Урок"Обобщающее повторение по теме «Лексика»".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Башинская Оксана Викторовна

Тема урока:Обобщающее повторение по теме "Лексика".

Тип урока:обобщение и системацизация изученного материала по теме "Лексика".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.uroki_.docx22.89 КБ
Файл k_uroku.pptx531.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Лексика».  Цели: обобщение и систематизация изученного материала по теме     «Лексика».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике, умение пользоваться словарём.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся

·  совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

- Воспитательные:

·  привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

· воспитывать бережное отношение к родному языку

- Оборудование:

·  выставка «В мире словарей»

·   проектор, компьютер, экран

·   компьютерная презентация

Картинки героев, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.

1.Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята. На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Целый класс улыбок. И мое настроение соответствует вашему. Я желаю всем нам удачи, а формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

3. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи).

      Вступительное слово учителя.

     Учитель: В чистом поле теремок, теремок.

                      Он не низок, не высок, не высок.

                      Кто, кто в теремочке живёт?

                      Кто, кто в невысоком живёт?

     На доске изображён теремок(1слайд)

    Учитель: Ребята, ответ на этот вопрос можно найти, загадав загадку: « Не мёд, а ко всему липнет» (Слова).

  Затем предлагается ответить на вопросы:

        (2слайд)

     1.Для чего служат слова?

     2.Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный

          Состав русского языка?

 3.Постановка целей и задач урока.

   (3слайд)

4.Мотивационная установка, планирование работы.

   Оценивать себя и других будем при помощи оценочного листа (у каждого на парте или на доске пример).

5. Обобщение и систематизация знаний.

    Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

                      Выполняем задание самостоятельно в тетрадях.

        (4слайд)

                             Работа по тексту.

                             Возят почту корабли,

                             Самолёты, поезда,

                             Мчат во все концы земли:

                             В степи, в горы, в города.

                             Почту в дальние районы

                             Доставляют почтальоны.  

                                               ( М. Белкина).

     Задания к тексту: (5слайд)

 1. Объяснить орфограммы, пунктограммы.

 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков;                                действий.

 3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются                         эти слова.

 После работы взаимопроверка и выставление баллов.

Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилисто тропинке и вот – вот  подойдёт к теремку? ( На доске появляется 6 слайд) Это всем известный почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию, как вы понимаете значение этого слова?

 Работа со словарями(Ученики пользуются словарями на партах)

Ребята на местах находят значение слова  «корреспонденция»(7 слайд).

Затем  вместе с учителем приступают к вручению писем адресатам, сразу же формулируется задание для учащихся.

Учитель: пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы).

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1,зовут его Смелый.

1.Задание.

Назовите имена остальных братьев.(Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».

2.Задание. Работа по группам.

Каждой группе  даётся текст.

 Учитель: Отредактируйте текст, используя синонимы(8слайд).

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей, когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».

После завершения работы, ребята читают свои варианты. Выбирают лучший, аргументируют.

После работы проверка, выставление баллов.

Учитель:  Жильцов квартиры номер два

                  Заставить сумели мы едва.

                  Они стояли у порога,

                  Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий - другой низкий, один толстый - другой                                тонкий, один грустный-  другой весёлый. (Антонимы).

Вскрыли братья Антонимы конверт и обрадовались, наконец-то пришла весточка то дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало под дождём …

3.Задание. Работа по группам.

Учитель: Ребята, помогите прочитать письмо(9слайд).

« Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых , невежественных,  безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Ребята дописывают письмо, предлагают свои варианты.

Проверка, выставление баллов.

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь, весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл спрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Учитель: Что это за слова? (Омонимы).

Омонимам почтальон принёс их любимый журнал « Мир».

4.Задание.

Учитель: Пользуясь словарём, определите значения слова « мир», составьте  и запишите предложения с этими омонимами(10 слайд).

Проверяют.

Учитель: А вот под самой крышей находится мансарда. Найдите значение   этого слова.

Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова. Пламенные  и нежные, ласковые и беспощадные. Яркие и меткие, живые и вещие.

Эти слова « слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце. Кровь обливаться, и равнодушно холодом дышать». Что это за слова?( Слова, использованные в переносном значении).Для них почтальон Печкин принес бандероль.(Определяют значения этого слова).В ней сборник стихов. Давайте откроем его.

6.Задание. Найдите слова, использованные в переносном значении(11 лайд)

            Усталое солнце по небу гуляет.

            Ленивая туча над лесом скучает.

            На сонной берёзе щебечут синицы.

           Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                               ( А.Громова).

            Полз состав. Он устал-

            От гудка до хвоста.

            Полз состав, полз, и стал,

            И уснул у моста.

7.Задание. Составь словосочетание, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит(12 слайд)

После работы проверка, выставление баллов; складывают баллы, выставляют оценку.

Учитель: опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним.

5. Итоги урока. Рефлексия.(13слайд)

6. Домашнее задание. 

Записываем домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра на тему: «Пришла волшебница – зима».(14слайд).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ВОПРОСЫ Для чего служат слова? Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный Состав русского языка?

Слайд 3

Задачи 1.Повторить основные понятия темы «Лексика». 2.Обобщить знания по теме; показать богатство и разнообразие русского языка. 3.Развивать речь, память, мышление воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.

Слайд 4

Самостоятельная работа Возят почту корабли, Самолёты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. ( М. Белкина).

Слайд 5

Задания к тексту: 1.Объяснить орфограммы, пунктограммы . 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков;действий . 3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Слайд 7

Работа со словарём Корреспонденция-это…

Слайд 8

Работа по группам После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей, когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Слайд 9

Письмо « Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых , невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»

Слайд 10

Работа со словарями Пользуясь словарём, определите значения слова «мир», составьте и запишите предложения с этими омонимами. Мансарда, найдите значение этого слова. Бандероль,определите значения этого слова

Слайд 11

Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ( А.Громова). Полз состав. Он устал- От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста.

Слайд 12

Составь словосочетание, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит

Слайд 14

Домашнее задание. Записываем домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра на тему: «Пришла волшебница – зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...