Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_i_znak.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Гулькевичский район с. Отрадо-Кубанское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза
Михалько Василия Пимоновича
с. Отрадо-Кубанского муниципального образования Гулькевичский район
Краснодарского края
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Употребление разделительных Ъ и Ь».
Класс: 5 «А»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №15
им.В.П.Михалько
Мочалова Е.В.
2016год
Урок русского языка «Употребление разделительных Ъ и Ь».
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Цель: обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение, умение применять правило правописания слов с разделительным Ъ и Ь.
Задачи:
1.Предметные
- познакомить обучающихся с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь».
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы.
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.
3. Личностные
- устанавливать коммуникативные связи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать условия выбора правописания разделительных Ъ и Ь».
Уметь вычленять из текста слова с данной орфограммой.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
-Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли .
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).
Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их
Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.
Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).
Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…
Какую роль выполняет Ь?
Проверка индивидуальной работы.
3. Основная часть урока.
1.В нашем классе есть две ученицы – Ольга и Софья. Каждая из двух девочек утверждает, что в её имени пишется разделительный ь знак. Так ли это?
Что поможет это доказать? Ольга, Софья. Сравнивается транскрипция написания этих слов.
(В одном слове появляется звук [й], который разделяет согласный глухой [ф] от гласного, нет слияния)
[Ол’га ] - обозначает мяг. согл. зв.
[Соф’й’а ]– разделительный ъ знак.
2. Создание проблемной ситуации.
Расскажите правило написания разделительного ь знака в словах.
Предъявление ученикам противоречивых мнений .
На доске – запись:
Не за то волка [б’ й у т], что сер, а за то, что овцу [с’ й э л].
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Почему два слова записаны в транскрипции? (Есть звук [й] – «сигнал опасности»: надо подумать, что писать).
– Спишите пословицу в тетрадь, заменив транскрипционную запись буквенной.
Возникает затруднение – дети спрашивают, какую букву писать.
3. Актуализация проблемы.
– Почему у вас возник этот вопрос?
(«Работа» у букв Ь и Ъ одинаковая – предупредить о наличии звука [й], а перед Ю и Е может быть написана любая из этих букв).
Действительно:
Оба знака хороши,
Достойны оба чести,
Ведь стоят у нас они
В очень нужном месте.
4. Поиск решения.
У меня есть два варианта разрешения данной ситуации:
1. Я просто скажу вам, что писать.
2. Вы попробуете сами разрешить эту проблему. (Дети выбирают 2-й вариант).
В результате наблюдения за двумя группами слов
Съехал Вьюга
Отъехал Колья
Въехал Ульи
Подъехал Варенье
дети легко находят объяснения Ь и Ъ, формулируют вывод, который затем сверяют с правилом в учебнике.В конце делается общий вывод по теме и записывается алгоритм правила.
После приставки на согласную перед буквами е, е, ю, я пишется разделительный Ъ знак. А в середине слов перед буквами е, е, ю, Я, И. пишется разделительный Ь знак.
( запись алгоритма в тетради для правил).
5. Физкультминутка.
Выберите любую понравившуюся линию и проследите глазами по ней несколько раз.
Здоровьесберегающий подход (Выполняют сидя.)
6. Применение нового.
1. Образуйте новые слова с корнем езд, используя только приставки и запишите их в тетрадь.
По-, под-, в-, от-, про-, об-, раз -пере-.
2.Приготовьте сигнальные карточки.
Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.
Девочки показывают разд. Ь, если в слове пишется Ь.
Судья, соловьи, объявление, поёт, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, заехал, съёжился, безделье, разъехались.
3. Запишите словосочетания в 2 колонки.
с разделительным Ь с разделительным Ъ
в_ёт гнездо,об_яснить задачу, собирать лист_я, сер_ёзная опасность, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_ярённый зверь, под_ёмный кран, отличное здоров_е.
4. Вставьте пропущенные буквы.
С_ёмка, варен_е, дерев_я, олад_и, коп-ё, об_едем,лист_я, ноч_ю, руч_и, вз_ерошенные, с_ехал.
5. Это интересно! Из истории языка.
Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 1917-1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
6. Собери пословицы.
Вставь пропущенные буквы.
I. Учен.._е свет, II. надо в воду лезть.
Чтобы рыбку с..есть ядра не с..ешь,
Не рзгрызёшь ореха а не ученье тьма.
7. Развитие орфографической зоркости.
В подезде я увидел взерошенного котёнка. Он сёжился от страха под лестницей, а над ним стоял разярённный пёс. Котёнка я забрал домой.
Назовите слова, в которых допущена ошибка.
8. Письмо с комментированием. Упр. 84 Взаимопроверка.
7. Итоговая беседа.
Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.
Сформулируйте правило употребления разделительных Ъ и Ь.
8. Домашнее задание: п.17, упр.87
9. Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- У меня получилось…
10. Использованная литература.
1.Разумовская М. М. и др. Русский язык: учебник для 5 кл. для общеобр. учрежд. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 368 с.
2.Поурочные разработки по русскому языку.5 класс.-М.: ВАКО, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...