | |
Как? | |
Когда? |
1
2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вопросительные местоимения"
План-конспект урока русского языка по теме "Вопросительные местоимения" для учащихся 6 класса и учебная мультимедийная презентация, разработанная к уроку....
Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе
Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом особенностей склонения....
Урок русского языка в 6 классе на тему "Вопросительные местоимения"
Урок с применением игровой технологии...
Урок русского языка в 6 классе тема: "Вопросительные местоимения"
урок-презентация...
Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"
Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...
Презентация Вопросительные местоимения
Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...
Вопросительные местоимения.
Учащиеся должны знать : вопросительные местоимения, их назначение в речи; уметь: употреблять в речи вопросительные местоимения, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоим...
- Мне нравится (1)