Памятка для выпускников 11 класса: ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Еремеева Ирина Петровна

Сочинение на ЕГЭ: структура, клише. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_ege_russkiy.docx807.95 КБ

Предварительный просмотр:

https://lh5.googleusercontent.com/H8r_NXMLYNUUpKlRP0ItPOVZybVUh59_4eYdE4ExmJzs7crYxyb8yf0J7ijubW8ijwa2KR-_hRdE54lXJ11Q-xZ9PD95nrz5zJWMF9pAq1nhSOrUlivDVfQeUNnP1ufVMA

Философские (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления)

  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Что такое свобода?
  • Как связаны человек и мышление?

Социальные (касаются устройства и жизни общества)

  • Можно ли избежать социальной несправедливости?
  • Возможно ли построение идеального общества?
  • Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп)

  • Как создать правовое государство?
  • Как защитить политические права и свободы человека?
  • Нужна ли обществу цензура?

Экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды)

  • Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
  • Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?
  • Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Нравственные (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения)

  • Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность )
  • Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?
  • Следует ли помогать ближнему?

Как сформулировать проблему?

Проблему текста можно выразить двумя способами. Первый – проблема может быть представлена одним словом или словосочетанием

Автор рассуждает над проблемой…

В тексте поднимается проблема…

Текст (автор) заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

Автор поднимает (ставит) проблему…

Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор.
  • Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?
  • Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте

  • ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
  • ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
  • Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
  • Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.
  • Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
  • Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.
  • Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
  • Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Что такое комментарий?

Объяснение текста с опорой на вопросы:

  1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  2. На чём заостряет внимание?
  3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  4. Как выражено авторское отношение к изображаемому?
  5. Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как оформить комментарий?

https://lh3.googleusercontent.com/H_sbAv0rGVtaIt1pEb22nZVoK6Roy-LYRKArl-qReZrn3WnpbrMKXQLc8ceYBOZYJwsa-gVicFzm9fvSSWZ9blyz0_W5PEW5S5I1tjq-X0K8Vjv--IMNJDBuc0KE73Hn1A

Автора волнует (тревожит)…

Обратите внимание!!!

https://lh4.googleusercontent.com/9vdUjdn5QshQgJvkSLZICfE7By_2VEBQKLG8uX4GGi2E10AjPKWh6wdEbJeGE8cuU9F7F2RxmlVK08jnDHmfMjxlhpBIaaWG47vvFezufpIIqkwTo2ZPBYTRxu3I-45MWg

Что такое позиция автора?

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

ПРОБЛЕМА = ВОПРОС

ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Авторская позиция проявляется :

https://lh3.googleusercontent.com/0XnPA-rGPm-_s9CEpaC8Y8Pu2NImY3UiCbZcvYKCJkk61-NovE5ovNzVStgENw-YlNKN2GU6iZarJDsAgeU8iRzpxtf-42b1mc7zDPuOhU0ffFjJ8lCzAd53j6V2phbq-A

        Языковые средства, выражающие авторскую позицию

https://lh4.googleusercontent.com/hGMbFwyec8Qcwb1TUZNmhxn469YqEu_P-16ML_3czbXt5eOsvAkog4LFXae0K_ENhwan8-XZoM1m2k7n9dWnncCxtqVqF0W1XCGTwI6LzFkTb7_zHjYauYG2WoKeAto7vghttps://lh5.googleusercontent.com/Q2Nq1TIZxXRiu7fZQcGNVUnZ4ZEz4Kuf7AqN0qaNoQPwa9OSqQKSSF8A9RxgvYEIif5VFXwvMoW3bRFpohO55iS1KnuBMMKKePi6DZz2KOWe5jXZrdysn3nhXWxM04tpHAhttps://lh4.googleusercontent.com/5HydCHLotHneXDC2HgiBbWnuy0S3vi7N28EFKtIl5t-EPyg-B9ACnd2UgRzS_IRIjD4uw5Q9i7EcpfQ9-fhsCvKwKm71faqlqhPx6WGkYg7-ahKhc29-w0VepKb8idYLeA

Как сформулировать позицию автора?

https://lh3.googleusercontent.com/o_zLWc_FIHHwrbHNoQGqFqvRlMIOi0sVxyYCQZoyMnzRx5mBwxNe0kh_cfPxYAI6OzdHr_HLBKD2ILrz4LLy18SgHg47NwVWMDhdFXHlUqKrmNyXGWOMjhDg0HlZfl1new

  • Позиция автора такова…
  • Автор считает, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • В тексте доказывается мысль о том, что…
  • Основная мысль текста заключается в том, что…

Структура второй части работы

https://lh5.googleusercontent.com/AyejjxYjDHoSIWHRcEKj6vVaVnv5L3K2CkLBHlmBS8Ufdd7gyM73YIF8QYPRGZlTjsEibgy5WlwIOOGgUxtiGHPBaU_SoqWive-0QPkmMgQxs74xk88nyYH2VibcIfGdNg

Тезис

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Тезис подчиняется следующим правилам:

  1. Формулируется чётко и недвусмысленно
  2. Не изменяется в течение всего обоснования
  3. Его истинность должна быть доказана неопровержимо
  4. Доказательства не могут исходить из тезиса

Конструкции для выражения своей позиции

https://lh4.googleusercontent.com/P3ODAdRNOuwcDUFO8nwjxYXsKsf1aC8u-qQ2nS0xcZ8_flLsOlwCsEThU3WjfIRknyaoG85N4NRSmYp2OV-h5ORBOrG9CODRQm0eUuni8qLLa-GkLFdN6cyBQnx-a7Z7qw

Что такое аргументация?

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками

Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Аргументы надо приводить в системе (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала) Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Типы аргументов

Чаще всего используются следующие аргументы:

  • Факты и события
  • Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений
  • Пословицы и поговорки
  • Примеры из личной жизни и жизни окружающих
  • Примеры из художественной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по подготовке выпускников к ГИА по русскому языку

Предлагаются советы родителям выпускников 9 класса по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку...

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку...

Требования к выпускнику начальной школы по русскому языку

материал взят из ФГОС начальной школы...

Доклад на тему: «Проблемы подготовки выпускников к ГИА по русскому языку».

Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010  учебный год, пр...

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...