"Вопросительные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

План-конспект урока русского языка по теме "Вопросительные местоимения" для учащихся 6 класса и учебная мультимедийная презентация, разработанная к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

русского языка в 6 классе

Тема: «Вопросительные местоимения»

Учитель русского языка и литературы

Величко Татьяна Николаевна

г. Санкт-Петербург

Тема урока: «Вопросительные местоимения»

Цель урока: сформировать понятия о вопросительных местоимениях;

                        сформировать знания об их основных морфологических и синтаксических

                        особенностях.

Задачи урока:  1. закрепить полученные теоретические знания;

                           2. формировать умение правильно употреблять вопросительные

                                местоимения в речи;    

                           3. развивать внимание, мышление, познавательный интерес, активность

                                на уроке;

                           4. воспитание патриотических чувств.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 1. компьютер с проектором;

                            2. компьютерная презентация;

                            3. раздаточный материал.

Методика урока: обучение + практика, практические занятия, самостоятельное

                                исследование.

Формы организации познавательной деятельности обучение:

фронтальная,

индивидуальная.

     

Ход урока

Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 ( Слайд 2 )

Актуализации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.

А) Выполнить синтаксический разбор предложения. (ученик выполняет на доске)

     Дети радуются белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу.

Вопрос классу: Дать определение местоимения.

Б) Создание проблемной ситуации: как мы знаем местоимения. Прочитать и угадать.

                  - В каком местоимении два звука, но одна буква?

                  - Сколько личных местоимений в слове семья?

                     ( Слайд 3 )

               Вопрос классу: - Какими будут эти предложения по цели высказывания?

                                          - Назовите местоимения в этих предложениях.

                                          - К какому разряду они относятся?

             В) Прослушать стихотворение и найти вопросительные местоимения. Ученик

                   читает наизусть стихотворение.

                    Дети встанут, прибегут,

                    Сто вопросов зададут,

                    Тысячу вопросов:

                     - Сколько лет слоны живут?

                     - Кто был Ломоносов?

                     - Где течёт река Нева?

                     - А когда же спит сова?    (А.Барто)    

                        ( Слайд 4 )

             Вопрос классу: - О каком разряде местоимений мы сегодня будем говорить?

                                        - Попробуйте сформулировать цель урока.

                                           ( Слайд 5 )

Изучение нового материала.

Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с какой целью мы используем вопросительные местоимения.

А) Самостоятельная работа: исследование слов.

      Подобрать к словам вопросы, на которые они отвечают, определить часть речи.

СЛОВА

ВОПРОС

ЧАСТИ РЕЧИ

Человек

Стол

Красный

Папин

Шестой (час)

Восемь

Сегодня

Слева

Направо

Весело

 

( Слайды 6,7 )

Вопрос классу: - В таблице найдите вопросительные местоимения.

                           - Используя любое вопросительное местоимение из таблицы,

                            составьте и запишите с ним предложение.

Подведение итога: С какой целью мы используем вопросительные местоимения?

 ( Слайд 8 )

Закрепление материала.

А) Индивидуальная работа учащихся.

      Ученикам раздаются листочки с заданием. Переписать, вставить буквы, объяснить орфограммы. Найти вопросительные местоимения.

 

Кто варежки пёстрые вяж…т,

Стари…ые песни поёт?

Кто сказку такую ра…скаж…т?

Что снится всю ночь напролёт?

Ч…и волосы снега белее,

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и ж…лею?

О ком сочинила стихи?

Вопрос классу: - Подчеркните вопросительные местоимения как члены

                              предложения.

                           -  Какими членами предложения могут быть вопросительные

                              местоимения?

Б) Просклонять словосочетание сколько скворцов, расставить ударение. Один учащийся задание выполняет на доске.

В) Взаимная проверка.

      На партах учащихся лежат таблицы с заданием. Распределить местоимения в таблице: если оно вопросительное, то под цифрой ставим ?, если личное, ставим букву л.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кто;                                     6. Сколько;

Я;                                         7. Что;

Чей;                                     8. Тебе;

Мне;                                     9. Каков;

Нами;                                  10. Мы.

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят оценку. ( Критерии оценок на доске )

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»

            6 и больше – «2»        

            Г) Устная работа.

                  Разгадать шарады и найти вопросительные местоимения.

                ( Слайд 9 )

            5.Вывод урока.

               Вопрос классу: - С каким разрядом местоимений мы познакомились на уроке?

                                          - Для чего служат вопросительные местоимения?

                                          - Какими членами предложения могут быть вопросительные

                                             местоимения?    

Домашнее задание.

Учащиеся выступают в роли журналиста.

Составить и записать 7-8 вопросов, которые вы хотели бы задать ветерану

Великой Отечественной войны.

( Слайд 10 )

   

 

               

   

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

16 Апрель, 2017 Величко Т.Н. учитель русского языка ГБОУ СОШ № 186

Слайд 2

Я рада видеть каждого из вас, И пусть весна прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.

Слайд 3

Прочитайте и угадайте

Слайд 4

Прослушайте стихотворение и найдите местоимения

Слайд 5

Сформулируем цель урока

Слайд 6

Подобрать к словам вопросы, на которые они отвечают, определить часть речи СЛОВА ВОПРОС ЧАСТЬ РЕЧИ ЧЕЛОВЕК СТОЛ КРАСНЫЙ ПАПИН ШЕСТОЙ (ЧАС) ВОСЕМЬ СЕГОДНЯ СЛЕВА НАПРАВО ВЕСЕЛО

Слайд 7

Сравните со своими ответами ЧЕЛОВЕК КТО? ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СТОЛ ЧТО? ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КРАСНЫЙ КАКОЙ? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПАПИН ЧЕЙ? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ШЕСТОЙ(ЧАС) КОТОРЫЙ? ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ВОСЕМЬ СКОЛЬКО? ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СЕГОДНЯ КОГДА? НАРЕЧИЕ СЛЕВА ГДЕ? НАРЕЧИЕ НАПРАВО КУДА? НАРЕЧИЕ ВЕСЕЛО КАК? НАРЕЧИЕ

Слайд 8

С какой целью используются вопросительные местоимения

Слайд 9

Разгадать шарады и найти вопросительные местоимения

Слайд 10

Домашнее задание Составить и записать 7- 8 вопросов, которые Вы хотели бы задать ветерану Великой Отечественной войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом  особенностей склонения....

Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...

Презентация Вопросительные местоимения

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...

Вопросительные местоимения.

Учащиеся должны знать : вопросительные местоимения, их назначение в речи; уметь: употреблять в речи вопросительные местоимения, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоим...

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (INTERROGATIVE PRONOUNS)

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (INTERROGATIVE PRONOUNS)...