Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Цель: активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_n_i_nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,
ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ

Цель: активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Устная разминка по правилам: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

II. Работа со словарным словом: классика.

III. Выполнение упражнения 21.

Обозначить условия выбора орфограммы на месте скобок.

IV. Индивидуальная работа по упражнениям 22, 23.

V. Распределительный диктант.

Текст читается учителем, учащиеся по ходу чтения выписывают слова с н/нн в два столбика.

Задание: из данного текста выписать слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с н и с нн; графически объяснить условия написания, указать часть речи.

Образец: ранним – прил., основа на н + суффикс -н-.

Ра..им утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехоже..ыми тропами. В дали, неяс..ой и тума..ой, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некоше..ой траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому.

Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую рощу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погруже..ый в свои воспоминания, я незамет..о приблизился к околице и, удивле..ый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизме..о носил в своем сердце образ родного дома…

В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запуще.., сор..ые травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчище..ых и уже давно никем не посыпа..ых песком. Деревя..ая решетка, далеко не новая, совсем рассохлась, облезла и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для неж..ого блед..о-розового цвета. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

Утре..яя роса оставила на лепестках розы несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала.

Домашнее задание: § 4, упр. 24; повторить правила правописания не с различными частями речи. Словарное слово: массив.

Карточка 1

Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн-.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказательства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма. Погода была … .

Карточка 2

Задание: в предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена. Невдалеке раздавалось кряканье утки. Меня разбудило чириканье воробья. По степи раздавался топот лошади. В книге лежало перо петуха. Это была песня лебедя. Этот камень в народе называют «глаз сокола». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур». В ушах переливались серьги из серебра.

Карточка 3

Задание: из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

– Если пишется одна буква н в слове, то поднимите правую руку, если две буквы н, то встаньте.

Проводится, когда учащиеся, по мнению учителя, устали при выполнении письменной работы.

На рыбалке

В ра..ем возрасте отец впервые взял меня на весе..ий тетереви..ый ток. В ночной предутре..ей темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.

Первые охотничьи вылазки научили меня видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути..ые выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песча..ом берегу и следил за сделанным из гуси..ого пера маленьким поплавком. Дерзкий ветерок пузырем надувал за спиной льня..ую рубаху. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотичек, толстоспи..ых серебря..ых головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотня..ую сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревя...ыми ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы!

(По И. Соколову-Микитову.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастиях, наречиях.

Данная презентация представляет обобщённый теоретический материал по теме, предлагает упражнения для тренировки. Удобна при подготовке к экзаменам, итоговом повторении....

Урок в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока....

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ дейст...