Урок в 6 классе по теме: "Правописание букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных" с презентацией
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Технолог7ичес5кая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_ya_6_kl_n_i_nn_v_pril.doc | 84.5 КБ |
r_ya_6_kl_n_i_nn_v_pril.ppt | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городецкая СОШ»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных (с презентацией)
Цель деятельности учителя | Актуализировать знания о понятиях имя прилагательное, имя существительное, формировать умение различать суффиксы прилагательных –ан- (-ян-), -ин-, -н-, -нн-, -енн-, -онн-; отработать умение правильного написания букв Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): писать одну и две буквы н в суффиксах имён прилагательных, видеть орфограмму в словах, устно и графически объяснять условия выбора написаний. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, выборочным), извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (из таблицы, текста в схему), анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить связное монологическое высказывание учебно-научного стиля, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, оценивать чужое высказывание. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, поисковый, наблюдение над языком, ИКТ; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке. |
Оборудование | Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Учебные пособия | Учебник «Русский язык» 6 класс, С. И. Львова, В. В. Львов 1 и 3 части. |
Основные понятия | Прилагательное |
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодей ствия | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Слушают учите- ля, участвуют в диалоге с учите- лем. Размещают учебные мате- риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь ная | Познаватель ные: понимают познавательную зада- чу. Регулятивные: Планируют не- обходимые действия, опе- рации. |
II. Актуализация и пробное учебное действие | . Слуховой диктант. – Прослушайте текст. О чём говорит в нём М.В. Ломоносов? Мощь и богатство русского языка отмечал Михаил Васильевич Ломоносов. Он находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и силу в изображении, краткость греческого и латинского языка». – Выпишите все имена прилагательные, которые встречаются в тексте. (Учитель читает текст ещё раз.) – Подчеркните в них орфограммы. – Какой вид орфограмм в суффиксах этих прилагательных вы обозначили? – Какие ещё виды орфограмм есть в этих прилагательных? (Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне.) | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. Выписывают имена прилагательные, выполняют задания | Фронтальная, индиви-дуальная | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). Коммуникативные УУД 1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. С опорой на презентацию: 1-й слайд: фрагмент текста из учебника. После проведения беседы на основе заданий и вопросов на слайде появляются группы прилагательных. 2-й слайд: -н- -нн- юных военной ледяной утренние постоянные (Слайд 3) Учащиеся на основе сопоставления групп прилагательных формулируют проблемный вопрос: когда в именах прилагательных пишется одна буква н, а когда – две буквы н? (Слайд 4) | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. |
IV. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затруднения | 1. Заполнение таблицы на стр. 178 – проводится наблюдение над написанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных и их образованием, устанавливаются причинно-следственные связи. Работа проводится в группах. Один из учащихся выступает в роли учителя, которому нужно объяснить тему своим ученикам. Опираясь на вопросы и задания к упражнению, он устанавливает закономерность, а ученики в совместной работе формулируют правило написания одной или двух букв н в суффиксах имён прилагательных. (Слайд 5) 2. Чтение правила в рамке. (стр. 177-178 ) – Сколько частей в этом тексте правила? (Три.) – Назовите ключевые слова в каждой части. – Озаглавьте каждую часть. – Что нового вы узнали из правила? (Правописание кратких прилагательных, исключения.) – Сколько условий выбора написания двух букв н, одной буквы н? – Что нужно сделать вначале, чтобы выбрать правильное написание? (Определить существительное, от которого образовано прилагательное.) – Какие буквы гласных в суффиксах влияют на написание одной и двух букв н? (о/е – нн, и, а/я – н.) – Назовите исключения из правила. Почему эти слова являются исключениями? 3. – Составьте на основе таблицы и текста в рамке схему (модель) правила (для полных и кратких форм отдельно). НН а (НН ая) (Слайд 6) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема). |
V. Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | – Найдите в школьных орфографических словарях слова иллюстрация, редакция, реформа. Что обозначают эти слова? Проверьте себя по толковому словарю (два человека работают с толковыми словарями). – Приведите примеры употребления этих слов в речи. – Выпишите словарные слова, обозначьте орфограммы. – Сверьте подчёркнутые орфограммы по словам в рамке к упр. 275. – Образуйте от них имена прилагательные. – Как вы их напишете? Почему? | Принимают участие в поиске информации, применяют правило. | Групповая, индивидуальная | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарей. |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Упр. 414 – развивается умение образовывать прилагательные от существительных с помощью суффикса -н-, писать две буквы н в именах прилагательных, графически объяснять условия выбора орфограммы. Выполняется по образцу (2–3 слова на доске, остальные самостоятельно). Взаимопроверка. Упр. 416 – развивается умение видеть в словах орфограмму-одну и две буквы н в именах прилагательных, объяснять выбор одной или двух букв н с опорой на словообразовательный анализ. Разрабатывается алгоритм. Задания: – Назовите имена прилагательные, в которых пишется две буквы н. Объясните написание. – Можно ли установить, от каких слов образованы прилагательные, в которых одна буква н? (Три слова – свиной, олений, бараний, остальные нельзя.) – Как вы думаете, почему эти слова даны в рамочке «Запомни!»? (Это трудные слова, исключения.) Примечание. Слова в 1-м и 3-м столбике являются непроизводными, они не образованы от имён существительных, как большинство рассмотренных слов. Это исключения. Слова свиной, олений, бараний образованы от названий животных, но в них пишется одна буква н. Они тоже являются исключениями. – Запишите эти слова в словарики. Заучите их наизусть, попробовав подобрать ритм, рифму, чтобы легче запомнить. Упр. 418 – развивается умение образовывать имена прилагательные от существительных с суффиксами -енн-, -онн-. Прилагательные проговариваются устно, выборочно в парах ученики диктуют друг другу по два слова из каждого столбика. Упр. 420 – развивается умение различать написания с одной и двумя буквами н в однокоренных прилагательных (с корнем ветер), графически обозначать условия выбора написаний. Слова из рамки записать в словарики. Упр. 419 – развивается умение писать изученную орфограмму-одну букву н в суффиксе -ин-, графически обозначать условие выбора орфограммы. Выполняется письменно по образцу (5 прилагательных на выбор). | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Групповая, индивидуальная. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | – Задайте вопросы по теме урока. – Перечислите исключения из правила. – Назовите слова, которые надо запомнить. (Слайды 7 и 8) – Какие универсальные умения развивали на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VIII. Домашнее задание. | Упр. 417. Выучить правило с. 177 - 178 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определяем проблему урока Прочитай предложение. А.В. Суворов с юных лет готовил себя к тяготам и лишениям военной службы: утренние обливания ледяной водой, занятия гимнастикой закалили его дух и тело. Найди имена прилагательные. Установи, чем они отличаются, кроме значения и грамматических признаков? Проверь себя В одних прилагательных пишется Н, а в других – НН. А.В. Суворов с юных лет готовил себя к тяготам и лишениям военной службы: утренние обливания ледяной водой, занятия гимнастикой закалили его дух и тело.
- Н - - НН - ю н ых ледя н ой вое нн ой утре нн ие Сопоставь группы прилагательных и сформулируй проблемный вопрос урока. Сгруппируй прилагательные по этому отличительному признаку
Проблемный вопрос : Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н , а когда – две буквы Н ?
Решаем проблему, открываем новые знания Проведите наблюдение по таблице с. 178 От какой части речи и каким способом образованы имена прилагательные? Они образованы от имён существительных суффиксальным способом . Какие суффиксы участвуют в этом образовании? -н -, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян- В каких суффиксах пишется одна буква Н? -ин-, -ан-, -ян- А когда две буквы Н? __ н н -, -онн-, -енн- Сформулируйте правило написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Сравни свою формулировку с правилом в учебнике.
Составьте на основе таблицы и текста в рамке схему правила. Проверь себя Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных Н НН - и н- - а н-, - я н- Искл.: стеклянный оловянный деревянный н + н - о нн-, - е нн- Искл.: ветреный
Рефлексия Ответь на вопросы теста 1. Какое слово не является исключением? А. ветреный Б. серебряный В. стеклянный Г. оловянный Проверь себя
Рефлексия Ответь на вопросы теста 2. Какое прилагательное пишется с двумя буквами Н ? А. мыши_ый Б. реформе_ый В. ветря_ой Г. ветре_ый Проверь себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"
Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...
Урок в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»
На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока....
Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ дейст...
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Написание гласных букв "е" и "и" в суффиксах имен существительных -ек, -ик"
Лучше использовать в классах со средним и высоким уровнем подготовки....
Конспект урока в 6 классе на тему :"«Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»"
«Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)» ...