Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы). 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок 5 класс "Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы)
Цель урока: сформировать у учащихся умения находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, определять цель и правильность их использования в речи.
Ход урока
- Объявление темы и цели урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное…
(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?
(Лексикология)
- Работа над темой урока.
Учитель: Я знаю, что вы любите путешествовать, сегодня нас ожидает поездка в страну, недавно открытую на нашем глобусе знаний, ЛЕКСИКА.
Наш поезд проследует несколько городов. Названия этих городов вы видите на нашей карте, так будет и звучать тема нашего сегодняшнего урока Синонимы. Антонимы. Омонимы.
На закрытой доске висит карта «Синонимы. Антонимы. Омонимы»
Учащиеся записывают дату и тему урока.
А сейчас удобнее усаживайтесь в своих купе. (Учащиеся разделены на три группы по 10 человек). Мы отправляемся в путешествие. От того, каким дружным будет ваше купе, зависит успех путешествия.
Перед вами лежат зелёные кружочки – светофоры. Когда купе выполнит задание – сигнализируйте, что готовы к отправлению.
Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».
Учитель открывает доску, на доске нарисованы три домика.
Учитель: В каждом доме живут интересные жильцы – слова. А какие в каком домике живут, мы будем с вами выяснять в ходе нашего путешествия.
Сейчас каждое купе получит свое задание, на выполнение которого отводится вам 2 минуты, а после завершения работы над ними вы будете знакомить нас с жителями города, в который вы попали. Кто завершает работу над заданиями, поднимает зеленый кружочек.
Учитель раздаёт конверты с заданиями каждой группе под музыку.
Та группа, которая первой выполняет задание, учитель открывает окошко в соответствующем домике (например – синонимы), затем – во втором, после – в третьем.
Карточка для 1 группы:
Задание № 1. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Вопросы к тексту:
- к какой части речи они принадлежат?
- чем отличаются эти слова? Для чего служат они в речи?
- что вы знаете о синонимах?
(это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов).
Задание № 2. Записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить написание, подобрать антонимы к данным словам:
Скуч…ный –
Счаст….е –
Поз…ний –
Под…ем –
Лож…–
Задание № 3. Отгадайте шутливые загадки. Чем являются отгадки по значению? С двумя отгадками составьте свои предложения.
На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради)
Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный)
Какое крыло никогда не летает? (Автомобильное)
Какой лук не кладут в суп? (Оружие для стрельбы)
Учащиеся, выполнив задания, защищают их перед всем классом, озвучивая и вопросы и ответы.
Задания для всего класса:
№ 1. Найдите соответствие между словами и их синонимами.
Неразговорчивый Легкомысленный
Непрестанный Рассеянный
Невнимательный Молчаливый
Несерьёзный Беспрерывный
№ 2. А сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которая у вас есть на партах, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме и зимнему дню.
Первая строка | Одно имя существительное | Дружба |
Вторая строка | Два имени прилагательных | Искренняя, душевная. |
Третья строка | Два глагола или описания действия | Помогать, понимать. |
Четвертая строка | Фраза, показывающая личное отношение к теме | Настоящих друзей немного. |
Пятая строка | Синоним к существительному из первой строки | Взаимопонимание |
Образец:
Зима
Снежная, холодная
Метёт, воет, морозит
Настоящая королева
Сказка.
Учитель: У каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Придумали это французы, поэтому в переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».
Учащиеся читают свои синквейны.
Карточка 2 группы:
Задание № 1. Подготовить и разыграть сценку.
Первый герой: Ну и жарко!
Второй герой: Да ты что? Холодно!
Первый герой: Я весь покраснел!
Второй герой: А я побелел!
Первый герой: Ты что такой кислый?
Второй герой: А ты что – сладкий?
Первый герой: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
Второй герой: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.
- как называются такие пары слов?
- что вы знаете об антонимах?
Задание № 2. Объясните смысл омонимов.
Образец: Бокс – вид спорта; изолированное помещение.
Среда – день недели; условия, окружающие человека.
Замок – строение, устройство, с помощью которого закрывают помещение.
Месяц – часть года, небесное тело.
Мука – вещество для выпечки, состояние человека.
Задание № 3. Подберите и запишите в тетради синонимы к словам картина, изображать.
- составьте с двумя из них предложения с прямой речью. Объясните знаки препинания.
Задание для всех учащихся:
№ 1. Прочитайте текст, представленный вам на доске.
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.
Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (о зиме)
Ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, высокое – низкое, чудесная – ужасная.
№ 2. Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.
1. Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач)
3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь …(тишина)
Карточка для 3 группы:
Задание № 1. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь омонимы.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- чем отличаются эти слова?
- что вы знаете об омонимах?
(слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению)
Задание № 2. Найдите соответствия между устаревшими словами и синонимами.
Очи Говорит
Чело Губы
Уста Парикмахер
Баталия Глаза
Глаголет Лоб
Брадобрей Битва
Задание № 3. Запишите пословицы, на месте пропуска вставить антонимы:
Горька работа, да хлеб ….
Маленькое дело лучше … безделья.
Труд кормит, а (…) портит.
Задание для всех учащихся:
Отгадайте загадки:
а) Я от солнца, от огня, б) Сейчас я, правда, устарела,
Яркий луч несёт меня А прежде было много дела,-
Но бывает смысл иной: Как выйду на зелёный луг,
Весь огромный шар земной. Так забываю про досуг.
(свет) (коса)
в) Любая мода не вечна, г) Хоть и всякий полуостров
Не изменяюсь я одна, Более меня раз во сто,
И девочки всегда и всюду Я водою, как и он,
Меня носить, конечно, будут. Омываюсь с трёх сторон.
(коса) (коса)
- Итоги урока.
5. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синонимы, антонимы, омонимы
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы. -ЦЕЛИ урока:образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в ре...
Урок русского языка в 5 классе"Синонимы,антонимы,омонимы"
Урок-объяснение нового материала...
Презентация к уроку руского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"
Презентация составлена учащейся 5 класса , демонстрирует правила и иллюстрации, подобранные к ним....
Проверочная работа по теме "Лексика" 5 класс. Синонимы, антонимы, омонимы.
Проверочная работа по теме "Лексика" 5 класс. Синонимы, антонимы, омонимы....
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».
План-конспект урока русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: "Синонимы. Антонимы.Омонимы"...
Презентация к уроку "Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы."
Урок построен по принципу телепередачи "Своя игра". Это позволяет сделать занятие увлекательным и повысить уровень заинтересованности студентов....
План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс
Предметные результаты:закрепить умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим...