Презентация к уроку "СПП с несколькими придаточными"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс) на тему

Презентация сообщает нужную информацию о теме урока, дополняет знания в удобной для получателя форме. Для учителя необходимый элемент урока.Можно интегрировать  два урока в один и провести одним учителем.  Помогает узнать много нового - в этом преимущество этой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Автор - составитель урока - учитель русского языка и литературы Байгазина Зиля Касимовна.
  • Предмет – русский язык.
  • 9 класс.
  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2010.
  • Страницы с 103 по 112.
  • Демонстрационные материалы: схемы, тексты о цветах, иллюстрации цветов, репродукции картин И.И.Левитана, картины художников Татышлинского района, презентация, интерактивная доска.
  • Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
  • Метод урока: урок - задача, поиск.
  • Приемы: познавать, конструировать, решать, доказывать, аргументировать.

             Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

             Цель урока:

Образовательная: познакомиться с СПП с несколькими придаточными, познакомиться с их структурой, научиться определять способы присоединения нескольких придаточных к главному.

Развивающая: составлять сложноподчиненные предложения с разными видами подчинительной связи.

Воспитательная: любить Родину, беречь и охранять природу, знать русскую культуру, творчество родного края.

    Ход урока:

Здравствуй, мир!

Здравствуй, миг!

Здравствуй, век!

Здравствуй, добрый человек!

        

         Дорогие ребята,  сегодня с  вами будет удивляться, тянуться к знаниям, приглядываться, впадать в изумление учитель русского языка и литературы средней школы №1  Байгазина Зиля Касимовна.

Кроме того, что мы будем говорить об особенностях СПП, сегодня

перед нами откроются залы Третьяковской галереи. Москва.  В одном из домов жил великий художник И.И. Левитан. В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи. Перед полотнами Левитана останавливаешься с трепетом в душе. Вот они перед вами.

        (демонстрация  картин Левитана)

Понравились картины? О чем пишет великий художник? ( О природе, цветах, о родине) Что такое пейзажная живопись?  Пейза́жная живопись — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Чему учат картины Левитана? (любить Родину, природу)

Любить Родину! Что это значит? (Это значит быть патриотом своей страны. Это значит приносить пользу Родине.  Как? Своим каждоневным трудом – учёбой!)

 Да, красоту Родины показывает в картинах Левитан, а мы найдем эту красоту в предложениях. Запись числа и темы урока.

Ребята, как вы думаете, какие цели мы можем поставить по этой теме, какие задачи будем решать? (Целеполагание)

Могут ли несколько придаточных предложений быть в одном предложении? Каким образом могут связываться несколько придаточных  предложений в одном сложноподчинённом предложении нужно подумать? Это основные вопросы темы. Урок проведем в форме урока-задачи. Мы будем познавать, конструировать, решать, доказывать, аргументировать. Для этого разделимся на группы. 1 2 3 гр. Определим ведущих.

Картина Левитана «Лето».

Читаем легенду «Ромашки».

Ромашки по форме схожи с зонтиками. По легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких гномиков. Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой.  Дождь стучит по ромашковому зонтику, а гномик остаётся совершенно сухим. А ещё ромашки похожи на удивительные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и если внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох. Это шорох белых ромашковых ресниц. Удивлённые глаза ромашки несколько месяцев смотрят на небо, стараясь понять движение облаков, звёзд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся – и начинают моргать своими белыми ресницами. Ромашка вместе с берёзой символизирует неповторимый русский пейзаж.

 

- Ребята, что является символом русского поля, русского пейзажа?

Перед нами 2 выделенных предложения.  Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, а гномик остаётся совершенно сухим.

Задача 1. Сконструировать предложение СПП с 1 главным предложением  и 2 придаточными.

Когда начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой, чтобы остаться совершенно сухим. (Записываем предложение).

 Полный разбор предложения. Сейчас нужно определить вид подчинительной связи. Этому поможет иерархическая схема. Перед вами три схемы, нужно определить, какая схема подходит этому предложению. Работаем в паре, в группах (один ученик вывешивает на доске, остальные в тетрадях) Вывод: перед нами СПП с параллельным (неоднородным) соподчинением.

Задание. Найти СПП с несколькими  придаточными в этом тексте.

Работа с предложением в тетради (Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (если =), [то =].

Задача 2. Определить, в чём сходство между придаточными предложениями в сложноподчиненном предложении.

Если в сухой ветреный день выйти на луг и если внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

Называют признаки. Как называется связь между придаточными предложениями и главным предложением. Как выглядит схема? (Вывешиваем одну схему на доске)  Это СПП с однородным соподчинением. (Схему рисуют в тетради).

Задача 3. Определить, в чём различие между предложениями с однородным соподчинением.

(Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (если внимательно прислушаться), [ то можно услышать тихий шорох].

(Если =) и (если =), [то =].

(Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (внимательно прислушаться), [то можно услышать тихий шорох].

(Если =) и (=), [ то = ].

Вывод. Второй подчинительный союз опущен. Такие предложения возможны. Надо быть внимательным. (Работа со знаками препинания между однородными придаточными предложениями). Итак, мы познакомились со второй подчинительной связью.

Перед нами картина Левитана «Букет васильков».

Ребята, вы знаете, что в природе бывают чудеса. Одно из чудес – васильки. Своей  нежностью согревает нас цветок - василек.

Задача 4. Можно ли доказать, что одно предложение  зависит от другого? (Записываем предложение)

        [ Мгновенно случилось чудо] ,(потому что среди колосьев выросли великолепные синие цветы), (которые были схожи своей синевой со знойным небом).

        [=  -  ] ,( потому что =  - ),  ( которые =). (Ваши суждения!) А теперь сами попробуйте построить схему данного предложения.

Вывод: надо установить смысловые отношения, сделать иерархическую схему. Мы доказали, что одно предложение  зависит от другого. Это СПП с последовательным подчинением.    

Молодцы, справились. Сейчас могу дать название каждой группе. СПП с параллельным соподчинением, СПП с последовательным  подчинением, СПП с однородным соподчинением.  А если поменяться местами, перейдем из одной группы в другую. Что получится? Комбинируются последовательное  подчинение и соподчинение. Это сложная структура СПП.

Работа с учебником. Стр.106.  

 

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я многоцветным лугом

Один или с хорошим другом,

Который сам не терпит суеты.

                                ( Н. Рубцов.)

Задание:

- Определить виды подчинительной связи.

Вывод:

Виды подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Однородное соподчинение
  •  Параллельное (неоднородное) соподчинение

И может быть  сложная структура сложноподчиненного  предложения

Мы с вами познакомились с особенностями СПП. Зачем это нам надо?! Я отвечу: мы общаемся с кем-то, кто-то пишет стихи, сочинения. Нам нужны всегда в жизни лаконичные предложения.  СПП с несколькими придаточными нам всегда в жизни будут помогать. Запомните эти схемы и используйте в работе.

В начале урока мы говорили о полотнах Левитана, а ведь и в нашем районе есть свои «Левитаны». Это художники Татышлинского района. Кого из них вы знаете?

  • Менсадык Гарипов – художник-график, иллюстратор детской книги. Заслуженный художник Удмуртии.
  • Индус Давлетов – художник-живописец, художник-монументалист. В школе была организована персональная выставка его картин, некоторые из них он подарил школе. Живет в Уфе.
  • Рамзиль Султанов - художник-живописец. Живет в деревне Чургульды. Организует персональные выставки. Победитель многих республиканских выставок.
  • Кочарина Нафиса Ниловна – педагог, художник-живописец. Живет в Татышлах. Организует персональные выставки. Победитель республиканских выставок.

(Знакомство с картинами художников)

Рефлексия.

  • Что мне больше  понравилось на уроке:  познавать, конструировать, решать, аргументировать?
  • Зачем нужно знать виды подчинительной связи? (Чтобы правильно строить предложения сложной конструкции. Правильно выразить наиболее сложную мысль).
  • Что нового я узнал на уроке?

Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему: «Красота родного края в искусстве».  Использовать предложения разной конструкции, с которыми мы познакомились.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Цель урока: Образовательная : познакомиться с СПП с несколькими придаточными, познакомиться с их структурой, научиться определять способы присоединения нескольких придаточных к главному. Развивающая : составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными, предложения разной конструкции. Воспитывающая : любить и охранять природу, видеть прекрасное.

Слайд 2

Исаак Ильич Левитан. (1860 -1900г.г.)

Слайд 3

Н ет лучше страны, чем Р оссия! Т олько в Р оссии может быть настоящий пейзажист. Л евитан И.И .

Слайд 4

Основные вопросы темы: Могут ли несколько придаточных предложений быть в одном предложении? Каким образом могут связываться несколько придаточных предложений в одном сложноподчинённом предложении?

Слайд 5

Исаак Ильич Левитан. «Лето».

Слайд 6

Задача 1. Сконструировать предложение. Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, а гномик остаётся совершенно сухим.

Слайд 7

Задача 2. Определить, в чём сходство между придаточными предложениями в сложноподчиненном предложении. Если в сухой ветреный день выйти на луг и если внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

Слайд 8

Задача 3 . Определить, в чём различие между предложениями с однородным соподчинением. ( Если в сухой ветреный день выйти на луг) и ( если внимательно прислушаться), [ то можно услышать тихий шорох ] . (Если = ) и (если = ), [ то =]. (Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (внимательно прислушаться), [ то можно услышать тихий шорох ] . (Если = ) и ( = ), [ то = ].

Слайд 9

Исаак Ильич Левитан . «Букет васильков».

Слайд 10

Задача 4. Как можно озаглавить данное подчинение? [ Мгновенно случилось чудо ] ,( потому что среди колосьев выросли великолепные синие цветы ), ( которые были схожи своей синевой со знойным небом). [= - ] ,( потому что = - ), ( которые =).

Слайд 11

Работа с учебником. Стр.106. Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я многоцветным лугом Один или с хорошим другом , Который сам не терпит суеты. ( Н. Рубцов.) - Установить смысловые отношения между предложениями. - Определить вид подчинительной связи.

Слайд 12

Виды подчинительной связи Последовательное подчинение Однородное соподчинение Параллельное (неоднородное) соподчинение Многочленное сложноподчиненное предложение

Слайд 13

Художники Татышлинского района Менсадык Гарипов – художник-график, иллюстратор детской книги. Заслуженный художник Удмуртии. Индус Давлетов – художник-живописец, художник-монументалист. В школе была организована персональная выставка его картин, некоторые из них он подарил школе. Живет в Уфе. Пастухова Валентина - художник. В 1991 году в Малом выставочном зале Союза художников Башкортостана состоялась первая персональная выставка ее картин. Живет в Санкт-Петербурге. Рамзиль Султанов - художник-живописец. Живет в Татышлах. Организует персональные выставки. Победитель многих республиканских выставок. Кочарина Нафиса Ниловна – педагог, художник-живописец. Живет в Татышлах. Организует персональные выставки. Победитель республиканских выставок.

Слайд 14

Рефлексия Что мне больше понравилось на уроке: познавать, конструировать, решать, аргументировать? Зачем нужно знать виды подчинительной связи? Что нового я узнал на уроке?

Слайд 15

Домашнее задание Написать сочинение – миниатюру на тему: «Красота родного края в искусстве». Использовать предложения разной конструкции, с которыми мы познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПП с несколькими придаточными, презентация

Данная презентация может быть использована в качестве наглядного материала при изучении темы "СПП с несколькими придаточными"...

Графический диктант к презентации "СПП с несколькими придаточными"

Сопутствующий материал к презентации "СПП с несколькими придаточными"...

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Данную презентацию можно использовать как наглядный материал к теоретической части урока....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...