Урок развития речи в 7 классе по картине Васильева "Нашествие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Евстратова Елена Викторовна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_razvitiya_rechi_7_klassvasilev_nashestvie.ppt431.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕ К. ВАСИЛЬЕВА «НАШЕСТВИЕ» развитие речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Павлодарского филиала МБОУ М-Алабушской сош Евстратова Елена Викторовна

Слайд 2

Цели: - подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему; показать учащимся роль символов-образов, которые есть на полотне; раскрыть смысл концепта «нашествие»; обучать школьников особенностям дискуссионной речи, умению высказывать свою точку зрения и аргументировано и корректно доказывать свою позицию; способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение.

Слайд 3

Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет... А. Твардовский

Слайд 4

Константин Алексеевич Васильев К артины он, художник, рисовал О древности, о вотчине славян… Н а Севере начало всех начал – С траны Гипербореи главный стан… Т ворил художник, словно песню рел. А воспеванье русов – путь крамол?! Н о там, в Руси, художник разглядел Т акой типаж, как «Северный Орёл». И этот славянин – не раб, не смерд, Н апротив – стойкость духа не сломать! В згляд той свободы, что боится Смерть, А из таких как он слагалась рать… С казания славян и мир былин, И правды негасимой древний свет Л юбил художник…Он достойный сын Ь------------------------------------------------ Е диной, той Руси, которой нет… В безвременье ушёл в расцвете лет… 16 апреля 2011г. (акропортрет)

Слайд 5

Родился Константин Васильев 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Детство, юность и зрелые годы прошли в небольшом поселке Васильево, недалеко от Казани. С ранних лет мальчик стремился к рисованию, а когда ему исполнилось 11 лет, он сдал вступительные экзамены и поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат имени В. И. Сурикова. Затем он продолжает учебу в Казанском художественном училище, где учится на театрального декоратора. Дипломной работой художника стали эскизы к драме А. Н. Островского "Снегурочка". Закончив училище с отличием, он не останавливается на достигнутом, а продолжает искать свой стиль, свой путь в живописи. В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин "Русь былинная". Другая тема, которая была близка художнику, - нравственная природа человека. Высокими человеческими чувствами преисполнены его картины "Встреча у окна", "У ворот", "Северный орел", "Ожидание" и другие. Особое место в творчестве К. Васильева, рожденного в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских. Он пишет картины "Парад 41-го", "Тоска по Родине", "Прощание славянки", "Маршал Советского Союза Г. К. Жуков", "Нашествие"... Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям.

Слайд 6

Нашествие

Слайд 7

Беседа по картине. - Картина называется "Нашествие". Что такое нашествие? - Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже. Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал картину просто - "Война"? А что есть в этом слове? - Какие синонимы вы могли бы подобрать к слову нашествие? - Почему не эти слова выбрал художник

Слайд 8

- Вспомните, как охарактеризовал слово война Твардовский. А как бы вы охарактеризовали слово нашествие? Оно светлое или мрачное, тихое или громкое, дружественное или враждебное? - А какого... цвета это слово? - Теперь, когда мы столько увидели в слове-названии картины, всмотритесь в саму картину. Что необычного в ее цветовом решении? - Действительно, картина названа серым словом, и в самом полотне преобладает серый цвет. Подумаем, случайно ли это, для чего поразмышляем над словом серый. Скажите, что окрашено в серый цвет?

Слайд 9

Мы пока не говорили о композиции картины и ее содержании. Что же на ней изображено? - Соответствует ли содержание тому настроению, которое мы с вами определили и которое, как мы выяснили, задается названием и цветом?

Слайд 10

Отрывок из книги А. Доронина "Руси волшебная палитра" Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами. Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами. На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой - мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей....

Слайд 11

Каков был первоначальный замысел картины? - Как изменился замысел и композиция картины? - В тексте сказано, что эти силы - символы. Как вы понимаете слово символ? - Что лее символизируют эти силы на картине?

Слайд 12

"...в мощном символическом контексте сталкиваются в исполинской борьбе два извечных противоборствующих начала - Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они". А. Доронин

Слайд 13

Когда идет борьба реальная, противоборствуют зримые силы (те же тевтоны и славяне), все понятно, а как понять: духовно противоборствующие силы? - Рассмотрим более внимательно, как изобразил художник духовное противостояние Добра и Зла, какую реальную форму приняли эти понятия на картине. Символ Зла, как мы сказали, - захватчики. Как изобразил их художник? - Самое главное вы заметили - одинаковость. Все захватчики на одно лицо, у них нет индивидуальности, нет чувств, мыслей, настроений. Они - единое целое. Они - нашествие. Говорят, глаза - зеркало души человека. Показана ли душа у тех человеческих фигур, которые мы видим на картине? - Как вы считаете, случайно ли художник не показывает нам глаза захватчиков? - Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть. Видят ли захватчики то, что они делают? - Такую или подобную картину, наверное, видел не один раз и сам художник. Но он пишет разрушенный храм - храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? - Если вспомнить нашу историю, то, всякий раз, когда враги нападали на русскую землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы. Как вы думаете, почему? - Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми?

Слайд 14

. Почему же мы так уверены в силе, справедливости, конечной победе над нашествием? - Есть такое пожелание у людей: пожелание мирного неба над головой. Можно ли небо на картине Васильева назвать мирным? - Каким нам показывает небо войны художник? - Как бы вы охарактеризовали просвет на небе? - Можно ли простить то, что происходит на картине, оправдать это нашествие? - Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на картину К. Васильева?

Слайд 15

Сила художника в том, что он, показывая нам трагические страницы истории, передал свою боль за поруганные святыни, а кроме того, помог каждому из нас, кто не пережил войну, почувствовать ее зловещее дыхание, задуматься о будущем, сделать все для того, чтобы война никогда не повторилась.

Слайд 16

Словарно-стилистическая работа. Подберите антонимы к словам и подумайте, с какими существительными их можно использовать в тексте сочинения: Позитивный, положительный

Слайд 17

Словарно-стилистическая работа. Какое слово из двух синонимичных больше подойдет к стилю вашего сочинения: негативный или отрицательный? Подберите определения к словам облака (какие?)

Слайд 18

Словарно-стилистическая работа. Подберите синонимы к словам захватчики руины Выберите из ряда синонимов слова, которые стилистически верно помогут вам охарактеризовать детали картины: лицо - лих - застывшая маска.

Слайд 19

Словарно-стилистическая работа. При перечислении аргументов, приводимых в доказательство своих мыслей, можно воспользоваться специальными словами. Продолжите их ряд: во-первых... (во-вторых, в третьих...); сначала ... (кроме того, еще одно, наконец...) Составьте несколько предложений с вводными словами.

Слайд 20

Словарно-стилистическая работа. Подберите вводные выражения, которые позволят вам указать на то, что вы высказываете собственные мысли: Я думаю ... (я считаю, мне кажется, я полагаю...) Составьте предложение с одним из выбранных выражений.

Слайд 21

Словарно-стилистическая работа. Запишите вводные слова, которые смягчают категоричность суждений (возможно, вероятно, наверное, скорее всего...) Составьте предложение с одним из выбранных слов.

Слайд 22

Словарно-стилистическая работа. . Продолжите предложения так, чтобы получились простые распространенные предложения с однородными членами: Слово "нашествие" обозначает... Нашествие несет людям... В картине преобладают...

Слайд 23

Работа над текстом сочинения Задача - написать сочинение на дискуссионную тему. Тема "Можно ли назвать картину К. Васильева "Нашествие" живописным протестом против войны?"

Слайд 24

Словарно-стилистическая работа. Как вы понимаете слово "дискуссия"? - Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении? - Вспомните, какова структура рассуждения. - Каким будет ваш тезис? - Как вы будете эти тезисы доказывать?

Слайд 25

Словарно-стилистическая работа. - Будете ли вы использовать при доказательстве тезиса описание как тип речи? - Что представляет собой вывод сочинения? - Какой стиль вы выберете для своего сочинения? - Вспомните и назовите основные признаки этого стиля.

Слайд 26

План сочинения 1. Тезис: картина как протест против войны. (Картина - дань памяти погибшим в войне.) 2. Доказательства - особенности картины: а) название; б) цветовая гамма; в) композиция и содержание картины. 3. Вывод.

Слайд 27

Задание на дом Написать сочинение-рассуждение на тему дискуссионного характера "Можно ли картину К. Васильева "Нашествие" считать живописным протестом против войны?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"

Материал содержит разработку урока и презентацию...