Готовимся к олимпиаде по русскому языку 5-9 кл.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
Комплекты олимпиадных заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku_5-9_kl.docx | 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для подготовки
к олимпиаде по русскому языку
5 класс.
Комплект № 1
1.Что обозначают устаревшие слова: пищаль, конка, вежды, пиит, стогна?
2. Закончи фразеологизмы и объясни их происхождение:
а) ждать у …
б) зарубить себе…
3. Образуйте множественное число( род. падеж) от данных существительных: носок, чулок, сапог, яблоко, телёнок, банан, апельсин.
4. В старославянских словах использовались сочетания: -ра, -ла, -ре, -ле в тех местах, где в русских используются: -оро, -оло, -ере, -еле. Приведите примеры слов с таким чередованием.
5. Подберите прилагательные-определения к словам: кофе, шимпанзе, сирота, круиз, кольраби, тюль.
6. В описании осени часто употребляется слово БАГРЕЦ. Какой цвет обозначает это слово? Приведите примеры употребления этого слова в художественной литературе.
7. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печёнках. Какое из этих выражений можно назвать « четвёртым лишним» и почему?
8. Из списка слов: театр, каёмка, какао, сиять, союз, шпион, дуэт, боец, оазис, кооператив - выпишите только те, в которых два гласных звука находятся рядом.
9. Разберите по составу следующие слова: взглянуть, пришла, шоссе, окно, вездеход, раскидистый.
10. Расставьте ударения в следующих словах: звонит, красивее, щавель, баловать, жалюзи, языковая (норма), каталог, положил.
11. Приведите примеры использования следующих слов: одеть – надеть; невежа - невежда.
12. Выделите грамматическую основу в предложениях:
а) Солнце закрыло облако.
б) Девочка с косичками бежала по дороге.
в) Три сосны росли на опушке.
Комплект № 2
1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.
Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король.
2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.
3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?
4. Допишите фразеологизмы (устойчивые словосочетания).
Соловья баснями……После драки………Охота пуще………Семь пятниц на………Назвался груздем………Не плюй в колодец…………Один с сошкой…………
5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?
6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.
Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).
7. Определите, имеют ли отличия выделенные слова.
- Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведерко руку ОКУНИ -
Не бойся, это ОКУНИ!
8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
9. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?
Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).
Молчание – цветы (японская пословица).
Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).
Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).
10. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
А.К.Толстой
6 класс
Комплект № 1
1. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?
лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел.
2. Расставить ударение в словах:
Закупорить, баловать, памятуя, заржаветь, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить.
3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?
Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.
4. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.
Плоский, броский, веский, пермский, майский.
5. Определите, какие из данных существительных относятся к одушевлённым, какие – к неодушевлённым. Какие слова вы отнесли к двум группам? С чем это связано?
Существо, полк, москвич, истребитель, туз, шпроты, матрёшка, спутник.
6. Определите разряд прилагательных по значению. Какие из приведённых ниже прилагательных в данных словосочетаниях можно отнести к двум группам? В каких случаях это возможно?
Тёплый шарф, звонкий согласный, музыкальные пальцы, железный характер, лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо, собачья преданность, беличья шуба, сестрицын платок.
7. К какому спряжению относятся перечисленные глаголы?
Выспаться, выглядеть, вытереть, вытерпеть, выстоять, вынести.
8. Определите, к какой части речи относятся слова:
Трёшка, три, трое, трёхлетний, утроить, трояк, тройной, третий.
9. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Если возможно, сгруппируйте их по значению.
Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, невежда, разгильдяй, оболтус, олух.
10. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:
Попасть … в небо; с гулькин …; под горячую …; с молодых …; семи пядей во …; смотреть сквозь…; ударить … в грязь; чесать … .
11. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:
Орлята учатся летать. Мне слышался знакомый шум. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть. Цыплят по осени считают.
12. Расставьте недостающие знаки препинания:
Золото, золото падает с неба!
Дети кричат и бегут за дождём.
Полноте дети его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
А. Майков
13. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь». (Объем сочинения – 8 – 10 предложений).
Комплект № 2
I Фонетика
1. Выпишите слова в такой последовательности:
а) количество букв и звуков одинаковое;
б) звуков больше, чем букв;
в) звуков меньше чем букв.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:
всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой
вещи».
2. Укажите, сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения:
На вокзале его встретил друг.
3. Составьте из данных звуков и запишите их:
а) [ в'], [ц ], [ и'], [ о ],[а ]
б) [г ],[а],[ с'], [p']
в) [к],[ы ], [ й'], [ а ], [ з ]
4. Какое слово состоит из двух звуков, а на письме обозначается 1 буквой?
II.Словообразование и состав слова
1. Определите состав слов:
Стульчик, огурчик, переплётчик, денёчек, ребёночек, огуречик.
2. Определите окончания у следующих существительных: Семей, батарей, свечей, углей, селёдок, булавок.
3. Укажите, от каких слов образованы слова и определите способ их образования: шароподобный, скоропортящийся, разноязычный, темно-зелёный, низкооплачиваемый, миномётный, кофеварочный, левобережный.
III. Лексика
1.Составьте такие словосочетания, в которых данные слова употреблялись бы в различных лексических значениях:
Голова, смелый, отвести, пустить.
2. Подберите антонимы к словам:
являться, двигаться, тайный, поражение, щедрый, ласковый.
3. Замените прилагательные синонимами с приставками без- и бес- в следующих словосочетаниях:
Смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь.
4. Посмотрите на слова: корова, овца, собака, волк - и решите, что лишнее:
а) отара; б) стадо; в) табун; г) стая; д) свора.
5. Это можно раскрыть, а можно вывернуть. Это можно вложить, а можно вынуть.
Что это? а) деньги; б) душа; в) ящик; г) тайна; д) шуба.
6 Чем отличается холодное молоко от холодного взгляда, загородный парк от трамвайного парка?
IV. Морфология
1 Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное» со словами: Кофе, сирень, шампунь, эскимо, такси, кино.
2. У какого из этих существительных: медвежонок, маслёнок, бочонок, мышонок формы множественного числа образуются не так, как у других?
а) медвежонок в) бочонок д) у всех слов формы множественного числа
б) маслёнок г) мышонок образуются одинаково.
V. Орфография
1 Спишите слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы после шипящих е,ё, о:
Ч...лка, ш...птать, ш....роховатый, ш...винист, ш...пот, капюш...н, борж...ми, тяж... лый, уч...т, ш... фёр, ж... нглировать, щ... голь, ш... колад, пиж... н, никч... мный, подж... г, подж...г дома, ш... лк, ч...ткий, ш... рох, печ... нка, девч... нка.
VI. Синтаксис и пунктуация
1. Какие способы передачи чужой речи вы знаете?
Приведите примеры передачи одного высказывания разными способами.
2. Исправьте ошибки в постановке запятой:
а) Воздушный шар, который выпустил из рук, мальчик через минуту был уже над верхушкой дерева.
б) По дороге, по которой промчался автомобиль босиком, бежал Мишка.
в) По дну речушки, которая бежала по камням задом наперёд, двигался рак.
VII. Орфоэпия
Костя шепелявит произносит "ш" вместо "с" и "щ"
Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами?
а) крыша; б) прощение; в) широта; г) плющ; д) штопка
VIII. Темы для сочинения-рассуждения (на выбор):
1. «Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное»
2. «Самая трудная вещь - требование к себе»
3. «Совесть - верный руководитель жизни людей» (Л. Толстой)
7 класс
Комплект № 1
1. Что влияет на произношение согласного звука? Укажите, какой звук выражен предлогом «с».
Вместе с Борей прибежал щенок.
В плавании с Жорой не мог соревноваться никто.
Дежурными были Володя с Шурой.
Мы с Тамарой ходили парой.
На столе стоял стакан с чаем.
Антон с Димой дружат с первого класса.
2. До начала 18 века числа обозначались буквами. Например: ТБЕ- 335, РМД- 144, ФЛВ- 532. Какое сочетание букв записано ошибочно?
3. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчётом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть слово. О каком слове идёт речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье.
4. Укажите в тексте фразеологизм библейского происхождения. Что он означает? Какими терминами называются такие фразеологизмы?
Мы книг в блокаду все-таки не жгли.
Рука не поднималась. Не могли.
Как не морозило, как не знобило,
Не бросили в печурку ни одной.
А вот на хлеб насущный, хлеб земной
Шекспира поменяли. Это было.
И. Фоняков
5. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».
Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.
6. Распределите слова по трём группам: а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным, в) без окончания. Добавьте в каждую группу по два своих примера.
Бесценный, могуч, волчий, опасность, кенгуру, домой, приберёг, хороша, дороже, влево, своего, купи.
7. В предложении «Письмо от бабушки лежит на столе» к словоформе «от бабушки» можно задать три вопроса (письмо от кого? письмо чье? письмо откуда?) Какой вы будете задавать вопрос при морфологическом разборе слова? Почему? При каком разборе уместны оставшиеся вопросы?
8. Какими глагольными формами выражены значения условия и следствия в первой и второй частях сложного предложения?
Знай я ремесло, жил бы в городе
М.Горький
9. В языке, как Вы знаете, отражается картина мира народа. Как Вы думаете, какие из названий сторон света свидетельствуют о том, что наши предки считали, будто Солнце вращается вокруг Земли?
10. 1. Определите тему текста.
2.Выпишите ключевые слова, придающие тексту торжественный, приподнятый тон.
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «С чего начинается Родина?»
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу её необъятные поля, волн, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки чудесны песни живущего в ней народа.
И.Соколов-Микитов
Комплект № 2
1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?
2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «...Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?
3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. … то дурному утеха... Привычка.
5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.
6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.
7. Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?
8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?
9. Определите сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?
Комплект № 3
1. Все еще звонят во все колокола. Сколько звуков [О] в этой фразе?
2. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печенках.
Какое из этих выражений можно назвать: "четвертое лишнее"?. Объясните почему.
3. Найдите букву, которая будет последней в первом слове и первой - во втором: ЛЮ (.)ОТ. Вставьте две буквы по тому же принципу: КОЧ(..)ГАР, а теперь - три: ВЕ (...)ТА.
4. Придумайте 4 фразы, в которых использовались бы подряд два омонима.
Пример: Это МЫЛО МЫЛО НЕПЛОХО, Как называются подобные омонимы?
5. Какие слова или фразеологизмы зашифрованы?
а) В одном значении синоним слова "подлинный", в другом - антоним слова "банальный".
б) Синоним к слову "вежливый" и один из антонимы к слову "нетактичный".
в) Синоним к фразеологизму "хот глаз коли" и антоним к выражению "хоть иголки собирай"
6. Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия. Вот четыре имени: КУЗЬМА, СИДОР, МАКАР, ДЕМЬЯН.
Как они связаны с приведенными ниже словами? Какие из шести перечисленных ниже слов не связаны в фольклоре ни с одним из указанных имен?
СЫН; ТЕЛЯТИНА; КОЗА; ОТЕЦ; УХА; МАТЬ.
8 класс
Комплект № 1
Задание 1. Орфоэпия
Прочитайте диалог и объясните, чья речь кажется Вам более правильной и
почему.
Анна: Я иду в кулинАрию, хочу купить тесто. ТвОрог и несколько яИц у меня
есть. Приходи вечером: изЫсков не обещаю, но будет горячее кофе и
домашний пирог.
Татьяна: Спасибо за приглашение, я люблю пироги и тОрты. Я принесу
сливОвое варенье. Кстати, дам тебе рецепт салата с варЁной свеклОй и
расскажу, как готовить тЕфтели.
Задание 2. Орфография
Ученик написал в диктанте следующую фразу: «Летом я ездил к Маши».
Увидев исправление окончания последнего слова, он удивился и сказал
учителю, что писал это слово по правилу.
Вопрос: какое правило использовал ученик и почему его нельзя применять в
данном случае?
Задание 3. Диалектная система русского языка
В приведённом отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» есть
диалектные слова и формы. Найдите их, дайте соответствие из литературного
языка и распределите по двум пунктам: 1. Диалектные слова. 2. Диалектные
формы. 3. Диалектные фонетические варианты.
О возрасте своём старухи говорили так:
- Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет
родилась...
- Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.
- Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была - оглянись-ка! Ты ишшо
без рубашонки бегала.
Задание 4. Лексика
Дайте комментарий к каждой словесной «пропорции». Какая из этих
«пропорций» составлена неправильно? Объясните.
1) перст : палец = бортник : пчеловод
2) донжуан : волокита = обломов : лентяй
3) военные : воинский = факт : фактор
4) алфавит : азбука = бестселлер : шедевр
5) ковбой : пастух = голкипер : вратарь
Задание 5. История русского языка
Укажите лексическое значение словоформы áðàòî÷àäq в следующем
фрагменте из древнерусского памятника «Русская правда» (1280 г.):
Àæü qáü~òü ìqæü ìqæà • òî ìüñòèòè áðàòq áðàòà • ëþáî wòüöþ ëþáî •
ëþáî áðàòî÷àäq.
Аргументируйте свой ответ.
Задание 6. Морфемика. Словообразование
Происхождение названий многих ягод достаточно прозрачно: «земляника»,
«костяника», «черника». От каких слов они образованы и по каким признакам
названы? А как могли быть образованы названия «ежевика» и «клубника»?
Задание 7. Морфология
Попытайтесь ответить на такие вопросы: 1) Почему не употребляются в 1-м
лице ед.ч. глаголы «толпиться», «сбежаться», «съехаться» и под.? 2) Почему
нельзя образовать 1 лицо ед.ч. от глаголов «дерзить», «тузить», «бузить»?
Задание 8. Синтаксис
Известно, что слова (словоформы) связаны друг с другом в предложении или
сочинительной, или подчинительной связью. При подчинении одно слово
грамматически и по смыслу зависит от другого, но бывает и так, что одно слово
зависит от двух других слов. В данных предложениях подчеркните такие слова
и укажите, от каких слов они зависят:
1) Миссис Гаген в самый последний момент помешала прийти ужасная
мигрень (В. Набоков).
2) Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (А. Твардовский).
3) Мать моя вставала рано, до солнца (М. Пришвин).
Задание 9. Нормы русского языка (культура речи).
В русском языке существует сочетаемость слов, основанная на традиции: по
значению слова сочетаются, но соединять их нельзя – возникает речевая
ошибка.
Даны примеры с нарушениями традиционной лексической сочетаемости,
восстановите правильный вариант с выделенными словами:
Карие костюмы, скоропостижная свадьба, расквасить голову, потусторонний отдел (в магазине), выполнить подвиг, пристальный слух, обнаружить врасплох, достигнутые недостатки.
Комплект № 2
1. Расставьте ударения в словах:
банты, свекла, торты, щавель, красивее, кухонный, сливовый, начавший,
балуясь, закупорить.
2. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – ей в следующих словах:
дождей, сшей, саней, воробей, змей, красивей.
3. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую схему, например:
доход – доходный – доходность.
Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка
4. Произведите морфемный анализ словоформ выполните и вылечите и дайте морфологическое обоснование.
5. Расшифруйте аббревиатуры и сложносокращенные слова, широко употреблявшиеся в советское время.
ДОСААФ, ВЛКСМ, БАМ, МТС, колхоз
6. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:
око, уста, выя, оратай, длань, десница.
7. Переведите на современный русский язык этот древнерусский текст из «Повести временных лет». Не забудьте расставить знаки препинания в соответствии с современными нормами.
Игорь размысливъ рече дружине своеи идъте съ данью домови а я похожю и еще.
8. Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А. Барто)
9. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой строке «лишнее слово». Почему вы считаете его лишним?
1. Бор..тся, ход..т, кол..т.
2. Сгоряч.., вправ.., влев.. .
3. Жемчужинка, пылинка, горошинка.
4. Десяток, четыре, тройка.
5. Увиденный, приносимый, пришедший.
10. Покажите графически, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в данных примерах.
1. Учёного учить – только портить. 2. Я буду учить правило. 3. Громкая музыка мешает учить стихи 4. Не сможешь других учить, пока сам не научишься. 5. Студентка уехала в поселок работать в школе, учить детей.
11. Найдите и исправьте грамматические ошибки. Как вы думаете, почему эти ошибки следует признать грамматическими?
1. Школа надеется и верит в своих выпускников.
2. Глядя на то, что происходит сегодня, у многих опускаются руки.
3. Перед входом депутатов встречали люди с плакатами, протестующими против продажи земли.
9 класс
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку
Комплект № 1
Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку
9 КЛАСС
1. Какие слова (в любой грамматической форме) могут быть переданы данной фонетической транскрипцией? Запишите их.
[сй̓эст], [рок], [рот], [пот], [столп].
2. Современная морфемная структура слова может не совпадать с той морфемной структурой, которое слово имело в момент своего появления в языке.
Заимствованные слова зонтик (из голландского Zondek), фляжка (из немецкого Flasche) первоначально имели непроизводную основу. Ответьте на вопросы:
1) Как эти слова членятся на морфемы в современном русском языке?
2) Какими причинами можно объяснить их современный морфемный состав?
3. Варианты произношения существуют в каждый период развития языка. Варианты произношения какого слова отражены в приведенных фрагментах из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина? Прокомментируйте отношение этих вариантов к современной произносительной норме.
Приведите свои примеры слов (не более 5) на не совпадающий с написанием вариант произношения сочетания согласных
(1) Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. | (2) - Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. - Что, Таня, Что с тобой? - Мне скучно. Поговорим о старине.
|
4. Составьте словосочетания с каждым членом данных пар. Как называются такие слова в лексикологии?
Компания – кампания
Умолять – умалять
Масленый – масляный
5. Определите по приведённым контекстам, в каком значении употреблялись в русском языке ХIХ в. подчёркнутые слова. Как называются подобные слова? На какие группы их можно разделить?
(1) Неведомый обманщик, Под именем Димитрия на нас Идёт войной; литовскую он шляхту С собой ведёт, и воеводы наши Предаются в ужасе ему! Кто этот вор, неслыханный и дерзкий? (А.С. Пушкин).
(2) Но между тем какой позор являет Киев осажденный? Народ, уныньем пораженный, Стоит на башнях и стенах И в страхе ждёт небесной казни (А.С. Пушкин).
(3) – Гляди, гляди, … и перстатки на руках червлёны.
6. В чём необычность употребления выделенных глаголов? Прокомментируйте каждый пример. Объясните стилистическую цель их использования.
1) Перед самым ужином идём мы с Катей по аллее и вдруг видим…
2) В таком случае я завтра же уезжаю в Москву.
3) У меня дядя гегелианец был, так тот, бывало, соберёт к себе гостей.
7. Даны пары: 1) замок рассыплется – замок рассыпется; 2) ключи с брелоком – ключи с брелком; 3) низкие тоны – низкие тона; 4) сладкое опротивеет – сладкое опротивет; 5) с тысячей рублей – с тысячью рублей.
Какие члены пар (пары) соответствуют литературной норме? С каким разделом русского языка связан этот вид норм?
8. Расставьте знаки препинания в приведенных предложениях. Каковы смысловые отношениями между частями этих предложений? Что их объединяет и чем они различаются?
(1) Я думал деревья в цвету белоснежном.
(2) А ближе подъехал деревья в снегу.
(Р. Гамзатов)
9. Перепишите данные слова, раскройте скобки. Что объединяет все эти слова с точки зрения орфографии? Какие слова характеризуется особенностями правописания?
(Не)ряха, (не)дужится, (не)поздоровится, (не)лепый, (не)суразный, (не)ровён час.
10. В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова используются стилистические пометы: разг. – разговорное, простореч. – просторечное, книжн. – книжное. Отсутствие пометы при всём слове или при отдельном его значении означает, что это слово или это значение являются общими для разных стилей речи.
Сгруппируйте данные ниже слова по характеру помет (или по отсутствию помет). Есть ли в этом списке слова, в которых стилистически отмеченным является отдельное значение?
Верзила, верования, мотивировать, мигом, микрорайон, миндальничать, зашибить, голодранец, гололедица, гоготать.
Ответы к комплекту № 1
1. ОТВЕТ и ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое слово.
[сй̓эст] – съест, съезд
[рок] – рок, рог
[рот] – рот, род
[пот] – пот, под
[столб] – столб, столп.
Максимум: 10 баллов.
2. ОТВЕТ: 1) оба слова членятся на корень, суффикс и окончание: зонт-ик, фляж-к-а. 2) такое морфемное членение объясняется действием закона аналогии, на основе которого сближаются элементы разных по происхождению единиц: слово фляжка было соотнесено русским языковым сознанием с производными словами с суффиксом –к-: книжка, бумажка, а зонтик – с производными с суффиксом –ик-: бантик, домик.
3. ОТВЕТ: скучны (1) [чн], рифмуется с неразлучны, скучно [шн] (2), рифмуется с душно; современная норма произношения слова скучно - [шн].
Слова с [шн]: конечно, прачечная, булочная, порядочный, яичница, скворечник, очечник, двоечник, пустячный, нарочно, Кузьминична, Ильинична и др.
ОЦЕНКА: за каждый вариант произношения сочетания чн – 2 балла, 2 балла – за современную норму скучно - [шн], за каждый пример слов с [шн] по 1 баллу.
Максимум: 11 баллов.
4. ОТВЕТ: компания друзей – избирательная кампания, умолять о прощении – умалять чьи-либо заслуги, масленый блин «пропитанный маслом» - масляное пятно «состоящий из масла». Это омофоны.
ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое словосочетание (6 баллов), 2 балла – термин «омофоны».
Максимум: 8 баллов.
5. ОТВЕТ: Вор – «государственный преступник, изменник, злодей», позор – «зрелище, обычно постыдное», перстатки – «перчатки», червлёный – «тёмно-красный».
ОЦЕНКА: по 2 балла за каждое значение (8 баллов), за термин архаизмы – 1 балл, 3 балла за разделение архаизмов, которые в современном языке употребляются, но в другом значении (вор, позор) и слова, которое устарело целиком (червлёны), 2 балла за комментарий о том, что в слове перстатки устарел фонетический облик, а значение не изменилось.
Максимум: 14 баллов
6. ОТВЕТ: все глаголы характеризуются переносным значением форм настоящего времени: идём – наст. вр. в значении прошедшего, уезжаю – наст. вр. в значении будущего, соберёт – наст. вр. в значении прошедшего. Такое использование временных форм придаёт речи динамичность и эмоциональность.
ОЦЕНКА: 2 балла – указание на необычность употребления временных форм, по 2 балла за значение каждой формы (6 баллов), 3 балла – стилистический комментарий.
Максимум: 11 баллов.
7. ОТВЕТ: 1) замок рассыплется; 2) ключи с брелоком; 3) низкие тоны; 4) сладкое опротивеет; 5) с тысячей рублей – с тысячью рублей. Морфологические / грамматические нормы.
ОЦЕНКА: по 2 балла за каждый правильный вариант (12 баллов), 1 балл за морфология / грамматика.
Максимум: 13 баллов.
8. ОТВЕТ: Я думал: деревья в цвету белоснежном.
А ближе подъехал – деревья в снегу.
Оба предложения бессоюзные сложные, состоят из двух частей, части нельзя поменять местами. Первое предложение синонимично сложноподчинённому изъяснительному, 2-ая часть поясняет глагол думал 1-ой части, имеет значение пояснения. Во втором БСП 2-ая часть так же раскрывает содержание воспринятого (подъехал и увидел), однако части связаны менее тесно, нельзя подобрать синонимичное сложноподчинённое предложение. Отсутствие глагола со значением восприятия делает это предложение более динамичным и эмоциональным.
ОЦЕНКА: по 1 баллу за указание, что оба предложения бессоюзные, состоят из двух частей (по 1 баллу), части нельзя поменять местами (по 1 баллу), по 1 баллу за верно расставленные знаки препинания в каждом предложении, 3 балла за комментарий о смысловых отношениях между частями каждого из БСП.
Максимум: 12 баллов.
9. ОТВЕТ: Все слова не употребляются без не, пишутся слитно. Исключение: не поздоровится, не ровён час. Особенность этих слов в том, что они пишутся раздельно, хотя без не не употребляются.
ОЦЕНКА: по 1 баллу за правописание каждого слова (6 баллов), 2 балла – объединяющий признак, 3 балла – комментарий об исключениях.
Максимум: 11 баллов.
10. ОТВЕТ:
Разговорные: верзила, (разг. неодобр.), миндальничать (разг.), мигом (разг.). Просторечные: голодранец (прост. презрит.), зашибить (прост.).
Книжные: верования (книжн.), мотивировать (книжн.).
Без помет: гололедица, микрорайон, гоготать (о гусях).
Стилистическая окраска зависит от значения: без помет гоготать (о гусях), гоготать (разг.) – «громко смеяться».
ОЦЕНКА: по 1 баллу за верно подобранную стилистическую помету или её отсутствие (гололедица, микрорайон) (10 баллов), 2 балла за 2 значения и стилистические пометы слова гоготать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методразработка "Готовимся к Олимпиаде по английскому языку. Устная речь"
Сборник монологов и диалогов для подготовки к Олимпиаде по английскому языку для студентов ОУ СПО, базовый уровень подготовки....
Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.
Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....
Презентация "Готовимся к олимпиаде по русскому языку"
В данной презентации представлен материал, который можно использовать при подготовке учащихся 5-6 классов к олимпиаде, а также при организации внеурочной работы по русскому языку с одаренными детьми....
Методическая разработка "Готовимся к олимпиаде по русскому языку" (9 класс)
Методическая разработка дает возможность повторить и систематизировать знания учащихся, углубить сведения о русском языке, успешно подготовиться к олимпиаде....
Программа интеллект-смены "Готовимся к олимпиаде по русскому языку"
Эта программа может помочь учителю в подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку...
Программа элективного курса "Готовимся к олимпиаде по русскому языку"
Актуальность введения курса "Готовимся к олимпиаде по русскому языку" по выбору определяется необходимостью решать проблемы успешной подготовки к олимпиаде по данному...
интеллект-смена "Готовимся к олимпиаде по русскому языку"
Может пригодится учителю словесности 7- 8 классов для подготовки к олимпиаде по русскому языку...