Урок"Обобщающее повторение по теме «Лексика»".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока:Обобщающее повторение по теме "Лексика".
Тип урока:обобщение и системацизация изученного материала по теме "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.uroki_.docx | 22.89 КБ |
k_uroku.pptx | 531.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Лексика». Цели: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексика».
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение применять полученные знания на практике, умение пользоваться словарём.
Развивающие:
- развивать творческое мышление, активность учащихся
· совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
- Воспитательные:
· привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку
· воспитывать бережное отношение к родному языку
- Оборудование:
· выставка «В мире словарей»
· проектор, компьютер, экран
· компьютерная презентация
Картинки героев, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности
Добрый день, ребята. На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Целый класс улыбок. И мое настроение соответствует вашему. Я желаю всем нам удачи, а формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
3. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи).
Вступительное слово учителя.
Учитель: В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
На доске изображён теремок(1слайд)
Учитель: Ребята, ответ на этот вопрос можно найти, загадав загадку: « Не мёд, а ко всему липнет» (Слова).
Затем предлагается ответить на вопросы:
(2слайд)
1.Для чего служат слова?
2.Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный
Состав русского языка?
3.Постановка целей и задач урока.
(3слайд)
4.Мотивационная установка, планирование работы.
Оценивать себя и других будем при помощи оценочного листа (у каждого на парте или на доске пример).
5. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Выполняем задание самостоятельно в тетрадях.
(4слайд)
Работа по тексту.
Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
( М. Белкина).
Задания к тексту: (5слайд)
1. Объяснить орфограммы, пунктограммы.
2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
После работы взаимопроверка и выставление баллов.
Учитель: Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилисто тропинке и вот – вот подойдёт к теремку? ( На доске появляется 6 слайд) Это всем известный почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию, как вы понимаете значение этого слова?
Работа со словарями(Ученики пользуются словарями на партах)
Ребята на местах находят значение слова «корреспонденция»(7 слайд).
Затем вместе с учителем приступают к вручению писем адресатам, сразу же формулируется задание для учащихся.
Учитель: пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы).
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1,зовут его Смелый.
1.Задание.
Назовите имена остальных братьев.(Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
2.Задание. Работа по группам.
Каждой группе даётся текст.
Учитель: Отредактируйте текст, используя синонимы(8слайд).
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей, когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».
После завершения работы, ребята читают свои варианты. Выбирают лучший, аргументируют.
После работы проверка, выставление баллов.
Учитель: Жильцов квартиры номер два
Заставить сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий - другой низкий, один толстый - другой тонкий, один грустный- другой весёлый. (Антонимы).
Вскрыли братья Антонимы конверт и обрадовались, наконец-то пришла весточка то дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало под дождём …
3.Задание. Работа по группам.
Учитель: Ребята, помогите прочитать письмо(9слайд).
« Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых , невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
Ребята дописывают письмо, предлагают свои варианты.
Проверка, выставление баллов.
Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь, весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл спрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
Учитель: Что это за слова? (Омонимы).
Омонимам почтальон принёс их любимый журнал « Мир».
4.Задание.
Учитель: Пользуясь словарём, определите значения слова « мир», составьте и запишите предложения с этими омонимами(10 слайд).
Проверяют.
Учитель: А вот под самой крышей находится мансарда. Найдите значение этого слова.
Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова. Пламенные и нежные, ласковые и беспощадные. Яркие и меткие, живые и вещие.
Эти слова « слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце. Кровь обливаться, и равнодушно холодом дышать». Что это за слова?( Слова, использованные в переносном значении).Для них почтальон Печкин принес бандероль.(Определяют значения этого слова).В ней сборник стихов. Давайте откроем его.
6.Задание. Найдите слова, использованные в переносном значении(11 лайд)
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
( А.Громова).
Полз состав. Он устал-
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
7.Задание. Составь словосочетание, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит(12 слайд)
После работы проверка, выставление баллов; складывают баллы, выставляют оценку.
Учитель: опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним.
5. Итоги урока. Рефлексия.(13слайд)
6. Домашнее задание.
Записываем домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра на тему: «Пришла волшебница – зима».(14слайд).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОПРОСЫ Для чего служат слова? Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный Состав русского языка?
Задачи 1.Повторить основные понятия темы «Лексика». 2.Обобщить знания по теме; показать богатство и разнообразие русского языка. 3.Развивать речь, память, мышление воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.
Самостоятельная работа Возят почту корабли, Самолёты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. ( М. Белкина).
Задания к тексту: 1.Объяснить орфограммы, пунктограммы . 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков;действий . 3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
Работа со словарём Корреспонденция-это…
Работа по группам После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей, когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Письмо « Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых , невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
Работа со словарями Пользуясь словарём, определите значения слова «мир», составьте и запишите предложения с этими омонимами. Мансарда, найдите значение этого слова. Бандероль,определите значения этого слова
Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ( А.Громова). Полз состав. Он устал- От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста.
Составь словосочетание, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит
Домашнее задание. Записываем домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра на тему: «Пришла волшебница – зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)
Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион) 9 класс...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».
Цели урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения правильно применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...