Урок в 6 классе по теме: "Правописание букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных" с презентацией
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Моисеева Татьяна Александровна

Технолог7ичес5кая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_ya_6_kl_n_i_nn_v_pril.doc84.5 КБ
Office presentation icon r_ya_6_kl_n_i_nn_v_pril.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Городецкая СОШ»

Урок русского языка в 5 классе по теме:

Одна и две буквы н  в суффиксах имён прилагательных (с презентацией)

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания о понятиях имя прилагательное, имя существительное, формировать умение различать суффиксы прилагательных –ан- (-ян-), -ин-, -н-, -нн-, -енн-, -онн-; отработать умение правильного написания букв Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных..

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения  компетенциями):  писать одну и две буквы н в суффиксах имён прилагательных, видеть  орфограмму в  словах,  устно  и  графически  объяснять

условия выбора написаний.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): пользоваться  разными  видами  чтения  (ознакомительным, выборочным),  извлекать,  перерабатывать  и  преобразовывать

информацию (из таблицы, текста в схему), анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить связное монологическое высказывание учебно-научного  стиля,  осуществлять  речевой  самоконтроль,  соблюдать

языковые нормы устного и  письменного общения, оценивать  чужое высказывание.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, поисковый, наблюдение над языком, ИКТ; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.

Оборудование

Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем.

Учебные пособия

Учебник «Русский язык» 6 класс, С. И. Львова, В. В. Львов 1 и 3 части.

Основные понятия

Прилагательное

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодей

ствия

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Мотивация

(самоопределение) к учебной

деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слушают учите-

ля, участвуют в диалоге с учите-

лем. Размещают учебные мате-

риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронталь

ная

Познаватель

ные: понимают познавательную зада-

чу.

Регулятивные:

Планируют не-

обходимые действия, опе-

рации.

II.  Актуализация и пробное учебное действие

. Слуховой диктант.

– Прослушайте текст. О чём говорит в нём М.В. Ломоносов?

Мощь  и  богатство  русского  языка  отмечал  Михаил  Васильевич

Ломоносов.  Он  находил  в  нём  «великолепие  испанского,  живость французского,  крепость  немецкого,  нежность  итальянского,  сверх того,  богатство  и  силу  в  изображении,  краткость  греческого  и латинского языка».

–  Выпишите  все  имена  прилагательные,  которые  встречаются  в

тексте. (Учитель читает текст ещё раз.)

– Подчеркните в них орфограммы.

– Какой вид орфограмм в суффиксах этих прилагательных вы обозначили?

– Какие  ещё  виды  орфограмм есть в этих  прилагательных? (Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне.)

Обдумывают ответы на вопросы,  участвуют в диалоге с учителем. Выписывают имена прилагательные, выполняют задания

Фронтальная, индиви-дуальная

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

Коммуникативные УУД

1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемного вопроса урока.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

С опорой на презентацию:

1-й слайд: фрагмент текста из учебника.

После проведения беседы на  основе заданий и вопросов на  слайде появляются группы прилагательных.

2-й слайд:

   -н-                                                       -нн-

 юных                                                 военной

 ледяной                                            утренние

                                                           постоянные

(Слайд 3)

Учащиеся на основе  сопоставления групп прилагательных формулируют проблемный вопрос: когда в именах прилагательных пишется одна буква н, а когда – две буквы н? (Слайд 4)

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения

1. Заполнение таблицы на стр. 178 – проводится наблюдение над написанием одной и двух

букв н в суффиксах прилагательных и их образованием, устанавливаются причинно-следственные связи.

Работа проводится в группах.  Один из учащихся выступает  в роли

учителя, которому нужно объяснить тему своим ученикам. Опираясь

на  вопросы  и  задания  к  упражнению,  он  устанавливает  закономерность, а ученики  в совместной работе  формулируют правило написания одной или двух букв н в суффиксах имён прилагательных.  (Слайд 5)

2. Чтение правила в рамке. (стр. 177-178 )

– Сколько частей в этом тексте правила? (Три.)

– Назовите ключевые слова в каждой части.

– Озаглавьте каждую часть.

–  Что нового вы  узнали из  правила?  (Правописание кратких прилагательных, исключения.)

– Сколько условий выбора написания двух букв н, одной буквы н?

–  Что  нужно  сделать  вначале,  чтобы  выбрать  правильное  написание? (Определить существительное,  от которого  образовано прилагательное.)

– Какие буквы гласных в суффиксах влияют на написание одной и

двух букв н? (о/е – нн, и, а/я – н.)

–  Назовите  исключения  из  правила.  Почему  эти  слова  являются исключениями?

3. –  Составьте на  основе  таблицы и текста в  рамке схему (модель)  правила (для полных и кратких форм отдельно).

                 НН а                (НН ая) (Слайд 6)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).

V. Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

–  Найдите  в  школьных  орфографических  словарях  слова  иллюстрация,  редакция,  реформа.  Что  обозначают  эти  слова?  Проверьте себя по толковому словарю (два человека работают  с толковыми  словарями).

– Приведите примеры употребления этих слов в речи.

– Выпишите словарные слова, обозначьте орфограммы.

– Сверьте подчёркнутые орфограммы по словам в рамке к упр. 275.

– Образуйте от них имена прилагательные.

– Как вы их напишете? Почему?

Принимают участие в поиске информации, применяют правило.

Групповая, индивидуальная

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Упр.  414  –  развивается  умение  образовывать  прилагательные  от существительных с помощью суффикса -н-,  писать две буквы н в  именах  прилагательных,  графически  объяснять  условия  выбора  орфограммы.

Выполняется  по  образцу  (2–3  слова  на  доске,  остальные самостоятельно).

Взаимопроверка.

Упр. 416 – развивается умение видеть в словах орфограмму-одну и

две буквы  н  в  именах  прилагательных,  объяснять  выбор  одной  или двух букв н с опорой на словообразовательный анализ.

Разрабатывается алгоритм.

Задания:

– Назовите имена  прилагательные, в  которых пишется две  буквы

н. Объясните написание.

–  Можно  ли  установить,  от  каких  слов  образованы  прилагательные, в которых одна буква н? (Три  слова – свиной, олений, бараний, остальные нельзя.)

–  Как  вы думаете,  почему  эти  слова  даны  в рамочке «Запомни!»?

(Это трудные слова, исключения.)

Примечание. Слова  в  1-м  и  3-м  столбике  являются  непроизводными,  они  не образованы от имён существительных, как большинство рассмотренных слов. Это исключения. Слова свиной, олений, бараний образованы от названий животных, но в них пишется одна буква н. Они тоже являются исключениями.

– Запишите эти  слова  в словарики. Заучите их  наизусть, попробовав подобрать ритм, рифму, чтобы легче запомнить.

Упр.  418 –  развивается  умение  образовывать  имена  прилагательные от существительных с суффиксами -енн-, -онн-.

Прилагательные проговариваются устно, выборочно в парах ученики диктуют друг другу по два слова из каждого столбика.

Упр. 420 – развивается умение различать написания с одной и двумя буквами н в однокоренных прилагательных (с корнем ветер), графически обозначать условия выбора написаний.

Слова из рамки записать в словарики.

Упр. 419 – развивается умение писать изученную орфограмму-одну

букву н в суффиксе -ин-, графически обозначать условие выбора орфограммы.

Выполняется письменно по образцу (5 прилагательных на выбор).

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Групповая, индивидуальная.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке    (итог урока)

– Задайте вопросы по теме урока.

– Перечислите исключения из правила.

– Назовите слова, которые надо запомнить.

(Слайды 7 и 8)

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

 Упр. 417.

Выучить правило с. 177 - 178


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Моисеева Т. А. МБОУ «Городецкая СОШ» .

Слайд 2

Определяем проблему урока Прочитай предложение. А.В. Суворов с юных лет готовил себя к тяготам и лишениям военной службы: утренние обливания ледяной водой, занятия гимнастикой закалили его дух и тело. Найди имена прилагательные. Установи, чем они отличаются, кроме значения и грамматических признаков? Проверь себя В одних прилагательных пишется Н, а в других – НН. А.В. Суворов с юных лет готовил себя к тяготам и лишениям военной службы: утренние обливания ледяной водой, занятия гимнастикой закалили его дух и тело.

Слайд 3

- Н - - НН - ю н ых ледя н ой вое нн ой утре нн ие Сопоставь группы прилагательных и сформулируй проблемный вопрос урока. Сгруппируй прилагательные по этому отличительному признаку

Слайд 4

Проблемный вопрос : Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н , а когда – две буквы Н ?

Слайд 5

Решаем проблему, открываем новые знания Проведите наблюдение по таблице с. 178 От какой части речи и каким способом образованы имена прилагательные? Они образованы от имён существительных суффиксальным способом . Какие суффиксы участвуют в этом образовании? -н -, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян- В каких суффиксах пишется одна буква Н? -ин-, -ан-, -ян- А когда две буквы Н? __ н н -, -онн-, -енн- Сформулируйте правило написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Сравни свою формулировку с правилом в учебнике.

Слайд 6

Составьте на основе таблицы и текста в рамке схему правила. Проверь себя Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных Н НН - и н- - а н-, - я н- Искл.: стеклянный оловянный деревянный н + н - о нн-, - е нн- Искл.: ветреный

Слайд 7

Рефлексия Ответь на вопросы теста 1. Какое слово не является исключением? А. ветреный Б. серебряный В. стеклянный Г. оловянный Проверь себя

Слайд 8

Рефлексия Ответь на вопросы теста 2. Какое прилагательное пишется с двумя буквами Н ? А. мыши_ый Б. реформе_ый В. ветря_ой Г. ветре_ый Проверь себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...

Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...

Урок в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока....

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ дейст...