Словарь великорусского языка В.И.Даля
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Бобрышева Наталья Ивановна

Все ценители русского языка, кто хочет постичь его тонкости и тайны, знают имя В. И. Даля. И говоря о Дале, все мы имеем в виду одно и то же: Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. . Многие из слов, собранных в знаменитом издании, уже давно вышли из обихода за ненадобностью. Однако некоторые из них так оригинальны и звучны, что вполне могли бы войти в современный лексикон. . А если осознавать каждое произносимое слово – можно увидеть не только суть вещей, но и открыть дверь в прошлое наших великих предков.  Об этом открытый урок «Словарь великорусского языка В.И.Даля».  посвящённый 215-летию со дня рождения великого лингвиста. Урок иллюстрируют презентации: "Владимир Иванович Даль", "Даль и музыка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dal.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Словарь великорусского языка В.И.Даля»

Устный журнал, посвящённый 215-летию со дня рождения писателя.

Сценарий открытого урока подготовила Бобрышева Н. И., преподаватель русского языка и литературы Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей, для учащихся старшего школьного возраста и читателей Центральной городской библиотеки им. Платонова.

Заслышав зов, уйду пред утром непосильным,

В угодия твои, четырехтомный Даль,

Отчизны языка всесведущий спаситель,

Прощенье ниспошли и утешенье дай…

Белла Ахмадулина

«Писал его (словарь )не учитель, не наставник,

 не тот, кто знает дело лучше других, а кто

более  многих над ним трудился; ученик,

собиравший весь век свой по крупице то,

что слышал от учителя своего, живого русского языка.

В.И.Даль

Цель:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества.

Задачи:

Образовательные: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас студентов, способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,

Развивающие: актуализировать знания студентов о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу студентов.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение учащихся через художественное слово,

воспитывать уважение к народным традициям и культурой русского народа

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийные  презентации: «Владимир Иванович Даль», «В.И.Даль и музыка»,  фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты.

Заранее учащимся даётся задание – провести поиск материалов по теме «Русские народные инструменты в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля».

Вступление.

Учитель.  Все ценители русского языка, кто хочет постичь его тонкости и тайны, знают имя В. И. Даля. И говоря о Дале, все мы имеем в виду одно и то же: Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.

Словарь этот – уникальное явление в истории мировой литературы, это национальная сокровищница русской культуры.

Страница первая.

Владимир Иванович Даль

Ученик 1: Откроем первую страницу нашего журнала. Она – о Владимире Ивановиче Дале.

В нем было что-то от титанов Возрождения. Моряк, искусный хирург, музыкант(он отлично играл и пел), знаток ботаники и зоологии, по его учебникам училась вся Россия. Он создал музей в Оренбурге. Знал топографию, делал съёмки маршрутных карт границ Хивинского ханства. Умелый слесарь, столяр, печник.

Ученик 2: Он был фольклористом, под псевдонимом Казак Луганский издал переработанные им русские сказки. В оренбургский период он создал лучшие свои повести, рассказы, очерки, в те времена его даже ставили рядом с Гоголем.

Страница вторая.

«А.С.Пушкин»

Учитель: Словарь В. И. Даля создавался несколько лет. Принялся он за эту работу по настоянию А. С. Пушкина, с которым познакомился осенью 1832 года. Пушкин серьёзно относился к поисковой работе друга. Он много подарил Далю интересных слов и сюжетов народных сказок. Одна из таких сказок об орле и вороне, рассказанная Далю поэтом в Оренбурге, вошла в повесть « Капитанская дочка».

Ученик 1: Звучит отрывок из повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Ученик 2: Даля связывает с Пушкиным не только оренбургский период. В конце 1836 года служебные дела привели его в столицу – он пробыл там до последнего мгновения жизни поэта. Именно Даль один на один провел с поэтом последнюю его ночь.

Подлинной памятью о великом друге стал для Даля « Толковый словарь». « Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов», – писал Даль на закате дней».

Ученик 1: Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому труду. В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово – «замолаживает». Последние четыре новых слова, услышанные от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти.

В словаре Даля собрано более двухсот тысяч слов, в том числе диалекты, пословицы и поговорки. Но Даль ещё объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.

Ученик 2: Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовётся по-разному. Люди в старину ездили мало. Часто человек за всю жизнь ни разу не покидал своей деревни или города. Так наряду с общими словами жили и местные  - их знали и понимали жители одного края.

В Вологодской губернии пчелу называли – «медуница», кнут – «витень», зеркальце – «глядильце». По-архангельски «хрушкий» означало крупный, «диковать» - дурачиться, «выступки» - башмаки.

Страница третья

«Словарь»

Учитель. Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. «Толковый словарь, дающий какое-либо толкование, корме прямого перевода слов, или расположенный по толкам, объединяющий производство слов…»

В словаре Даля впервые, по словам академика А. А. Шахматова, «смешаны два языка – язык письменный и живой язык современных великорусских говоров».

Ученик 1: Во времена Владимира Ивановича  «домогать» значило «одолевать», «осиливать». Домогаешь ли? Каково домогаешь? – так спрашивали о здоровье, самочувствии (здоров ли, как живёшь, можешь?). Было когда-то не только слово «домогаться», как сейчас, но и «домоганье». Было прилагательное «домогательный» и ещё одно существительное «домогатель». В наследство нам от всего этого богатства остался глагол «домогатство», существительное «домогательство» и «домогание», итак «домогаться» можно только чего-то кого-то.

Чтобы развить в себе чувство языка, связанное с умением «вслушиваться, вдумываться в слова», надо чаще обращаться к словарям, научиться «читать словарь».

Например, научиться читать словарь синонимов – это значит научиться видеть, чем отличаются слова, входящие в один синонимический ряд. Так, синонимы к слову гигантский (большой, огромный, одарённый), различаются оттенками значения: слова «трудолюбивый» - «работящий» (разг.) – стилистической окраской.

Поэтому при выборе слова из ряда синонимов надо обязательно принимать во внимание то, чем одно слово отличается от другого.

Ведущий 2: Слово «самолёт» оказывается очень старым. В словаре Даля, не знавшего ещё авиации, это слово есть. Здесь самолёт – это «разного рода устройство, которому приписывается быстрое движение от себя». Например: «паром, на якоре посреди реки, у которого дно устроено откосом против течения, так что оно его переносит с одного берега на другой». Самолётом также назван ткацкий челнок, «бросаемый не рукой, а погонялкой», А вообще машинный станок назван самолётным станком. В некоторых северорусских крестьянских говорах самолётом называли «лёгкий плуг». В словаре Даля можно найти уменьшительное самолётка. Этим словом названа осветительная, «потёмная» или иная ракета.

Всё это говорит нам о том, что слово  «самолёт» стоит в одном ряду таких старинных слов, как самолов – название охотничьей или рыболовной снасти, ловушки, самопал – старинное фитильное устройство.

С развитием техники старинное русское слово «самолёт», в значении которого была заключена идея быстрого движения, полёта, использовалось для обозначения разного рода быстродвигающихся устройств и уж, конечно, скоростного транспорта. Например, в прошлом веке по Волге  ходили скоростные по тем временам пассажирские пароходы компании « Самолёт».

Страница четвёртая

«Музыкальная»

Учитель: Герой Крымской войны и знаменитый хирург Н.И. Пирогов вспоминал: «Первое наше знакомство с Далем было довольно оригинально. Однажды, после нашего приезда в Дерпт, мы слышим у нашего дома с улицы какие-то странные, но знакомые звуки, русские песни на каком-то инструменте. Смотрим: стоит студент в вицмундире, всунул голову через окно в комнату, держит что-то во рту и играет: "Здравствуй, милая, хорошая моя”, не обращая на нас никакого внимания. Инструмент оказался органчиком (губным), а виртуоз — Владимиром Далем». Владимир Иванович  прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах. «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...»

Вот передо мной словарь Даля… Раскроем и посмотрим привычные для вас, музыкантов, слова «балалайка», «гармонь», «скрипка», «валторна. Познакомимся с результатами словарной работы студентов отделения народных инструментов.

Ведущий 3: Балалайка [ жен. род ] балабойка южн. зап. брунька южн. народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трех кишечных струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью, строй квинтою. Балалайковый, балалаечный, к ней относящийся; балалайщик, балалаечник [ муж. род ] делающий балалайки или на них играющий. Что мне соха: была б балалайка. На балалайку станет, и на табак станет, а на свечу не станет.

Ведущий 4: Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить.

 Самый известный музыкальный  русский инструмент.

Ведущий 3: Би́ло ср. что бьет или чем бьют; короткая палка цепа, связанная ременным приузом с держалкой; бич, битчик, приу́зень, киок, бато́г, на́вязень, висяга, молотило, молотильник, типок, типи́нка.

Бота́ло, колокольный язык. || Би́ло, доска и колотушка или молоток ночных сторожей, клепало. /Музыкальный инструмент из набора разнотоновых бил называют «била»/. В кармане - два била, да три колотила, пусто. ||  Би́льница ж. место, где повешено било (сторожевая доска); сторо́жка или два столба с перекладиною.

Ведущий 4: Впервые било начали использовать на  Руси в конце IX века одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент был назван

 «било» по корню слова «бить»  и первоначально изготавливался из дерева, а его металлический  аналог назывался «клепало».

Ведущий 3: Бу́бен м. или мн. бубны, музыкальное орудие, вроде барабана, литавров: обечайка, обтянутая сухой выделки кожей, с колокольцами, бубенчиками; употреб. более при пляске. Славны бубны за горами. Звонки бубны за горами (а к нам придут, как лукошко). У него в голове бубны (бубен). Звонок бубен, да страшен игумен. Хорошо звенят бубны да плохо кормят. Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу. Тяжбу завел - стал как бубен гол. Бубны (карточная масть) люди умны.. Бу́бенный, относящийся к бубну, барабану;  Бу́бенщик м. бьющий в бубны. Бубе́нить ниж. вор. звонить в колокола, трезвонить; || пск. перм. бить, колотить кого; || разглашать, разносить вести. Бу́бни́ть кур. болтать без умолку и толку, барабанить; || тул. разглашать вести; || костр. говорить, беседовать; || пск. грызть голову; брюзжать. Буба́нить кур. шумно беседовать, горланить. Бубете́нить, бутете́нить оренб. трезвонить; бить, колотить, сечь. Бубни́ла об. тул. докучливый болтун, вестовщик. 

Ведущий 4: Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Ведущий 3: Варга́н м. простонародное музыкальное орудие, зубанка; железная полоска, согнутая лирой, со вставленным вдоль посредине стальным язычком. Цыган варганы кует, и то ему ремесло. Варга́нить костр. шуметь чем, стучать; работать что-либо со стуком. || Ряз. кур. вор. делать что кой-как. || вологодск. кипеть, закипать. Самовар варга́нит. Самовар заварганил. Сосед заварганил, начал стучать, работать. Что ты тут наварганил? наделал, настряпал. Подварганивать кому, подыгрывать, поддакивать. Все проварганил, промотал, прокутил. Разварганился, расшумелся, расказакался. Кой-как сварганили свадьбу, сладили. Варга́сить пск. (варганить? врать?) болтать вздор, наговаривать, сплетничать. 

Ведущий 4 Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины.

Ведущий 3: Волынка ж. телячий или козий мех, снятый дудкой (целиком), бурдюком, зашитый наглухо и снабженный сверху надувною трубкою, а снизу одною или двумя игральными, по которым волыночник, волынщик перебирает пальцами, сжимая мех под левой мышкой; коза, южн. кобза?, зап. дуда. Ножки, что дудки; брюшко, что волыночка. Дуй его волынкой, шуточн. брань. Корову пропьем, а теленка на волынку поворотим. Трынка, волынка, гудок, прялка, моталка, валек, да матери их козодойки, праздник; говор. шуточн. Надул, что козий мех; поиграл, что на волыночке, обманул. Пошел за хлебом до рынку, а купил волынку. Соха да борона растеряли наши дома; волынка да гудок, собери наш домок! дразнят белорусов. Волыночный, к волынке относящийся. Волынчатый, вздутый волынкой, пузырем. Волыглазить, -зничать пск. пучить глаза, зевать, пялоглазить.

Волыглаз м. волыглазка ж. пск. пучеглазый, у кого большие, бесстыжие, воловьи глаза.

Ведущий 4: Волынка – название славянское. Наряду с сопелями и дудками скоморохи Киевской Руси применяли в своем музыкальном творчестве и волынку.

Ведущий 3: Гармония ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий.

Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий.

Ведущий 4: Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Только к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. В России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда: тульские, саратовские, вятские.  Гармошки носили разные названия: гирьки, черепашки, русские венки. Очень маленькие концертные гармоники – черепашки.

Ведущий 3: Гусли [ жен. род ] мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. Перм. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для стройки судов. Гусли мысли мои, песня думка моя! Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят. Гусли самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Гусли потеха, а хуже ореха (не насытят). Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки. Брюхо не гусли: не евши не уснет. Насад продал (овин хлеба), а гусли купил. Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь. На словах - что на гуслях, а на деле что на балалайке. На словах, как на гуслях (вольно), а рук не подымай. У него дело, как гусли, идет. Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны. Гусельцы хозяина знают. Хороши гусеньки (гусельцы, гуслицы, гуселюшки, гуслишки), да не хорош гуслист [ муж. род ] гуслистка [ жен. род ] гусляр, гуслярка, играющий на гуслях. Гусельник или гусельщик [ муж. род ] мастер, работающий, строящий гусли.  Гусельник перм. заводск. поленница дров. Гусельный, к гуслям относящийся или прнадлежщ.Гуслистов, гусляров; гуслисткин, гусляркин, ему, ей прнадлежщ. Гусельников, гусельничий, строителю гуслей прнадлежщ. Гуселничать, гуслярить, заниматься гуслями; петь, играть, веселиться. Гусельчатый, похожий на гусли, полосатый, бороздчатый, дорожчатый, как бы исчерченный вдоль струнами. У него в голове гусляк разгулялся, хмель, который разводится на реке Гуслице, Богородского уезда.

Ведущий 4: Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Эпитет гуслей "яровчатые"

 преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли "звончатые". Гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях.

Ведущий 3: Домра ж. или мн. домры, азиятская балалайка, с проволочными струнами. домра известна у многих славянских племен; в малороссии есть прозвание дворянского рода домра; уцелели и старинные пословицы: рад (радеет) скомрах о своих домрах. любить игра - купить домра; у Ерёмы гусли, у Фомы домра".  Едва ли это не коренное русское или славянское слово, от дуть, дму, потому что встарь это было духовое орудие, дудка.

Ведущий 4: Домра, родоначальница балалайки. При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века , вероятно, относится переименование домры в балалайку. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику. Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, высмеивали пороки, но и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Начались преследования скоморохов. Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Ведущий 3: Дуда  ж. труба, трубка, ствол; | народное музыкальное орудие у пастухов, ребят, нищих, редко употребляемое вместе с прочими народными муз. орудиями (гудком, балалайкою, волынкою, рожком); она делается из бузинной трости, камыша, тростника, из снятой раннею весною коры с ивового прута, и пр., сиповка, южн. сопелка, оренб. чибызга. | Каждая из трубок, стволов органа. | Зап. твер. пск. коза, волынка. | Кто дудит, пьет много воды, квасу, браги. Дудка, дудочка, умалит. На дудку есть (деньги), а на свечку нет! Ни в дудочку, ни в сопелочку. Ни поскакать, ни поплясать, ни в дудочку поиграть. Иван в дудку играет, а Марья с голоду помирает. Ты за дудку, я за гудок. Ваня за дудку, Спиря за гудок. Утки в дудки, тараканы в барабаны. Играй, дудка: пляши, дурень! Поехали с дудой, и тебя звали с собой. Взял бы в руки дудку да играл бы побудку, солдатск. Коли сидеть на ряду, так не играть в дуду. Коли орать, так в дуду не играть. Подержись за мотовило, подержись за молотило, а дудка сама придет. Придет пора, не уйдет и дуда. Купил дуду, на свою беду, стал дуть, ан слезы идут! Беда не дуда: станешь дуть, а слезы идут. Беда не дуда: поиграв, не кинешь. Дул было в эту дудку, да не пищит, неудача. Наша дуда и туда и сюда, на все годна, или двулична. Начал погудкой, так и кончил дудкой. Нос курнос, а рыло дудкой. Станешь ты по моей дудке плясать! Он по чужой дудке пляшет. Он семь лет все на одной дудке играет. Полно, брат, дудки! не обманешь, Был мал, в четыре дудки играл; вырос велик, землю поднял? вольск. Гудок да дуда (коза), собери наши дома! дразнят белорусов. Дудочный, к дудке относящийся. Дудчатый, образующий дудку, дудки. Дудочник, зап. южн. дударь м играющий на дудке. на полынке, дудолад пенз. Дудочников, ему принадлежащий. | Дудить, играть на дуде. трубить во что. Дудить в кулак.

Ведущий 4: Дуда является разновидностью продольной флейты. Играли на ней только мужчины.

Ведущий 3: Жалейка ж. тамб. смол. дудочка, сиповка, сопелка, напр. из бузины, из ивовой коры (или жалейка, жилиться?). Жальничать, неумеренно или притворно, продолжительно, гласно изъявлять печаль свою по умершем. Жаловать кого, любить, чтить, держать в милости: | кому что, кого чем: дарить, награждать подарком, чином, отличием; | к кому; ходить, посещать, навещать. Царица жаловала нас к ручке, допустила. Жалует царь, да не жалует псарь. Просим любить нас и жаловать. Государь жалует тебе землю, или жалует тебя землею, чином. Жалуйте к нам, что вы долго не жалуете? Виноватых прощают, а правых жалуют. Отняли хорошее, да жалуют худым. Не гуляла и не жаловала, ни в рождество, ни в масляницу, а привел Бог в великий пост! 

Ведущий 4: Некоторые исследователи связывают его с "желями" или "жалениями"- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Ведущий 3: Кугиклы (кувиклы) – русская разновидность многоствольчатой флейты, известной под названием «флейта Пана", калюка.

Куви́чки м. мн. южн. кур. от кубякать // визжать - панова -свирель, камышовые дудочки, подобранные и слепленные   смолою в ряд под строй.

Ведущий 4: Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется "парой". В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются "гудень", "подгудень", "средняя", "пятушка" и самая маленькая "пятушка". Играют на кугиклах женщины, и преимущественно ансамблем.

Ведущий 3: Ложки у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками. Ложкой моря не  исчерпаешь; перестав поставишь,  так хоть ложкой вычерпай; я бы его  в ложке утопил! коровушка с кошку,

надоила с ложку;  в ложке Волги не переедешь; коровушка с кошку, надоила с ложку; вымыла ложки, да вылила во щи; богатого ложка ковшом, убогого ложка весёлком; я тебе улью щей на ложку! нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать; ни пест, ни ложка. наш мирошка ест и без ложки (подбирает и крошки);  досужа кума: ложки вымыла, и щей налила (в щи слила); это потоп в ложке; ты ему ложка, он тебе плошки;  красна ложка едоком, лошадь ездоком;  не ложкою, едоком; не лошадью, ездоком, берут, славятся и пр. словно впотьмах ложкой рта ищет;  без ложки и добрый едок станет;  едоку и ложкой владеть;  не хлебать, так и ложки не держать;  пришлась ложка по рту, да хлебать нечего (да в кувшин не лезет);  ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести! летом ложкой, а зимой спичкой;  дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку! красна ложечка с похлебочкой, а не сухая;  красненькая ложечка охлебается, под лавкой валяется;  посла обеда с ложкой. сыт, тетушка, ложки нет;  на готовое с ложкою. ладно, а со своей ложкой, да по чужим обедам;  ложка в бане не посуда; девка бабе не подруга; запасливый гость без ложки не ходит (а бурлак ее на шляпе носит);  хоть ложку деревянную, да украсть что-нибудь с постою надо;  руки за ложкой не протянешь, так не придет сама;  один с сошкой (т. е. работник), а семеро с ложкой;  ложка меду, а бочка дегтю, т. е. перемежкой; но обыкновенно говор. в др. смысле: бочка меду, а ложка дегтю все испортит. Ложечник, кто бьет ложками, подыгрывает в лад песенникам. ложечник, ложкарь, промышляющий выделкою деревянных ложек. ложкарник ниж. закупщик ложек, торгующий ими. ложкарный, ложечный, к ложкарям и ремеслу их относящ.

Ведущий 4:С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента

для ритмизующего сопровождения пения  или пляски.

Ведущий 3: Рожок - пастушье, русское песенное музыкальное орудие, медная труба с раструбом, издающая один только звук; это русская музыка, взятая от охотничьих рогов, которые подбирались под голоса, и таким образом составился целый хор. Рог или рожок пастуший, прямой, разной величины; он же русский, песенный рожек, который делается из воловьего рога, с продушинами для переборки пальцами и со вставленною в него камышевою и бузинною дудкою, губником; звук кларнетный, или английского рожка. Сбить с кого рога, смирить. Рогом стереть, силою, властью. Богатство с рогами, бедность с ногами. Мужик год проживет - рог наживет; два проживет, два наживет, а три проживет и хозяина сбодет. С бодливого рога сбивают. Кабы свинье рога - всех бы со свету сжила! Тем рогом чешись, которым достанешь. Будь жена хоть коса, лишь бы золотые рога (т. е. богатство). Баран бараном, а рога даром. Играл бы игрок в бараний рог. Была роги, да посломали боги. Был рог, да сбил Бог. Рога луны остры и ярки - к ведру; круты - к морозу. Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват)? У старого козла больше рога, т. е. он сильнее.  Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. Не порато богато, да рогато. Дело не богато, да сделано рогато. Для нашего брата - дело рогато. Рогатой скотины- вилы да грабли.

Ведущий 4: Рожок исконно русский инструмент. "Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое".

Ведущий 3: Рубель- рубчатик, валёк , бельевой, катальный. В словаре отсутствует определение этого слова   как музыкального инструмента.

Ведущий 4: Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной  ложкой  или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами

Ведущий 3: Свирель [ жен. род ] свирелка, сопелка, дудка, на которой играют, тростниковая, бузинная, ивяная, коряная / от свирещат , свирестеть, верезжать, свистать, шипеть со свистом, визжать, скрипеть, издавать резкий, пронзительный звук/.  Свирель, панова свирель, свирелки [ жен. род ] мн. несколько дудочек, одна другой короче, слепленных смолою в ряд или перевязанных поперечинами. В свирелку играть играет, а ладу не знает. Свирельные звуки, трели. Свирельник [ муж. род ] -ница [ жен. род ] свирельщик, -щица, кто играет на свирели или на свирелках. Свирец, стар. то же. Запрещаем церковным причетникам быти свирцами, Крмч. Свирелить, играть на свирели; издавать звук, как глиняная уточка, налитая водою. Свиряти, свиряние церк. играть на свирели, играние. Пастырем свиряющим.

Ведущий 4: Для изготовления травяной дудуки или "калюки", как её называли сельские жители Белгородской области, использовали засохшие стебли дудника, пустырника или стебли др. зонтичных растений. Она является разновидностью продольной флейты, пустой внутри, открытой с обеих торцевых сторон, не имеющей отверстий на стволе. Размеры инструмента различны. Он может быть длиной от 300 до 800 мм и зависит от роста играющих на нем. Длина считается достаточной, если ладонью руки или пальцами можно закрыть нижнее отверстие на стволе. Внутренний диаметр трубок от 15 до 25 мм. Верхняя часть инструмента оформляется в виде свистка.

Так как на стволе отсутствует пробка (пыж), подача звука регулируется самим играющим с помощью нижней губы и языка. Играли на калюках в основном мужчины по возвращении с сенокоса, во время отдыха, на праздники в сочетании с косой, выстукивая на ней ритмические рисунки под пляску или задорные частушки.

Ведущий 3: Свистуля, свистулька, свистуля, пищик, дудочка, свисток –  глиняные изделия в форме людей, животных, рыб и птиц. Свистопляска – обряд после панихиды, где играли в свистульки.

Ведущий 4:  В одной из книг описываются своеобразные поминки по умершим предкам в Вятской губернии. К часовне, построенной на месте погребения, приносили со всей округи различные глиняные изделия в форме людей, животных, рыб и птиц.

Среди них были и свистульки. После панихиды начиналось стихийное гуляние, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Весь этот обряд так и назывался свистопляской. Вот оказывается откуда пошло это популярное и поныне слово, означающее теперь уже всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.

Ведущий 3: Трещетка - всякий снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шум. Сть: деревянная трещетка, которую вертят в руке, когда бьют набат, тревогу, сполох, либо выгоняя облавой зверя; пожарная трещетка, она же; бумажная трещетка, на бумажном змее, ладейке, гуське, московке. | Пустобай, болтун, говорун, таранта, тарабар, тараторка. С этой трещеткой не сговоришь. Трещетковый, трещоточный, к трещетке относящийся. И съставы в нем троскотаху. Сороки не троскоташа.  

Ведущий 4: Трещотки - ударный инструмент. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием, мистическую функцию оберегания  молодых от злых духов.

Ведущий 3: Как много оказывается исконно русских народных инструментов. Они и  сейчас используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

А как обстоят дела с музыкальными инструментами, пришедшими к нам из других стран? Откроем словарь  В.И.Даля.

Пиано      нареч. итал. музык, тихо, потише, негромко, слабо. Пиано [ _ср. род ] неск. и пианофорте, фортепиано, музыкальное орудие: долгий ящик, с натянутыми на полочке (деке) струнами, по коим бьют с исподу молоточки на рычагах, клавишах, перебираемых пальцами. Старинное, небольшое пиано звали клавикордами; нынешнее фортепиано, а треугольное флигель, рояль, империаль и пр. Есть и пианино. Пианисимо, муз. весьма тихо, слабо и нежно. Пианист, -тка, музыкант на фортепиано.

Скрыпка, скрыпочка, скрыпченка, скрыпища, или скрыпица, малое музыкальное смычковое орудие, о четырех струнах. Не то играть, что хочется скрыпочке. Играть на кожаной скрыпке, в два смычка без канифоли. Едет скрыпа-скрыпулица, везет желтоперицу: курган, курган, пусти ночевать: мне не век вековать, одну ночь ночевать (телега, рожь, овин). Скрыпит скрыпица, едет царица, просится у царя ночевать: пусти меня ночевать. мне не год годовать, одну ночь ночевать: утре придут разбойнички, разобьют мои косточки, снесут в пресветлый рай (рожь). Скрыпочная ручка, душа, подставка. Скрыпичные ноты, скрыпичный ключ (нотный). Скрыпчатый, на скрыпку, по очерку, похожий. Скрыпач [ муж. род ] скрыпачка [ жен. род ] скрыпник южн. зап. играющий и вообще умеющий играть на скрыпке. Скрыпачий, к ним относящ. Скрыпачиха, жена скрипача. Скрыпочник, скрыпочный мастер. Скрыпачничать, жить, промышлять игрой на скрыпке, нанимаясь на вечера.

Ведущий 4: А это интересно для студентов вокального отделения.

Бас – низкий, толстый звук или голос, музыкальное орудие, издающие такие же звуки и в особенности контрабас, скрипка выше человеческого роста.

Басить – петь басом, красоваться. Не басится сегодня, нет голоса.

Оказывается, во времена Даля особенно ценились исполнители с таким голосом.

Гамма ж. итал. нотная азбука, лестница, скала в музыке, ряд, порядок звуков, таблица нот, с означением аппликатуры.

Страница пятая

«Тихогром»

Учитель: Заимствованные слова есть в каждом языке. Заимствование – результат языковых контактов, взаимоотношений народов и государств. Вопрос о соотношении

«своего» и «чужого», об использовании заимствований в русской речи всегда вызывает острые дискуссии. Однако критическое отношение к заимствованиям у некоторых деятелей культуры переходило в излишний пуризм. А. С. Шишков и В. И. Даль, например, предлагали заменить все заимствованные слова своими, исконными:

«колоши» на «мокроступы», «фортепьяно» на «тихогром», «атмосферу» на «колоземицу», «эгоиста» на «себятника» или «самотника». Нелепость таких замен очевидна для современников.

Ведущий 1:Однако обилие в речи непонятных широкому кругу людей иностранных слов затрудняет общение. Употребление иностранных слов не к месту, неточно портит нашу речь. Неточность в употреблении таких слов часто связана со смысловой избыточностью или тавтологией, которая часто возникает в конструкциях из русских и заимствованных слов того же значения.

Ведущий 2: Нельзя говорить «свободная вакансия», т. к. «вакансия»(с франц. - свободный); «прейскурант цен», т. к. прейскурант(нем.) состоит из двух корней, значение которых – цена текущая; «кавалькада автомашин», т. к. «кавалькада» - группа всадников на прогулке; информационное сообщение, т. к. информация – сообщение, осведомляющее о положении дел, как правило, короткое, с перечислением вопросов, рассмотренных на заседании, а вот развёрнутое сообщение с текстами докладов нельзя назвать информационным.

Страница шестая

 «Пословицы»

Учитель: Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем. Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.

Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”. (В.Д Берестов)

Ведущий 1: Ещё в начале дружбы с Далем Пушкин говорил: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет…» И Даль всю жизнь собирал народные поговорки и пословицы.

Ведущий 2:

Кто хочет много знать, тому надо мало спать;

Чужим умом жить – добра не нажить;

Борода широка, да душа молода;

Женский ум лучше всяких дум;

Не для муки, для науки;

Наука – не мука;

Ум да разум надоумят сразу.

Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется;

Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда;

Собаку съел, а хвостом подавился;

Утро вечера мудренее, а трава зеленее;

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

Страничка седьмая

 «Растолкуй слово»

Учитель: "Толковый словарь" Даля - это уникальный и масштабный памятником словесности. Многие из слов, собранных в знаменитом издании, уже давно вышли из обихода за ненадобностью. Однако некоторые из них так оригинальны и звучны, что вполне могли бы войти в современный лексикон. 

Вот некоторые, самые забавные из них:

Козлодёр, выползина, пипка, кукателька, забабенник, стиракс, девнесь, хайка, казинет, кипрей, невпритям, очирикать, баженый, волостник, жир, повой, увя.

Задание: Попробуйте составить с этими словами словарную статью. Побеждает тот, кто угадал значение слова  в словаре В.И.Даля.

Наш язык красив, богат и невероятно разнообразен. Но не только в этом его сила. Силен русский язык генетическими кодами – каждое слово несёт в себе неповторимый, глубокий образ. К сожалению, сегодня мы зачастую сокращаем, переиначиваем, меняем изначальный, сакральный смысл слов. А если осознавать каждое произносимое слово – можно увидеть не только суть вещей, но и открыть дверь в прошлое наших великих предков.  Не зная значения слова из этого словаря, ребята пытались обогатить это слово новым значением, расширить его лексическое толкование.

Страничка восьмая

«Православная»

Учитель: В литературе у В. И. Даля были свои продолжатели: П.И. Мельников-Печерский, Н.С. Лесков и многие другие. Благодаря П.И. Мельникову-Печерскому мы и узнали многое о скрытой для иных духовной жизни Даля. Еще в 1848 году он выслал свой «давнишний опыт перевода Евангелия» М.П. Погодину. А в 1860-е годы, когда все заговорили о необходимости грамотности для русского народа, Даль напомнил, что грамотность неотрывно должна быть связана с нравственностью — иначе выйдет одна беда.

Он стал готовить уникальное издание для народного чтения, а именно: Библию. По воспоминаниям Мельникова-Печерского, он стал заниматься переложением «Моисеева Пятикнижия» («Бытописания») применительно к понятиям русского простонародья. «Еще в 1869 году он читал мне отрывки из "Иисуса Навина”, "Судей” и "Царств”…»

Скончался Даль, уже окрестившись в Православие. Переход Владимира Ивановича Даля под кров Православной Церкви закономерен и логически завершает его яркую и до сих пор мало оцененную судьбу. В самом деле, трудно представить себе, что автор «Толкового словаря» и «Пословиц русского народа», автор «Ильи Муромца» и «Архистратига» не мыслил и не чувствовал как истинно русский и православный человек.

Заключение.

Учитель: Последние четыре слова Даль записал накануне своей кончины: они были услышаны от прислуги. За создание своего словаря он был удостоен Ломоносовской премии и золотой Константиновской медали. Известный историк М.П. Погодин сказал: «Словарь Даля закончен. Теперь русская Академия наук без Даля немыслима».

Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить. Писать, а также понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебство знакомых слов», услышать известные нам слова как бы впервые, наслаждаться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. Это позволит нам передать через слово все наши мысли, чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим миром. И в этом нам помогает Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.

Литература:

1. Энциклопедия для детей. Т. 10.Языкознание: Русский язык Глав. Ред. М. Д. Аксенова – М.: Аванта + , 1998.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ННН, 2000.

3.Даль В. И. Словарь живого великородного языка. Изд-во 3-е – СПБ., 1903 – 1909гг.

4. Даль В. И. Повести. Рассказы. Очерки. Сказки. М. – Л. Гослит – издат., 1961.

5.Бессораб М. Я. Даль Владимир Иванович. О нём. М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"

Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...

Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"

В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...

Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"

Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой  и со словарями в системе он-лайн; развивать ...

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"

Урок русского языка "Великий дар В.И.Даля. "Толковый словарь "Живого великорусского языка"...

Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.

Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...

Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"

В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля....