Тема урока: «Употребление деепричастий в речи».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Этот урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения. Помогает решать задачи:
1.Повторить и обобщить знания о деепричастии как о самостоятельной части речи
2.Показать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах.
3.Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи для создания текста.
Урок интересный, познавтельный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_deepr_oborot.docx | 64.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи».
Тип: интегрированный урок (с элементами литературы, изобразительного искусства).
Вид: заочная экскурсия.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Цель:
1. Повторить и обобщить знания о деепричастии как о самостоятельной части речи
2.Показать возможности деепричастия как средства выразительности в художественных текстах.
3.Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи для создания текста.
Задачи:
Учебные задачи:
- Работа по обнаружению деепричастий и деепричастных оборотов в текстах и определению пунктуационной ситуации.
- Работа с деформированным текстом.
- Работа по образованию деепричастий от глаголов.
Развивающая задача:
- Развитие навыков составления художественного текста-описания с использованием деепричастий и деепричастных оборотов с целью придания ему большей выразительности.
Воспитательная задача:
- Эстетическое воспитание. Воспитание любви к Родине.
Оборудование: карточки-задания, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Вступительное слово (песня о России).
Ребята, мы послушали песню о России. Понравилась вам эта песня? Сегодня на уроке мы и будем говорить о России, о самых красивых местах нашей Родины. А также ( читает или говорит по презентации) Чтобы выполнить эту цель, мы будем работать группами (123 группы) , проведем заочную экскурсию по водопадам России, исследуем тему»Деепричастие» (Слайд №1)
3. Работа с портретами причастия, дееприч, дееричаст оборота.
(Слайд № 2)(Слайд №3)
Так и называется задание «Составь портрет»
Проверка.
Вопрос. Чем сходны причастия и деепричастия? (Исследовательская работа) Ответ.
- Ребята, любите соревноваться? Значит, за урок нужно побольше собрать снежинки? Нужна активность всех.
А тренажер покажет, какие у нас знания по деепричастию и деепричастному обороту. С места работают и получают свои баллы.- сигнальные кружочки.
Молодцы, вы достойно справились с заданием и хорошо знаете деепричастия.
- Ребята а, а вы знаете о водопадах? Вы видели?
С\Р.Водопад - падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. В отличие от речных порогов, для водопадов характерны резкий перепад высоты речного дна и отвесность падения. Например, водопад, или невероятная сила падающей воды. Красота водопадов завораживает туристов, их мощь вызывает восхищение. Водопад — это бурлящая жизнь, это прекрасное зрелище,
Каскад - естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами.
Вода может падать по нескольким уступам, образуя серию водопадов - каскад...
- Давайте познакомимся с водопадами России.
(читаю и сразу обращаю внимание и на деепричастные обороты , задаю вопрос от сказуемого)(Слайды 4-10)
Вывод: Водопады - красивое природное явление, не правда ли?
Без преувеличения можно сказать, что Россия – страна водопадов.
Все эти водопады претендуют на звание самой высокой «вертикальной реки в России». Водопады - это чудеса света. А деепричастия, вы заметили, как и водопады, украшают нашу жизнь, нашу речь.
- Задания, которые вы получите, ещё раз докажут вам о необходимости деепричастий в речи. Рубрика «Грамматические задания» Ещё раз обратимся к водопаду «Корбу».
Задание для 1 группы.
Исправь грамматические ошибки.
1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
2.Рассматривая картину, нас покоряет мастерство художника.
3.Знакомясь с творчеством Айвазовского, мы открыли для себя много интересного
Выполнение задания
1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям. (Деепричастие ошибочно употреблено в роли сказуемого)
2.Когда мы рассматриваем картину, нас покоряет мастерство художника.
( Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
3.Познакомившись с творчеством Айвазовского, мы открыли для себя много интересного. (Ошибка в употреблении видов деепричастий)
Задание группе 2
Расставьте знаки препинания.
Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.
Задание для 3 группы.
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. (Используем слова для справок)
Горный Алтай. Водопад Корбу
Десятки водопадов – характерная особенность рельефа скалистых берегов Телецкого озера. Перед нами фотография водопада Корбу.
Мощные потоки воды,_____________________________, устремляются вниз с огромной высоты________________________________________________. Они,________________________________________, неостановимо бегут наперегонки,__________________________________________________. Вот они,_____________________________,переливаются под лучами солнца,
а вот, ______________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,____________________,веками удивляет человека?
(Слова для справок: сливаясь, шипя и пенясь, устремляясь вперед и вперёд, дробясь, взлетая, покоряя своим величием)
Десятки водопадов – характерная особенность рельефа скалистых берегов Телецкого озера. Перед нами фотография водопада Корбу. Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?
ПРОВЕРКА ( кружочки)
- Вопрос. С какой целью используются в тексте деепричастия деепричастный оборот?
(помогают образно представить предмет и его действие). Это какой стиль?
(художественный стиль)
Вывод:
Р а, деепричастие –это средство художественной выразительности. Это эпитет.
Сравним. Вспомним из стих строки Ф.Тютчева. «Люблю грозу в начале мая»
- Как бы резвяся и играя – эпитет, выражен деепричастным оборотом. И слова деепричастия о величии водопада Корбу – это эпитеты.
9. Да, в Башкортостане есть водопады? На Южном Урале. А в Татышлах? Нет
10. Тренировочное упражнение.по группам
11 Художники тоже обращают на красоту и мощь водопадов. Так ……. (По презентации)
12 Работа с учебником. Выводы о необходимости деепричастного оборота в речи.
Упр. 193 устно. 194 письменно. 2 предложение на доске. Разбор по членам, схема.
Вывод: и причастный об и деепричастный оборот являются средствами выразительности.
13. Рефлексия.
1. С какой природной стихией мы познакомились?
2. Как вы думаете в России водопадов много? Как они образуются? В горах небольшое озеро служит источником питания водопадов, питается от ледника от талых снеговых вод. Некоторые образовались от землетрясений в долинах, где протекали реки, образовались глубокие провалы. Водопады – это чудеса света.
3. А деепричастия помогают создать тексты с образными картинами?
Да, ребята, деепричастие помогли увидеть, услышать, восхищаться, удивляться красотой нашей Родины.
Вопросы рефлексии.
Оценки. Подчитывают кружочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок"Употребление деепричастий в речи"
Урок по программе М.М Разумовской...
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс
.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...
план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"
план - конспект урока с применением ЭОР...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией
Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся при изучении...
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"
Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи; развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...
Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» Вид урока: беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме :"Употребление деепричастий в речи"
Урок, построенный по новым требованиям ФГОС с использованием различного литературного материала для развития интереса у детей....