План действий учителя по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Гордеева Татьяна Александровна

В работе даны рекомендации учителю по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад29.62 КБ
Файл Презентация к докладу344.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались  снова поговорить о «наболевшем»- о едином государственном экзамене по русскому языку.«Век живи-век учись!»-это всё про нас, учителей русского языка! Только мы стали  понимать, что от нас требуется на ЕГЭ вообще  и как научить детей решать такие задания, как надо уже привыкать к тому, что каждый год в КИМы ЕГЭ вносятся какие-то изменения, а это значит, что скучать нам не придётся и надо снова учиться и учиться. Что же делать? Как идти в ногу со временем, учесть все изменения и не потерять самое ценное при подготовке к экзамену- время? Я хотела бы сегодня рассказать о самых простых вещах, с которых следует начинать подготовку к ЕГЭ, чтобы этот процесс не превратился в какое-то непонятное занятие, а стал системой и принёс  свои результаты.

Я считаю, что в 1 очередь необходимо составить продуманный План нашей работы и поэтапно ему следовать. Сразу оговорюсь, что все мы понимаем и знаем, что мы сейчас находимся не в абсолютно замкнутом пространстве при полном отсутствии информации, как в первые годы проведения ЕГЭ, а наоборот, этих источников информации сейчас так много, что главное, пожалуй, не запутаться в этом лабиринте, а выбрать самое необходимое для эффективности работы и больше времени уделять самой работе по подготовке к ЕГЭ.

Итак, что надо учесть при составлении такого Плана?

  • 2 года обучения( 10 и 11 классы):начинаем подготовку в 10 классе( это нам позволяет сделать программа и в этом наше преимущество перед другими предметами)и обязательно учитываем все изменения и продолжаем подготовку в 11 классе;
  • деятельность на уроках и после уроков;
  • часы обязательной и вариативной частей учебного Плана школы( в 10 классе это могут быть одни часы, а в 11 классе уже другие);
  • уровень подготовленности обучающихся

Какова последовательность действий?

1) Знакомство с официальной информацией

-Официальный информационный портал единого государственного экзамена -ege.edu.ru 

-Федеральный институт педагогических измерений-

fipi.ru 

Эти сайты являются официальными сайтами ЕГЭ, поэтому мы должны доверять только этой информации.

Что самое главное мы можем узнать здесь?Эта информация вывешивается и меняется ежегодно.

Минимальное количество баллов по русскому языку:

для получения аттестата — 24 балла;

для поступления в вуз — 36 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
задание на многократный выбор из списка

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Видео-рекомендации
ЕГЭ-2016. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Цыбулько Ирина Петровна - 
старший научный сотрудник Центра филологического образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук.

Справка о планируемых изменениях в КИМ ЕГЭ 2016 года
Русский язык – существенных изменений нет.         
Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8.
Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25.
Максимальный первичный балл увеличился с 56 до 57.         

Сразу остановлюсь на заданиях 7,8 и 25.

Формулировка задания 7 звучит так: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.В вариантах 2016 года будет следующее расположение: в левой колонкеуказаны виды ошибок, в правой- предложения с ошибками и без ошибок. Других изменений уже не будет, и поэтому задача ученика по сравнению с прошлым годом усложняется. В задании представлено 5 видов грамматических ошибок:

1-ошибки в построении предложений с однородными членами,

2-ошибки в построении предложений с причастными оборотами,

3- ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами,

4-ошибки в построении предложений с несогласованными приложениями,

5-ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного,

6-ошибки,связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым,

7-ошибки в построении предложений с косвенной речью,

8-ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесённости глагольных форм,

9-ошибки,связанные с нарушением построения сложного предложения. В самом задании будет дано только 5 видов ошибок из перечисленных

Для решения задания 8 теперь надо знать правописание корней с чередующейся гласной, правописание корней с безударной проверяемой гласной и правописание корней с безударными непроверяемыми гласными.

В задании 25( сочинении) обращается внимание на то, что в этом году дети должны привести 2 примера из текста для доказательства правильности выбранной ими проблемы. Сделать это надо в комментарии. Эта часть сочинения, в принципе, была всегда. И примеры дети тоже приводили, только не акцентировали на этом внимание. Разработчики данной версии КИМа считают, что если ребёнок не нашёл примеры из текста, то это может послужить для него сигналом того, что проблема была выбрана им неправильно. Т.е. это может быть подсказкой.Как ввести примеры в текст? Е щё раз нам говорят, что ребёнок пишет сочинение, т.е. связный текст, поэтому сделать это надо любым логичным способом. Нельзя писать: «Пример1, пример2 и т.д.»Что можно:

-можно указать абзац,

-можно указать номер строки( предложения, я думаю),

-можно привести цитату, но избегать чрезмерного цитирования и т.д.

Автор сочинения должен следовать строго за автором и примерами доказывать, что поставленная им проблема рассматривается так именно данным автором, а не кем-то другим, этим этот автор отличается от всех остальных. Я думаю, что логичнее будет использовать 2 разных способа для введения примеров из текста.

 А также  обращается внимание на то, что само задание 25 содержит следующую фразу: « Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.»И поэтому ,исходя из лексического значения слова

« поставленную», нельзя писать : « Борис Екимов затрагивает или касается проблемы…».Это считается грубейшей ошибкой, и по данному критерию ребёнок получит 0 баллов.

Все эти изменения отражены в Демонстрационном варианте 2016 года.

Причём проекты КИМов выкладываются теперь уже осенью.

        Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
образовательных организаций для проведения единого государственного
экзамена по русскому языку:
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином
государственном экзамене по русскому языку
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки,
проверяемому на едином государственном экзамене по русскому языку

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения единого государственного экзамена 2016 года
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
1. Назначение КИМ ЕГЭ
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

4. Структура КИМ ЕГЭ
Часть 1- 24 задания с кратким
ответом - 33 балла
Часть 2 -1 задание с развёрнутым ответом -24 балла
Итого-25 заданий-57 баллов

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию и видам
деятельности
6. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности
7. Продолжительность ЕГЭ по русскому языку
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются

9. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его
отсутствие выставляется 0 баллов.За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 б.
Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не
соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За
каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка,
экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена
1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры;
1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный
ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.
Порядок
записи цифр в ответе имеет значение.

Орфоэпический словник
-Ударение в именах прилагательных
-Ударение в глаголах
-Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях
-Имена существительные
-Имена существительные
-Имена прилагательные
-Глаголы
-Причастия
-Деепричастия
-Наречия

И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых,
Ю.Н. Гостева, С.Л. Иванов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей, подготовленные на
основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2015 года
по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2)Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования

-каждая тема заканчивается решением тренировочных заданий в формате ЕГЭ

-контрольные работы -в формате ЕГЭ

-уроки развития речи- уроки по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ

Пример календарно-тематического планирования уроков русского языка в 10 классе по  одному  из разделов

3)Реализация рабочей программы

4)Проведение практикумов по заполнению бланков ЕГЭ

5)Репетиционные экзамены

6)Анализ результатов

7)Работа над ошибками

Какой материал можно использовать?
«Решу ЕГЭ» — образовательный портал Дмитрия Гущина-reshuege.ru

-Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с образцами решений(15 новых вариантов ежемесячно).
-
НАШЛИ ПРОБЛЕМУ? БУДЕМ ТРЕНИРОВАТЬСЯ!
Для создания специализированного теста выберите количество заданий из каждого раздела или воспользуйтесь предустановленными вариантами, нажав на соответствующую кнопку.
-Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога.

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны-saharina.ru

Открытый банк заданий ЕГЭ
( на сайте ФИПИ)
Фонетика
Лексика и фразеология
Морфемика и словообразование
Грамматика. Морфология
Грамматика. Синтаксис
Орфография
Пунктуация
Речь
Языковые нормы
Выразительность русской речи
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Есть много вопросов к создателям такого банка заданий. Например: он очень неудобен для работы и отнимает много времени, было бы лучше, если бы он был построен по типам заданий, но тем не менее, работать с ним надо. Сейчас, например, в нём представлено уже 98 разных текстов. А может быть, уже и больше. Все  задания с текстами  на экзамене  будут 4 видов- это 1 задание, большой текст примерно в 450 слов и вопросы по нему( задания 20-23), текст рецензии (24 задание) и 25 задание. Все виды таких текстов есть в ОБЗ. Методисты советуют при  работе с текстом всегда отвечать на 3 базовых вопроса:

-О чём текст?

-Какие вопросы ставит автор?

-Как автор решает эти вопросы?

Правильное истолкование текста и выбор проблемы дают ребёнку целых 8 баллов! Необходимо также учить детей читать весь текст, а не обращать внимание на отдельные знакомые слова. Т.е., к примеру, учить тому, чтобы первое  же слово «природа» не приводило их к мысли о том, что надо приводить аргументы к проблеме» природа».Проблема может оказаться совсем в другом.

Для  расширенного разбора заданий 1 части можно использовать очень хороший сборник комплексных материалов Драбкиной и Субботина и подобные им книги.

Полезные советы:

  • Перед  решением полных вариантов обязательно провести подробный разбор каждого из заданий, в т.ч. и задания 25 по  критериям оценивания.
  • Ведение отдельных тетрадей для решения заданий 1 и 2 части варианта ЕГЭ
  • Запись ответов 1 части в таблицу, анализ результатов каждый месяц для отслеживания типичных ошибок
  • Знакомство с критериями оценивания задания с развёрнутым ответом в начале года и обучение умению правильно строить сочинение и отслеживать его результат
  • Учить ученика считать свои баллы и оценивать работу одноклассника
  • Отслеживание изменений КИМ ЕГЭ в 11 классе
  • Не применять для подготовки к ЕГЭ варианты заданий в устаревшей форме( переучить сложнее, чем научить заново)

Ну и в конце позвольте всем Вам сказать:

 Желаю Вам, дорогие коллеги,
добрых, умных, терпеливых, талантливых и понимающих учеников!

С
такими мы сумеем всё преодолеть!
Пусть наши старания не будут напрасными, и…
Дай нам Бог никогда после окончания ЕГЭ НЕ читать таких записей в Интернете:

«ЕГэ памагло мине паступить в пристижный масковский ВУЗ.» Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единый государственный экзамен по русскому языку К вопросу о подготовке к ЕГЭ- 2016

Слайд 3

План действий учителя при подготовке к ЕГЭ

Слайд 4

Что надо учесть: 2 года обучения( 10 и 11 классы); деятельность на уроках и после уроков; часы обязательной и вариативной частей учебного Плана школы; уровень подготовленности обучающихся

Слайд 5

Последовательность действий учителя: Знакомство с официальной информацией -Официальный информационный портал единого государственного экзамена - ege . edu . ru -Федеральный институт педагогических измерений- fipi .ru

Слайд 6

Минимальное количество баллов по русскому языку: для получения аттестата — 24 балла; для поступления в вуз — 36 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Слайд 7

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов; задание на многократный выбор из списка

Слайд 8

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Слайд 9

Видео-рекомендации ЕГЭ-2016. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цыбулько Ирина Петровна - старший научный сотрудник Центра филологического образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук.

Слайд 10

Справка о планируемых изменениях в КИМ ЕГЭ 2016 года Русский язык – существенных изменений нет. Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8. Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25. Максимальный первичный балл увеличился с 56 до 57.

Слайд 11

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по русскому языку

Слайд 12

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку: Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по русскому языку Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по русскому языку

Слайд 13

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2016 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ: 1. Назначение КИМ ЕГЭ 2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ 3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Слайд 14

4. Структура КИМ ЕГЭ Часть 1- 24 задания с кратким ответом - 33 балла Часть 2 -1 задание с развёрнутым ответом -24 балла Итого-25 заданий-57 баллов

Слайд 15

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию и видам деятельности 6. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности 7. Продолжительность ЕГЭ по русскому языку 8. Дополнительные материалы и оборудование Дополнительные материалы и оборудование не используются

Слайд 16

9. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 б. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Слайд 17

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Слайд 18

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла:допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е.неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Слайд 19

Орфоэпический словник -Ударение в именах прилагательных -Ударение в глаголах -Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях -Имена существительные -Имена существительные -Имена прилагательные -Глаголы -Причастия -Деепричастия -Наречия

Слайд 20

И.П. Цыбулько , Е.В. Бузина, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева , С.Л. Иванов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слайд 21

Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования -каждая тема заканчивается решением тренировочных заданий в формате ЕГЭ -контрольные работы -в формате ЕГЭ -уроки развития речи- уроки по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ

Слайд 22

Пример календарно-тематического планирования уроков русского языка в 10 классе по одному из разделов

Слайд 24

Реализация рабочей программы Проведение практикумов по заполнению бланков ЕГЭ Репетиционные экзамены Анализ результатов Работа над ошибками

Слайд 25

Какой материал можно использовать? « Решу ЕГЭ » — образовательный портал Дмитрия Гущина- reshuege .ru

Слайд 26

-Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с образцами решений(15 новых вариантов ежемесячно). - НАШЛИ ПРОБЛЕМУ? БУДЕМ ТРЕНИРОВАТЬСЯ! Для создания специализированного теста выберите количество заданий из каждого раздела или воспользуйтесь предустановленными вариантами, нажав на соответствующую кнопку. -Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога.

Слайд 27

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны- saharina.ru

Слайд 28

Открытый банк заданий ЕГЭ ( на сайте ФИПИ) Фонетика Лексика и фразеология Морфемика и словообразование Грамматика. Морфология Грамматика. Синтаксис Орфография Пунктуация Речь Языковые нормы Выразительность русской речи Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Слайд 29

Учебное пособие "Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся ." Драбкиной С.В.

Слайд 30

Полезные советы: Перед решением полных вариантов обязательно провести подробный разбор каждого из заданий, в т.ч. и задания 25 по критериям оценивания Ведение отдельных тетрадей для решения заданий 1 и 2 части варианта ЕГЭ Запись ответов 1 части в таблицу, анализ результатов каждый месяц для отслеживания типичных ошибок Знакомство с критериями оценивания задания с развёрнутым ответом в начале года и обучение умению правильно строить сочинение и отслеживать его результат Учить ученика считать свои баллы и оценивать работу одноклассника Отслеживание изменений КИМ ЕГЭ в 11 классе Не применять для подготовки к ЕГЭ варианты заданий в устаревшей форме( переучить сложнее, чем научить заново)

Слайд 31

Желаю Вам, дорогие коллеги, добрых, умных, терпеливых, талантливых и понимающих учеников! С такими мы сумеем всё преодолеть! Пусть наши старания не будут напрасными , и…

Слайд 32

« Е Гэ памагло мине паступить в пристижный масковский ВУЗ .»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по организации подготовки к ГИА по русскому языку

План мероприятийпо организации подготовки и проведениягосударственной (итоговой) аттестациипо русскому языку выпускников 9 классана 2011-2012 учебный год в МОУ СОШс. Заречное....

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Работа учителя по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Работа учителя по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...

План подготовки к ЕГЭ по русскому языку учителя МОБУ "Центр образования" Борисовой Я.Б.

План подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 12 классе составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлен на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку, Демонс...

План работы учителя по подготовке к ОГЭ по русскому языку

План работы на 2020-2021 учебный год представлен в виде таблицы....