Упражнения подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс) на тему

Дидактический материал по русскому языку для тренировки ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Упражнения подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

 Упражнение 1

У источника мысли и слова

Зима… Какие пр..красные возможности для воспитания и развития детей кроются в этой зам..чательной поре! Я пр..учил малышей быть на свежем воздухе (не) смотря на морозы.

После каждой метели когда обновлялось белое покрывало земли мы шли смотреть на снежные сугробы. Уд..вительный это мир пр..чудливые  снежные сугробы такой же таинстве(н,нн)ый и неожида(н,нн)ый как облака. Дети глядя на снежные холмы находили в них (древне) русские терема на вершинах (не) приступных скал и осл..пительно белого лебедя и (не) проше(н,нн)ого гостя волка и смышле(н,нн)ую лису. Однажды природа как будто специально для нас создала дикови(н,нн)ый корабль с парусами с якорем и капитаном всматривающимся (в) даль. И пока ветер и солнце не разрушили корабль мы ходили смотреть на него4.

Кто из малышей не любит лепить снежную бабу кататься на салазках! При умере(н,нн)ом морозе в тихую погоду особе(н,нн)о  когда ярко светило солнце мы проводили целые дни на улице. На окраине села нашли (не) замерзающий источник и (в)близи от него дети устроили лед..ную горку. Деревя(н,нн)ые и металлические сани нас не удовлетворяли чересчур медленно они скользили и мы готовили лед..яные салазки солому смеша(н,нн)ую с навозом обл..вали водой и делали эти сооружения в виде гнёздышка. Без..скусные санки были совершенно (не) опасны.

1)Найти односоставное, определенно-личное предложение в составе сложного предложения.

2)Указать предложение с обособленным обстоятельством.

3)Как образовано выделенное слово?

4)Как понимаете название текста?

5) Объяснить пропущенные орфограммы и пропущенные знаки препинания

Упражнение 2

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания.

Бежин луг

1 Тут не случилось великой беды и нет на этом месте ни деревя(н,нн)ых ни каме(н,нн)ых древностей. 2  Луг этот похож на тысячу других российских лугов .3 И (всё) таки луг (не) обычный…

4 Мы огляделись и увидели стоим на краю большой зеленой р..внины .5 Земля с прудами садами оврагами полосами ржи и пшеницы лежала теперь (в) верху и со всех сторон спускалась в низину зелеными довольно крутыми обрывами ..6 Р..внина ра(с,сс)тилавшаяся перед нами была похожа на плоское дно большого котла. 7  Дикие груши дубы и вязы группами и (в) одиночку р..сли на пологих склонах.

 8 А внизу был лозняк и еще (не) коше(н,нн)ая трава. 9  (Тёмно) зеленый вблизи лозняк ра..збегаясь по лугу синел. 10  По краям же где р..внина уп..ралась в бугры всё было синим дубы на холмах и барашки кустов и даже лошадь с маленьким жеребеночком. 11  К синеве добавлялся солнеч(?)ный золотистый  туман и горизонт уже (только) только угадывался.

 12 Бежин луг…13  Бе..людно. 14  Ходит (в) дали синяя лошадь. 15  Так или не так выглядел луг сто лет назад? 16  Пожалуй так (же) холмы не могли измениться кусты и ветлы р..стут наверное на старых местах и реч(?)к   течет (по) прежнему руслу. 17  Вон с того обрыва увид..л Тургенев ноч(?)ной костер. 18  А ребятишки сидели (где) нибудь поблизости за кустами. 19  Под крики чибиса бредем по траве… 20  Кто-то из приезжих так (же) как и мы  вспоминая Тургенева определил место где когда (то) г..рел костер и то(же)  заж..ег огонек. 21  Мы пожалели что надо ехать и нельзя остаться тут на ноч(?).

 22(По) прежнему (в) далеке  в синих  кустах ходила лошадь. 23  За другим концом (не) коше(н,нн)ого луга громыхал трактор. 24 А луг всё тот (же). 25  Вечно молодой луг.

(По В.Пескову)

1)Определите стиль и тип речи.

2)Найти средства выразительности.

3) Указать номер предложения с однородными членами.

4) Найти предложения с вводными словами.

5))В чем, по-вашему, луг необычный?

Упражнение 3

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания.

Старая усадьба

Было своё оч..рование и в Суходольской разоре(н,нн)ой усадьб.. .

Пахло жасмином в старой гости(н,нн)ой с покосившимися полами. Сгнивший (серо) голубой от времени балкон с которого за отсутствием ступенек надо было спрыгивать тонул в зар..слях крапивы глушившей терн и више(н,нн)ик.

Мы выходили из гости(н,нн)ой на б..лкон садились на теплые дощатые ступени и думали думали. Ветер проб..гая по саду доносил до нас ш..лковистый  шелест берез с испещре(н,нн)ыми чернью (атласно) белыми стволами и широко ра..кинутыми зелеными ветвями. Ветер шумя и шелестя бежал с полей и зелено-золотая иволга в..крикивала резко и радос..но стремглав проносясь за болтливыми галками обитавшими в темных чердаках где пахнет старой черепитчатой крышей и через слуховые окна полосами падает на бугры (серо) фиолетовый золы золотой свет4. Ветер зам..рал со(н,нн)о ползали пчелы по цветам у балкона совершая свою (не) спешную никогда (не) скончаемую работу и в тишине слышался только ровный струящийся как (не) смолкаемый дождик ш..пот серебря(н,нн)ой листвы тополей…

Мы бродили по саду заб..рались в глуш(?) окраин. (В) верху старого дерева жил филин. Он сидел выбрав место посумрачнее выкатив желтые слепые зрачки и вид у него был мудрее(н,нн)ый дикови(н,нн)ый.

(По И.Бунину)

1)Укажите  средства выразительности и определите  их роль в тексте.

2)Найдите  предложения с однородными членами

3)Найдите  односоставные безличные предложения (как простые, так и в составе сложных предложений)

4) Выпишите слова, в которых правописание согласной в приставке зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука.

5) Выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом :» В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется  НН»

6) Замените словосочетание -  дощатые ступени- , построенное на основе согласования ,синонимичным словосочетанием со связью управление

 Упражнение 4

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания.

Прогулка

Рано чу..ствуется осень её спокойствие. Август (в)  начале а похоже на сентябрь жарко лиш(?) в затишье на пр..пек.. .

Учитель Иваницкий человек молодой  но необыкновенно серьезный медленно поднима..тся на пологую гору. Зал..жив2 одну руку за широкий пояс которым подпоясана дли(н,нн)ая чесучовая рубаха а другой пощипывая коники редких белесых усов учитель чуть (чуть) горбится и щурит зоркие зеленоватые глаза.

Направ.. большой сад за соломе(н,нн)ым валом налев.. старая кузня и развалины псарн.. . В саду уже поредевш..м тишина лиш(?) изредк.. с коротким стуком падает в ш..лковистую сухую траву спелое яблоко. Дерновая крыша кузни вся в наростах мха бархатно (изумрудных) с коричневым отливом. (Не) вдалеке поднимается порозовевший оси(н,нн)ик… И всё это мох на кузне оси(н,нн)ик псарня заросшая лопухами всё так чудес..но на ясном голубом небе среди белых круглых облаков. Учитель идет повидаться с дедом Таганком. Древен он ему сто восемь он знаменитость.

За садом учитель поворачивает в широкую улицу конец которой как будто уп..рает(?)ся в небосклон чуть зеленоватый сентябрьский. С деланной озабоче(н,нн)остью бродят куры Ра(с,з)д..рают лапами золу кудахтают пр..манивая ц..плят. Смышле(н,нн)ый мальч..нка в ш..рст..ных вяза(н,нн)ых чулках носится среди ц..плят на бегу клюющих мух цыплята с писком ра(с,сс)ыпаются в разные стороны и он останавлива..тся выжидая когда они соб..рутся в кучу а как только соб..рутся опять летит на них сломя голову4.

Проходят к деду Таганку задами. Тут чуть тянет холодком с севера под солнцем пыльно и сытно пахнет конопля(н,нн)ики. Против конопля(н,нн)иков пр..делано к аме(н,нн)ой стене нечто вроде шалаша сбитого из кольев.

Н..кто (не) отзывается в шалаше пусто. Учитель (не) спеша осматривает шалаш. Гнилые розвальни покрытые соломой служат постелью. В изголовье вместо подушки рва(н,нн)ый кафтан. У изголовья дощатый столик на нем подобие шкатулки а в ней всё добро хозяина деш..вый (мелко) кроше(н,нн)ый табак полотн..ный лоскут варежки грош..вые нитки… Это и есть летнее жилище знаменитого человека.

(По И. Бунину)

1)Указать односоставные предложения (простые и в составе сложных)

2)Указать предложения с обобщающими словами

3)Как характеризует деда его жилище?

4)Как образовано выделенное слово?

5)Какие средства выразительности использованы при описании учителя? Как они помогают представить этого человека?

Упражнение 5

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания.

Охота на волка

Ещё в детстве мне пр..шлось много слышать о волч(?)их охотах. По вечерам за чайным столом когда охотники во..вр..щались я слушал рассказы о (не) обычайных охотнич(?)их пр..ключениях и кто знает быть может тогда зародилась во мне охотнич(?)я страсть.

В морозные зимние ночи (не,ни) раз езживал отец на волков с поросенком. Живо представляю эту забытую нын(?)че стари(н,нн)ую охоту зима мириадами бра(л,лл)иантов искрит(?)ся под месяцем снег крепкий мороз как (будто) постукивае..т по деревьям4. По зимней малоезжее(н,нн)ой дороге медле(н,нн)о двигаются широкие розвальни с высоким задком из плете(н,нн)ых камыш..вых прутьев. В розвальнях охотники в овчи(н,нн)ых тулупах а за санями на дли(н,нн)ой веревке подпрыгивая на (не) ровностях дороги волочится привяза(н,нн)ая сви(н,нн)ая окоченелая требушина.

Охотники ездят выб..рая2 места где по из разумению должны проходить ночью прож..рливые голодные волки. Конечно такая слишком любительская изыска(н,нн)ая охота не могла быть очень успешной. Вряд ли даже в стари(н,нн)ые времена когда всюду было много совершенно (не) пуга(н,нн)ого зверя не слышавшего ружейного выстрела самому иску(с,сс)ному стрелку за всю долгую жизнь удавалось убить (из) под поросенка больше десятка волков.

(По И. Соколову-Микитову)

1)Назвать средства выразительности

2)Какова роль вводных слов в тексте?

3)Указать предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

4)Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:» Вт прилагательном , образованном от существительного с основой на –Н, пишется НН»

5) Замените словосочетание «волчьих охотах» , построенное на основе согласования , синонимичным со связью «управление».

Упражнение 6

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания.

Осенний сад

Одноэтажный особняк на углу Малого Успенского и Архангельского был средоточием тайны центром пр..т..жения для моей детской души и её романтической и трезво-практической сущности. Особняк казался соверше(н,нн)о (не) обитаемым его высокие обычно (не) открывающиеся окна без форточек глядели на Малый Успенский переулок мертвыми бельмами гладко-краше(н,нн)ых светлых штор торжественно (тяжелые) парадные двери с искусно травле(н,нн)ыми на верхних стеклах причудливыми папоротниками и сказочными цветами оставались всегда на запоре хотя тщательно чище(н,нн)ые медные ручки изогнутые (на) подобие узких листьев бл..стели словно золоче(н,нн)ые4. Громадный замок висел на железных воротах за которыми в щ..лку виднелся круглый асфальтирова(н,нн)ый дворик с гараж..м и конюшней и  (что) нибудь (не) понятное сразу же возводилось в ранг тайны.

В саду таинстве(н,нн)ого2 особняка высились столетние дубы вровень с нашим трехэтажным домом. Над оградой вздымались ветви сплош(?) усея(н,нн)ые крупными янтарно (коричневыми) ж..лудями. И когда я говорил о соблазне моей практической души то имел в виде ж..луди ранней осенью азарт соб..рательства настоящая ж..лудевая болезнь столь же неизменно постигала юное население наших переулков как поздней осенью грипп. Здесь же пропадало несказанное богатство!

Я (не) раз задумывался над тем как бы проникнуть в сад ведь попади я туда я стал бы чемпионом двора! И вод однажды ока..зался в (не) большом но уютном дворик.. . Слев.. находился ч..рный ход особняка опрятная обитая клеенкой по войлоку дверь справ.. дли(н,нн)ый каме(н,нн)ый сарай с двумя деревянными воротцами краше(н,нн)ыми в зеленый цвет и взятыми на засов. В кирпичной стен.. отд..лявшей двор от сада находилась плете(н,нн)ая из железных прутьев калитка. Я толкнул калитку она ра(с,з)пахнулась тоненько простонав петлями. Сладковатый осе(н,нн)ий запах суше(н,нн)ого солнцем дубового листа коше(н,нн)ой и еще (не) убра(н,нн)ой травы теплой земли был здесь густ как (ни,не)где в город.. . Под деревьями царил покой аромат ув..дания тишина и отреше(н,нн)ость.

(По Ю.Нагибину)

1)Найти односоставное предложение, определить вид

2) Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – п р и б ли ж е н и е

3) Подчеркните предложения с обособленными обстоятельствами и определениями.

4) Определить вид подчинения придаточных в выделенном предложении.

5) «уютный дворик», «желудевая болезнь», «ручки, изогнутые наподобие узких листьев»- определите средства выразительности.

6) Выпишите слово  , в котором правописание суффикса определяется правилом :В прилагательном, образованном от имени  существительного с помощью суффиксов –ЕНН, -ОНН, пишется НН»

Упражнение 7

Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы постановки знаков препинания.

Степь

…Перед глазами ехавших расстилалась уже широкая бесконечная равнина перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга эти холмы сливаются в возвышенность которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали едешь-едешь и никак не разберешь где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо без хлопот принялось за свою работу…

Сжатая рожь бурьян молочай дикая конопля всё побуревшее от зноя рыжее и полумертвое теперь омытое росою и обласканное солнцем оживало чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички в траве перекликались суслики где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток испуганное бричкой вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.

Но прошло немного времени роса испарилась воздух  застыл и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла жизнь  замерла. Загорелые холмы буро-зеленые вдали лиловые со своими покойными как тень тонами равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо которое в степи где нет лесов и высоких гор кажется страшно глубоким и прозрачным представлялось теперь бесконечным оцепеневшим от тоски… (По А.Чехову)

(186слов)

  1. Определите средства выразительности выделенных словосочетаний.
  2. Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости- звонкости  последующего согласного.
  3. Определить вид подчинительной связи придаточных в выделенном предложении.

Упражнение 8

Перепишите, расставляя знаки препинания. Схематически объяснить постановку знаков препинания.

На Выборгской стороне

Мир и тишина покоятся над Выборгской стороной над её намоще(н,нн)ыми улицами деревя(н,нн)ыми тротуарами над тощими садами над заросшими крапивой канавами где под забором какая-нибудь коза с оборва(н,нн)ой веревкой на шее прилежно щиплет траву или дремлет тупо да в полдень простучат щегольские высокие каблуки прошедшего по тротуару писаря зашевелится чиновница или вдруг над забором в саду мгнове(н,нн)о выскочит и в ту же минуту спрячется свежее лицо девушки вслед за ним выскочит другое такое же лицо и также исчезнет потом явится опять первое и сменится вторым раздается визг и хохот качающихся на качелях девушек.

Все тихо в доме Пшеницыной. Войдешь на дворик и будешь охвачен живой идиллией куры и петухи засуетятся и побегут прятаться в гулы собака начнет скакать на цепи заливаясь лаем Акулина перестанет доить корову а дворник остановится рубить дрова и оба с любопытством посмотрят на посетителя.(И.А.Гончаров)

  1. Выпишите  наречие, в  к отором пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.
  2. В выделенном предложении обозначить грамматическую основу.
  3.  Заменить выделенное словосочетание , построенное на основе примыкания ,синонимичным со связью управление.

 Упражнение 9

(143слова)

Расставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1.Ивана Дмитриевича всегда тянуло к людям но благодаря своему раздражительному характеру и мнительности он ни с кем близко не сходился и друзей не имел.(Ч.) 2.Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли нашу дружбу с Валеком которая росла несмотря на резкую противоположность наших характеров.(Кор.) 3.То что он вопреки опасений княжны Марьи не велел насильно увезти её а только не приказал ей показываться на глаза обрадовало княжну Марью.(Л.Т.) 4.Несмотря на холод и ветер человек шел широко и даже как будто весело.(Казак.) 5.Савельич согласно с мнением ямщика советовал воротиться.(П.) 6.Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость из которой вывел его  Бортье он не мог остановить того дела которое делалось руководимым им и зависящим от него и дело это ему в первый раз вследствие неуспеха представлялось ненужным и ужасным.(Л.Т.) 7.Несмотря на ранний час улицы были полны народа.(В.К.)

(144слова)

Упражнение 10


Гроза.

Я ехал с охоты вечером один. До дому было еще верст восемь. Моя добрая лошадь бодро бежала по пыльной дороге  изредка похрапывая и шевеля ушами усталая собака  словно привязанная  ни на шаг не отставала от задних колёс. Гроза надвигалась. Впереди огромная туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака  деревья тревожно шевелились. Душный жар внезапно сменился влажным холодом  тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади  спустился в овраг  перебрался через ручей  заросший кустами  поднялся в гору и в…ехал в лес. Дорога в…лась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком. Сильный ветер внезапно загудел в вышине  деревья забушевали  крупные капли дождя застучали по листьям  сверкнула молния  и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Кое-как приютился я к широкому кусту.

(По И.Тургеневу)

  1. Объяснить правописание выделенных слов.
  2. Выписать слова с орфограммой н//нн в суффиксах разных частей речи.
  3. Подчеркнутое предложение разбить на словосочетания и определить способ связи.
  4. Замените выделенное словосочетание, построенное на основе  примыкания, синонимичным со связью управления.
  5.  Выписать страдательное причастие, в котором пишется  НН. Так как оно образовано от глагола совершенного вида. Объяснить правописание приставки .

         Упражнение 11

Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Графически объяснить орфограммы и знаки препинания.

1)Через (пол) часа он вышел из избы отвел лошадь во двор поставил её (под) навес снял с неё уздеч(?)ку задал ей мокрой накоше(н,нн)ой травы из телеги стоявшей посреди двора и вернулся глядя на звезды в ра..чистившемся небе.(И.Бунин)

2)Студент (полу_ лежал в темноте но вдруг поднял голову пр..встал раздеваясь он увидел в стене у изголовья (не) большую дверь из любопытства повернул в ней ключ(?) и нашёл за ней вторую но оказалось что она заперта (с) наружи теперь за этими дверями кто(то) ходил и он зата..л дыхание пр..слушался что(то) таинстве(н,нн)ое зазвенело на полу за второй дверью.(И.Бунин)

3)(В) дали рощи вдруг что(то) м..лькнуло и с беше(н,нн)ой быстротой темным клубком понеслось на меня я шарахнулся в сторону вся голова у меня сразу оледенела.(И.Бунин)

4)Он вошел в уютную пахнущую сигарным дымом дива(н,нн)ую где под полками с книгами кожа(н,нн)ые диваны зан..мали целых три стены посм..трел (не) которые корешки книг и бе..помощ(?)но утонул в диване.(И.Бунин)

5)Он встал отв..рил с(н,нн)ую дверь на каме(н,нн)ой ступени в парк услыхал щ..лканье соловьев но тут так понесло прохладным ветром влев.. что он вск..чил в комнату.(И.Бунин)

6)Деревья Ра..кидывались густой листвой возле самых окон и на з..ре когда в саду стало светло птиц.. так часто и звонко щ..бетали в кустах что отд..валось в комнатах.(И.Бунин)

7)В темной избе зав..(н,нн)ой снежными вьюгами в..помнилась Марья её молодость когда шла она в девич..й толпе полевою дорогой а за ржами опускалось солнце и сыпался сквозь колосья его дог..рающий о..блеск.(И.Бунин)

8)И он шел по нарам уже заросшим травой и ему было пр..ятно что они щ..лкают его ногам что поднявшийся ветер обв..вает лицо солнечною теплотой.(И.Бунин)

9)Потом лег на межу навзнич(?) и стал делать то что делал в детстве медле(н,нн)о закрывать глаза так чтобы солнеч(?)ные лучи (ярко) золотистою паутиною прот..нулись к ресницам а потом задр..жали и пр..вратились в кру..ки.(И.Бунин)


1)Расставить знаки препинания.2)Составить схемы предложений.3)Назвать тип предложений.4)Определить вид придаточных и способ связи между ними.

1.Чувство радости доступно лишь тому кто умеет напрягать силы знает что такое пот и усталость.(В.Сухомлинский) 2.Я чувствую что у меня есть сердце и что есть во мне много хорошего.(Л.Толстой) 3.Очень редко зажигался в ней [Наташе] теперь прежний огонь. Это бывало только тогда когда возвращался муж когда выздоравливал ребёнок или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее.(Л.Толстой) 4.Никакие случайности не могли потревожить тишину этих вечеров в старом деревянном доме где пахло жаром штукатуренных печей топившихся кизяком или соломой и где по тёмным комнатам нужно было идти со свечой.(А.Н.Толстой) 5.Очень жаль что всю прелесть детства мы начинаем понимать когда делаемся взрослыми.(К.Паустовский) 6.Когда наступала зима и сад и дом заливало снегом по ночам раздавался волчий вой.(А.Н.Толстой) 7.Когда за потускневшими лугами погасла заря и зажглись кое-где костры на покосе Василий Алексеевич пошёл домой.(А.Н.Толстой) 8.Стояло то время года когда осень уже вылила все дожди а ветер ободрал с деревьев последние листочки.(К.Паустовский) 9.Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.(К.Паустовский) 10.Как и всегда это бывает во время путешествия княжна Марья думала только об одном путешествии забывая о том что было его целью.(Л.Толстой) 11.Было самое спешное рабочее время когда во всём народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде какое не проявляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо им было если бы люди проявляющие эти качества сами ценили их если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты.(Л.Толстой) 12.Левин уже давно сделал замечание что когда с людьми бывает неловко от их излишней уступчивости покорности то очень скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости.(Л.Толстой) 13.Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю её  который виднелся из-под шляпу сколько по тому чувству осторожности страха и жалости которое тотчас же охватило его.(Л.Толстой) 14.Когда привели к князю Андрею Николушку испуганно смотревшего на отца но не плакавшего потому что никто не плакал князь Андрей поцеловал его и очевидно не знал что говорить с ним.(Л.Толстой) 15.Ещё труднее найти другой пример в истории где бы цель которую поставило себе историческое лицо была так совершенно достигнута как та цель к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.(Л.Толстой) 16.Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противу приказаниями когда уже стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира.(Л.Толстой) 17.И если придётся защищать свою страну то где-то в глубине сердца я буду знать что я защищаю и этот клочок земли научивший меня видеть и понимать прекрасное как бы невзрачно на вид оно ни было этот лесной задумчивый край любовь к которому не забудется как никогда не забывается первая любовь.(К.Паустовский) 18.Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах.(А.Чехов) 19.Новое общество должно быть таким чтобы каждый входил в него со своим талантом.(М.Пришвин) 20.В своей комнате художник оставляет всё что особенно дорогу сердцу чему отданы светлые часы вдохновения.(В.Песков) 21.Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений.(Л.Толстой) 22.Пьер с своим знанием языков с тем уважением которое ему оказывали французы с своей простотой отдавший всё что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю) с своей силой которую он показывал солдатам вдавливая гвозди в стену балагана с кротостью которую он выказывал в обращении с товарищами с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и ничего не делая думать представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом.(Л.Толстой) 23.Больше же всего она [Княжна Марья] при свидании с ним  [Ростовым] боялась за смущение которое она чувствовала должно было овладеть ею и выдать её как скоро она его увидит.(Л.Толстой) 24.Когда посланный вперёд гайдук чтобы узнать в Ярославле где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей встретил у заставы большую въезжавшую карету он ужаснулся увидав страшно бледное лицо княжны которое высунулось ему из окна.(Л.Толстой) 25.Для Константина Левина деревня была тем хороша что она представляла поприще для труда несомненно полезного для Сергея Ивановича деревня была особенно хороша тем что там можно и должно ничего не делать.(Л.Толстой) 26.Не будем говорить о любви потому что мы до сих пор не знаем что это такое.(К.Паустовский) 27.Зимой берёзы таятся в хвойном лесу а весной когда листья развёртываются кажется будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.(М.Пришвин) 28.Когда санки останавливаются Наденька окидывает взглядом гору по которой мы только что катили потом долго всматривается в моё лицо вслушивается в мой голос равнодушный и бесстрастный и вся вся даже муфта и башлык её вся её фигурка выражают крайнее недоумене.(А.Чехов) 29.Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветёл и я увидел под водой яркий бронзовый блеск это изгибалась и пятилась пойманная рыба.(К.Паустовский).

Упражнение 13

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите стиль и тип речи. Назовите средства выразительности, определите их роль. Какова основная мысль текста?

Два портрета

Весною 1827 года поэт и искусствовед Дельвиг занятый устройством передвижной выставк.. русских   художников для Франции.. англии.. и Италии.. заказал Оресту Кипренскому портрет своего лучшего друга4. В ма..-июн.. в Перетбург.. Пушкин позировал знаменитому художнику. Вдохновенный мастер кист.. создал один из шедевров русской  портретн..й  живопис.. . Он дал глубокую и проникнове(н,нн)ую характеристику гениального поэта изобразив его в сп..койной и благородной поз.. с (не) брежно накинутым пледом на одно плече с (ясно) видящим и мудрым взглядом у бронзовой статуэтк.. музы играющей на лир.. . Ч..стота и возвыше(н,нн)ость мысл.. оз..ряющей лицо мыслителя творца (не) подражаемы по воздушност..  изяществу и лиризму трактовк.. .

По возвращен.. Пушкина из ссылк.. его друг Соболевский обратился к лучшему портретисту Москвы Тропинину  с про..ьбой  нап..сать поэта не в условной парадной поз.. знаменитого деятеля а частным человеком в домашнем халат.. р..трепа(н,нн)ым с  заветным перс..нем на большом пальц.. право рук.. . Зака.. был выполнен в январ..-феврал.. 1827 года в мастерской живописца на Ленивке. Вскоре Московский телеграф пр..знал поразительное сходство портрета с подлинником…Оба знаменитых портрета изображают Пушкина в расцвет.. его жизне(н,нн)ых и творческих сил.

(Л.Гроссман)

  1. Найти предложения  с обособленным определением и обособленным обстоятельством.
  2.  Выписать прилагательное, в котором пишется НН, так как оно образовано от существительного с основой на –Н.
  3. Замените выделенное словосочетание, построенное на основе согласовыания, синонимичным со связью управления.

             Упражнение 14


Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите стиль и тип речи. Назовите средства выразительности, определите их роль. Какова основная мысль текста?

Птицы

Целые дни я пров..дил в палатк.. вычерчивал маршруты делал записи в дневниках и писал письма4. В перерывах между этими занятиями я гулял по берегу моря и наблюдал птиц.

Один раз из болот зар..сших тро..ником я выгнал камышовку. Обл..тев немного она сейчас же спустилась в осоку и после сколько я (не) искал её не мог уже найти вторично. Тут же были и кулики средней величины с загнутыми кверху носами должно быть улиты вероятно уже началось перекоч..вание их к югу. По берегу моря по песку у самой воды бегали грациозные кулички песочники они тоже готовились к п..р..лету. В море на вод.. д..ржались нырковые утки и белые и сизые чайки. Около устья Билимбе по воздуху с быстротой молнии.. н..сились какие-то темные (длинно) крылые птички похожие на ласточ..к. Я с трудом убил одну из них. Это ок..зался иглохвостый стриж. Около б..реговых обрывов можно было усм..треть каменных дроздов с темно-бурой окраской с белыми крапинками на спине. Они весьма подх..дили под цвет окружающ..й обстановк.. и   ловко прятались в камнях.

В ручьях среди кустарников и я в ямках с водою около реки д..ржались чирки клоктуны.

Эти доверчивые и смирные  уточки при пр..ближен.. человека не высказывали испуга и не улетали проч(?) а старались лишь немного отплыть в сторону точно так как это делают домашние утки.

(В.Арсеньев)

  1. Указать предложение с вводными словами.
  2. Выписать слово, в котором приставка имеет значение «приближение»
  3. Составить схемы постановки знаков препинания.

 Упражнение  15

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите стиль и тип речи. Назовите средства выразительности, определите их роль. Какова основная мысль текста?

Голуби

Еще с весны когда даже северной стороне около плетней стал оседать ист..кая прозрачной влагой последний снег пара диких голубей сизарей пр..любила разметновское подворье. Они долго кружились над хатой с каждым кругом снижаясь все больше а потом опустились возле погр..ба до самой земл.. и легко (не) весомо взмыв сели на крышу хаты. Долго с..дели настороже(н,нн)о поводя головками во все стороны осматриваясь пр..выкая к новому месту потом голубь с щеголеватой брезгливостью высоко поднимая малинового цвета лапки прош..лся по грязному мелу насыпа(н,нн)ому вокруг трубы вобрал и слегка откинул назад голову и бл..стая тусклой радугой оп..рения на вздувшемся зобу (не) увере(н,нн)о заворковал. А голу..ка ск..льзнула вниз на лету два раза звучно хлопнула крыльями и оп..сав полукруг села на отставший от стены наличник окна разметновской горниц.. .

В полдень Разметнов пр..шел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей. Голу..ка тор..пливо семеня наря..ными ко..ками б..жала по краю лужиц.. с талой водой что(то) поклевывая на бегу голубь пр..следовал ее короткими перебе..ками затем так же (на) коротке ост..навливался кружился кланялся почти к..саясь носиком и ни..ко опуще..ым зобом срос..но ворковал и снова пускался в пр..следование веером р..спустив хвост пластаясь и пр..падая к (не) просохшей холодной и (по) зимнему (не) уютной земл.. . Он упорно д..ржался слев.. стараясь отт..снить голу..ку от лужицы.

Разметнов осторожно ступая прош..л в двух шагах от них  но голуби и (не) подумали взл..теть они только сле..ка пост..ронились. Уже стоя возле порога  хаты Разметнов с горячей мальчишеской радостью решил Это не гости это хозяева прилетели.

(М.Шолохов)

  1. Найти слова с приставками пре- и при-, объяснить правописание.
  2. Выделенное предложение -
  • Простое с обособленными членами
  • Сложное 1)ССП;2)БСП;3)СПП  ?  Докажите свою точку зрения.
  1. Выписать словосочетание с выделенным словом, назвать способ подчинительной связи.

Упражнение 16

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите стиль и тип речи. Назовите средства выразительности, определите их роль. Какова основная мысль текста?

Я выр..с на безлесном юге1 потому может быть больше всего в среднерус..кой природе я полюбил леса. Л..сное слово «глухомань» меня зав..рожило. Впервые я услышал его от л..сников. Оно связыва..тся в моем предст..влени.. с др..муч..м лесом сырыми ч..щами бур..ломом с з..леноватым сумраком и вечной тишиной. «Ст..рона ты моя ст..ронушка в..ковая моя глухомань», - поет..ся в стари(н,нн)ой песн.. .

Лу..ше всего смотр..т..ся л..са с п..жарных выш..к. Тогда хорошо вид..ш.. как они уход..т за горизонт спускаются в туман..ые л..щины стоят кр..пос..ными стенами над песчан..ыми ярами. (Кое) где бл..стить вода зеркало (н..) подвижного затона.

С аышки охватиш.. взглядом все полесье весь т..ржествен..ый лесной край влас..но з..вущий человека в свои загадоч..ные дебри.

Этому чу..ству нельзя противит..ся. Надо брать рю..зак комп..с и уходить в глуш.. в чащ..бы что (бы) с наслаждением зат..рят..ся в этом хвойном океан.. .

(К.Паустовский)

  1. Составьте схему предложения   с однородными членами.
  2. Выпишите  слова с чередованием гласных.
  3. Укажите  предложение с обращением.
  4. Найдите  односоставные предложения, определить тип.

 Упражнение 17


Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите стиль и тип речи. Назовите средства выразительности, определите их роль. Какова основная мысль текста?

Свет последн..й з..ри падал скво.1. сетку плюща зат..нувш..го ст..клян..ую дверь на тер..ас..е с белыми вязами. Шесть белых к..лон.. с разными листьями (в) верху под..ерж..вали хоры на которых когда (то) бл..стели трубы музыкантов. К..лон..ы возн..сились радос..но и ц..ломужрен..о з..лоч..ные лег..н..кие стулья чин..о ст..яли под стенами. Темные гроздья кенкетов гл..дели со стен. Точно Амуры в..лись и запл..тались в г..рляндах танц..вала2 обн..жен..ая женщина в нежных обл..ках.  Под ногами разб..гался сколь..кий шашеч..ный п..ркет. Стены и..чезли под темными п..лотнами в потускневш..х з…л..тых рамах. Тускнея пятнами с п..лотен вставала история рода. С пятнами то б..евой славы то п..зора то любви то ненависти…

(М.Булгаков)

  1. Указать предложения с обособленными членами.
  2. Выписать слова с орфограммой н//нн в суффиксах разных частей речи.
  3. Указать мредства выразительности.
  4. Указать верную характеристику выделенного предложения:а)БСП; б)ПП; в)ССП; г)СПП.
  5. Из последнего предложения выписать подчинительное словосочетание со связью согласование.

Упражнение 18

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Море.

Море см..ялось. Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, осл..пительно ярко отражавш..й солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебрян..ых улыбок. В глубоком пространств.. между морем и небом носился весёлый плеск волн  в..бегавших одна за другою на пологий берег песчан..ой косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно отражен..ого рябью моря  сливались в (не) прерывное движение.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело его своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом и..парений. Зеленоватые волны, в..бегая на ж..лтый песок, ..брасывали на него белую пену, она с тихим звуком та..ла на горячем песке.

Чайки сидят рядами на песке, ра..крыв клювы и опустив крылья, или же лениво качаются на волнах без криков, без обычного оживления.

Сидя на корме  Челкаш резал рулём воду и смотрел вперёд спокойной, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. С моря радался суровый окрик. Челкаш пр..встал, (не) выпуская вёсла из рук. Изогнувшийся  накл..нившийся вперёд  он походил на кошку, готовую прыгнуть. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся о её борта.

(По М.Горькому)

        1 Найти предложение, соотвествующее данной схеме

  1. В выделенном предложении назвать запятые при обособленном обстоятельстве.
  2. Определить средства выразительности в выделенных словосочетаниях
  3. Выписать прилагательные, в которых в суффиксах –Ан и ЯН пишется  Н.

Упражнение 19

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Лейтенант Шмидт.

Лейтенант Шмидт поднял во..стание Черноморского флота.

Потр..сающая его клятва на севастопольском кладбище  все силы свои и всё разумение своё, жизнь свою отдать делу возрождения Родины. Когда он говорил на суде  часовой отставил винтовку и плакал. Плакал и старый полковник – пр..дседатель суда.

Кто его видел  тот (ни) когда (не) забывал его лица  его проникновен..ых глаз  его гордой осанки.

Лейтенант Шмидт – это воплощён..ая воля, (не) поборимая сила духа. Безоружный, он пр..езжал на военные корабли и пр..зывал к восстанию. Его выслушивали, его почтительно провожали, (не) вольно пр..клоняясь перед его смелостью.

Он был скромный, застенчивый, молчаливый. Это был человек  рождён..ый и воспитан..ый морем.

Он ковал в себе страшную силу воли  носил и берёг свою чистую веру в человек  во имя которого его рас..треляли.

(По К.Паустовскому)

  1. Выписать  страдательные причастия совершенного вида.
  2. Найти предложение с обособленным обстоятельством
  3. Найти предложение с придаточным определительным
  4. Определить способ подчинительной связи в словосочетании: его осанки

  1. Упражнение 20

Спишите. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Предисловие к журналу Печорина

Недавно я узнал,что Печорин  возвр..щаясь из Персии  умер. Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право п..чатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить своё имя под чужим произведением. Дай бог, чтобы читатели меня не наказали за такой невин..ый подлог!

Теперь я должен (не) сколько об..яснить пр..чины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека, которого я (ни) когда (не) знал. Добро бы я был ещё его другом  коварная (не) скромность истин..ого друга понятна каждому  но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге  следовательно  не могу питать к нему той неиз..яснимой  (не) нависти  которая  таясь под личиною дружбы  ожидает только смерт.. или счастия любимого предмета  чтоб разразиться над его головою градом упреков  советов  насмешек и сож..лений.

Перечитывая эти записки  я убедился в искрен..ости того  что так беспощадно выставлял (на) ружу собствен..ые слабости и пороки. История души человеческой  хотя бы самой мелкой души  едва ли не любопытнее и не полезнее истории.. целого народа  особен..о когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или уд..вление.

(М..Ю.Лермонтов)

(173слова)

  1. В выделенном предложении объяснить постановку знаков препинания.
  2. Назвать в нем виды придаточных.
  3. В последнем предложении назвать способ подчинительной связи придаточных.
  4. К выделенным словам подобрать синонимы.
  5. Выписать слова правописание пристаки , в которых зависит от последующего согласного корня.

 Упражнение 21

Спишите. Расставьте пропущенные буквы.

Вспоминания о детстве

Счас..ливая, счас..ливая, (не) возратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти осв..жают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших насл..ждений.

Набегавшись досыта, сидиш.. , бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поз..но, давно выпил своб чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаеш..ся с места, сидиш.. и слушаеш.. . И как не слушать? Maman говорит с (кем) нибудь, и звуки голоса её так сладки, так пр..ветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сер..цу! Отуманен..ыми др..мотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая – лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошеч..ной. Я прищуриваю глаза ещё обльше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился – и оч..рование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

(Л.Толстой)

(150слов)

  1. Охарактеризуйте выделенное предложение.
  2. Найти простое предложение, односоставное, безличное.
  3. Найти в 1 предложении слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
  4. Какое выделенное местоимение личное, а какое – притяжательное?
  5. Найти слово с орфограммой н//нн в суффиксах.

Упражнение 22

Спишите. Расставьте пропущенные  знаки препинания, вставьте пропушенные буквы.

Ночь в горах

Ноч.. давно,  а я всё ещё бреду по горам к перевалу  бреду под ветром  среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь  звякая пустыми стременами.

В сумерки  отдыхая у подножия сосновых лесов  за которыми начинается этот голый  пустын..ый под..ём  я смотрел в необ..ятную глубину подо мною с тем особым чувством гордост.. и силы  с которым всегда смотриш.. с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей д..лине далеко внизу  на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку  всё ра..ширялся и   поднимаясь (туманно) голубой стеной, обн..мал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Т..мнело быстро  я шёл  пр..ближался к лесам – и горы выр..стали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длин..ыми облаками густой туман, гонимый бурей сверху.Он срывался с плоскогорья  которое окутывал гиган..ской рыхлой грядой,

 и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким  и (не) людимым гулом сосек. Пове..ло зимней свежестью, понесло снегом и ветром… Наступила ноч.., и я долго шёл под тёмными  гудящими в тумане сводами горного бора  скл..нив голову от ветра.

(И.Бунин)

(191слово)

  1. Указать предложение с обособленным обстоятельством.
  2. Построить схему выделенного предложения.
  3. , определить вид подчинения придаточных.
  4. Выделенное предложение: а)простое осложненное; б)сложное; в)сложносочиненное; г)сложноподчиненное; ? Доказать.

Упражнение 23

Спишите, расставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

А летнее июльское утро! Кто кроме охотника испытал как отрадно бр..дить на з..ре по кустам? Зеленой чертой л..жится след ваших ног по росистой побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи воздух весь напоен свежей горечью полыни медом гречихи и «кашки» вдали стеной стоит дубовый лес и бл..стит и алеет на солнце ещё свежо но уже чувствуется близость жары. Где бы брат тут напиться? Спрашиваете вы у косаря. А вон в овраге колодец.

Сквозь густые кусты орешника перепутан..ые цепкой травой спускаетесь вы на дно оврага. Точно под самым обрывом таится источник дубовый куст жадно р..кинул над водою свои лапчатые сучья большие серебристые пузыри колыхаясь подн..маются со дна покрытого мелким бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю вы напились но вам лень пошевельнуться. Вы в тени вы дыш..те пахучей сыростью вам хорошо а против вас кусты ра..к..ляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался воздух дрогнул кругом уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинц..вая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния. Э да это гроза! Кругом ещё ярко светит солнце охотиться ещё можно. Но туча р..стет передний её край вытягивается рукавом накл..няется сводом. Трава кусты всё вдруг потемнело. Скорей! Вон кажется виднеется сенной сарай. Кое (где) сквозь соломен..ую крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой как весело сверкает всё кругом как воздух свеж и жидок как пахнет земляникой и грибами!

(По И.Тургеневу)

(248 слов)

  1. Найдите в тексте односоставные предложения.
  2. Прокомментируйте постановку знаков препинания в выделенных предложениях.

Упражнение 24

Спишите, расставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Как зарождается замысел? Почти не бывает двух одинаковых замыслов которые бы возникли и разв..вались одинаково. Очевидно ответ на вопрос как рождается замысел надо искать не вообще а (в) связи с каждым отдельным рассказом романом или повестью.

Легче ответить на вопрос что нужно для того чтобы замысел по..вился или говоря более сухим языком чем должно быть обусловлено рождение замысла. По..вление его всегда бывает подготовлен..о внутрен..им состоянием писателя.

Замысел это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела белые кучевые облака пр..вращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра молния4. Почти тот (час) же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел так (же) как молния возникает в сознании.. человека насыщен..ом мыслями чувствами и замедлен..о пока не доходит до той степени напряжения  которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще (не) сколько хаотический мир рождает молнию замысел.

Если молния замысел то ливень  это вопл..щение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но в отличи.. от слепящей молнии.. первоначальный замысел зачастую бывает (не) ясным. Лишь постепен..о он зре..т завладева..т умом и сердцем писателя обдумывается и усл..жняется. Кристаллизация замысла его обог..щение идут непрерывно каждый час каждый день всегда и повсюду во всех  случайностях трудах радостях и горестях нашей (быстро) текучей жизни.

Чтобы дать замыслу созреть писатель никогда (не) должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот от постоян..ого соприкосновения с десйствительностью замысел ра..цветает и нал..вается соками земли.

(По К. Паустовскому)

(242слова)

  1. Найдите в тексте односоставные предложения.
  2. Объясните случаи постановки тире в тексте.
  3. Найдите в тексте союзные слова, охарактеризуйте.
  4. Найдите средства выразительности.
  5. Согласны ли вы с автором? Докажите свою точку зрения.

Упражнение 25

Спишите, расставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Зимой засыпан..ые снегом и окружен..ые со всех сторон лесом пинежские деревни мало чем отл..чаются друг от друга. Но по весне когда гр..мучими ручьями схлынут снега каждая деревня выгл..дит (по) своему. Одна как птичье гнездо  лепится на крутой горе или щелье (по) местному другая вылезла на самый бережок Пинеги хоть из окошка закидывай лесу третья кругом в трав..ных волнах все лето слуша..т музыку луговых кузнечиков.

Пекашино распознают по листвен..ице громадному зеленому дереву царствен..о возвышающемуся на отлогом скате горы. Кто знает ветер занес сюда летучее семя или уцелела она от тех времен когда тут шумел еще могучий бор и курились дымные избы староверов? Во всяком случае на задворках еще и теперь попадаются пни. Полуистлевшие источен..ые муравьями они могли бы многое ра..сказать о прошлом деревн.. .

Целые поколения пекашинцев н.. зимой н.. летом (не) рас..таваясь с топором вырубали выж..гали леса делали Ра..чистки заводили скудные песчан..ые да каменистые пашни. И хоть эти пашни давно уже считаются освоен..ыми а их поныне называют новинами. От леса кормились лесом обогревались но лес же был и первый враг. Всю жизнь северный мужик прорубался к солнцу к свету а лес так и нап..рал на него глушил поля и сен..ые покосы обрушивался гибельными пожарами пугал зверем и всякой нечистью. Оттого (то) видно в пинежской деревне редко кудрявится зелень под окном. В Пекашине и доселе живо поверье у дома куст настоится дом пуст.

Бревенчатые дома разделен..ые широкой улицей тесно жмутся друг к другу. Только узкие заулки  да огороды с луком и небольшой грядкой картошки и то не у каждого дома отделяют одну постройку от другой. Иной год пожар уносил (пол) деревни но все равно новые дома словно ища поддержки друг у друга опять кучились как прежде.

(По Ф.Абрамову)

(272слова)

  1. Объясните правописание слов с н//нн в суффиксах.
  2. Прокомментируйте правописание частиц не и ни.
  3. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений, составьте схемы.
  4. Найдите бессоюзные сложные предложения; объясните постановку знаков препинания.
  5. Подберите синонимы к выделенному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к ЕГЭ.Письмо.Тренировочные упражнения.

Упражнения для развития письменной речи помогут учащимся подготовиться к ГИА и ЕГЭ по темам "Автомобиль", "Путешествие".В качестве опоры использован текст "Automobile" из тематического пособия Е....

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА по английскому языку

Примеры упражнений и тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации...

упражнения для подготовки учащихся к написанию части С ЕГЭ

Упражнения для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения, самой трудной части единого государственного экзамена. Упражнения расположены по принципу "от простого к сложному"....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....