Обучение сочинениям разных жанров
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Соловьёва Ирина Касимовна

Элективный курс "Обучение сочинениям разных жанров" помогает подготовиться к декабрьскому сочинению и и к сочинению по русскому языку (задание 25). В материале представлена рабочая программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

 Рассмотрено на заседании кафедры

 Протокол №______

  1. от «___»________20__ года

         «СОГЛАСОВАНО»      Зам.директора по УВР

   МБОУ «Кунашакская СОШ»

_________________________

Протокол №___

от «___»________20__ года

                        « УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Кунашакская СОШ»

_______________Р.Ж.Сайдуллина

    Приказ № _____ от «___» ________2015г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по элективному курсу

«Обучение сочинениям разных жанров»

среднего общего образования

11 класс

(2015 –2016год)

Соловьёва Ирина Касимовна

учитель

1 категории

МБОУ «Кунашакская СОШ»

2015

Кунашак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Обучение сочинениям разных жанров»

11 класс (34 часа.)

Пояснительная записка

 

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Цель данной программы:

 помочь обучающимся обобщить знания по литературе,

завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,

совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,

помочь подготовиться к итоговому сочинению по литературе .

Программа рассчитана на 34 час.

Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся.

Обучающиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его  формы и содержания,

- при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

 

Содержание программы

  1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
  2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
  3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
  4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
  5. Направления  итогового сочинения на 2015/2016 учебный год. Время. Дом. Любовь. Путь. Год литературы. Критерии оценивания итогового сочинения.
  6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
  7. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
  8. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
  9. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
  10. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
  11. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
  12. Сочинение-анализ стихотворения.
  13. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.  
  14. Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку (задание №25)

Тематическое планирование элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров».

(11 класс, 34 час.)

Тема

Виды деятельности

Диагностика

Корректировка

Дата проведения

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

2

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений

3

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе.

анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины,

4

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.

Запись лекции учителя, подбор тем сочинений, анализ тем сочинений

5

Направления  итогового сочинения на 2015/2016 учебный год. Критерии оценивания итогового сочинения.

просмотр видеосюжета,  ответы на вопросы, составление записей

6

Время.

Подбор литературных аргументов

сочинение

7

Дом.

Подбор литературных аргументов

сочинение

8

Любовь.

Подбор литературных аргументов

сочинение

9

Путь.

Подбор литературных аргументов

сочинение

10

Год литературы.

Подбор литературных аргументов

сочинение

11

Выбор темы сочинения. Цитирование. Сочинение-рассуждение.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

12

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений. Заключительная часть сочинения.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

13

Сочинение-характеристика героя. Сравнительная, групповая. План построения сочинения-сравнения.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

сочинение

14

Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

15

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

16

Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

анализ эпизодов по плану, создание сочинения -  анализа эпизода

сочинение

17

Сочинение-анализ стихотворения.

Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений

сочинение

18

Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ

Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений

19

Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку (задание №25)

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

20

Структура сочинения-рассуждения.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

21

Проблема, типы проблем.

практикум

Фрагмент сочинения

22

Способы формулирования проблемы.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

23

Комментарий, типы комментариев.

практикум

Фрагмент сочинения

24

Способы комментирования проблемы.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

25

Позиция автора.

практикум

Фрагмент сочинения

26

Способы выражения авторской позиции в тексте

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

27

Выражение собственной позиции.

практикум

Фрагмент сочинения

28

Аргументация. Типы аргументов.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

29

Аргументация примерами из художественной литературы.

практикум

Фрагмент сочинения

30

Аргументы из жизненного опыта

практикум

Фрагмент сочинения

31

Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

32

Точность и выразительность речи

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

33

Грамотность текста. Этические нормы. Фактологическая точность.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

34

Подведение итогов.

 

Интернетресурсы

 

Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http//www.philolog/ru/dahl/

Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://www.mapryal.org

Мир слова русского

http://www/rusword.org

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook

Российскоеобщество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой

http://slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

Центр развития русского языка

http://www.ruscenter/ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning-russian.gramota.ru

Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»

http://slovari.gramota/ru

Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»

http://rus1september.ru

ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор

http://www/rus-ege.com

Кабинет русского языка и литературы

http://ruslit.ioso.ru

 

 

 

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинениям разных жанров

Презентация содержит опыт работы по развитию речи...

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской  программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса

КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...