Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы). 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Короткова Светлана Георгиевна

Открытый урок 5 класс "Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы)"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группы слов по значению (синонимы, антонимы, омонимы)

Цель урока: сформировать у учащихся умения находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, определять цель и правильность их использования в речи.

Ход урока

  1. Объявление темы и цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

(Лексикология)

  1. Работа над темой урока.

Учитель: Я знаю, что вы любите путешествовать, сегодня нас ожидает поездка в страну, недавно открытую на нашем глобусе знаний, ЛЕКСИКА.

Наш поезд проследует несколько городов. Названия этих городов вы видите на нашей карте, так будет и звучать тема нашего сегодняшнего урока Синонимы. Антонимы. Омонимы.

На закрытой доске висит карта «Синонимы. Антонимы. Омонимы»

Учащиеся записывают дату и тему урока.

А сейчас удобнее усаживайтесь в своих купе. (Учащиеся разделены на три группы по 10 человек). Мы отправляемся в путешествие. От того, каким дружным будет ваше купе, зависит успех путешествия.

Перед вами лежат зелёные кружочки – светофоры. Когда купе выполнит задание – сигнализируйте, что готовы к отправлению.

Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».

Учитель открывает доску, на доске нарисованы три  домика.

 Учитель: В каждом доме живут интересные жильцы – слова. А какие в каком домике живут, мы будем с вами выяснять в ходе нашего путешествия.

Сейчас каждое купе получит свое задание, на выполнение которого отводится вам 2 минуты, а после завершения работы над ними вы будете знакомить нас с жителями города, в который вы попали. Кто завершает работу над заданиями, поднимает зеленый кружочек.

Учитель раздаёт конверты с заданиями каждой группе под музыку.  

Та группа, которая первой выполняет задание, учитель открывает окошко в соответствующем  домике (например – синонимы), затем – во втором, после – в третьем.    

Карточка для  1 группы:

Задание № 1. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы.

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Вопросы к тексту:

- к какой части речи они принадлежат?

- чем отличаются эти слова? Для чего служат они в речи?

- что вы знаете о синонимах?

(это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; различаются оттенками значений; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов).

Задание № 2. Записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить написание, подобрать антонимы к данным словам:

Скуч…ный –

Счаст….е –

Поз…ний –

Под…ем –

Лож…–

Задание № 3. Отгадайте шутливые загадки. Чем являются отгадки по значению? С двумя отгадками составьте свои предложения.

На каких полях не сеют и не пашут? (Поля тетради)

Из какого крана нельзя напиться? (Кран строительный)

Какое крыло никогда не летает? (Автомобильное)

Какой лук не кладут в суп? (Оружие для стрельбы)

Учащиеся, выполнив задания, защищают их перед всем классом, озвучивая и вопросы и ответы.

Задания для всего класса:

№ 1. Найдите соответствие между словами и их синонимами.

Неразговорчивый                             Легкомысленный

Непрестанный                                   Рассеянный

Невнимательный                              Молчаливый

Несерьёзный                                      Беспрерывный

№ 2. А сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которая у вас есть на партах, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства зиме и зимнему дню.

Первая строка

Одно имя существительное

Дружба

Вторая строка

Два имени прилагательных

Искренняя, душевная.

Третья строка

Два глагола или описания действия

Помогать, понимать.

Четвертая строка

Фраза, показывающая личное отношение к теме

Настоящих друзей немного.

Пятая строка

Синоним к существительному из первой строки

Взаимопонимание

Образец:  

Зима

Снежная, холодная

Метёт, воет, морозит

Настоящая королева

Сказка.

Учитель: У каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Придумали это французы, поэтому в переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».

Учащиеся читают свои синквейны.

Карточка 2 группы:

Задание № 1. Подготовить и разыграть сценку.

Первый герой: Ну и жарко!

Второй герой: Да ты что? Холодно!

Первый герой: Я весь покраснел!

Второй герой: А я побелел!

Первый герой: Ты что такой кислый?

Второй герой: А ты что – сладкий?

Первый герой: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

Второй герой: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

- как называются такие пары слов?

- что вы знаете об антонимах?

Задание № 2. Объясните смысл омонимов.

Образец: Бокс – вид спорта; изолированное помещение.

Среда – день недели; условия, окружающие человека.

Замок – строение, устройство, с помощью которого закрывают помещение.

Месяц – часть года, небесное тело.

Мука – вещество для выпечки, состояние человека.

Задание № 3. Подберите и  запишите в тетради синонимы к словам картина, изображать.

- составьте с двумя из них предложения с прямой речью. Объясните знаки препинания.

Задание для всех учащихся:

№ 1. Прочитайте текст, представленный вам на доске.

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные и по этим словам создайте новый текст.

Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (о зиме)

Ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, высокое – низкое, чудесная – ужасная.

№ 2. Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.

1. Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …(плач)

3. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь …(тишина)

Карточка для 3 группы:

Задание № 1. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь омонимы.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

- чем отличаются эти слова?

- что вы знаете об омонимах?

(слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению)

Задание № 2. Найдите соответствия между  устаревшими словами и синонимами.

Очи                                                   Говорит

Чело                                                  Губы

Уста                                                  Парикмахер

Баталия                                            Глаза

Глаголет                                          Лоб

Брадобрей                                       Битва

Задание № 3. Запишите пословицы, на месте пропуска вставить антонимы:

Горька работа, да хлеб ….

Маленькое дело лучше … безделья.

                                  Труд кормит, а (…) портит.

Задание для всех учащихся:

Отгадайте загадки:

а) Я от солнца, от огня,        б) Сейчас я, правда, устарела,

    Яркий луч несёт меня            А прежде было много дела,-

    Но бывает смысл иной:                                   Как выйду на зелёный луг,

    Весь огромный шар земной.                           Так забываю про досуг.

                                       (свет)        (коса)

в) Любая мода не вечна,        г) Хоть и всякий полуостров

    Не изменяюсь я одна,            Более меня раз во сто,

    И девочки всегда и всюду            Я водою, как и он,

    Меня носить, конечно, будут.            Омываюсь с трёх сторон.

        (коса)        (коса)

  1. Итоги урока.

     5. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синонимы, антонимы, омонимы

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы. -ЦЕЛИ  урока:образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в ре...

Презентация к уроку руского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"

Презентация составлена учащейся 5 класса , демонстрирует правила и иллюстрации, подобранные к ним....

Проверочная работа по теме "Лексика" 5 класс. Синонимы, антонимы, омонимы.

Проверочная работа по теме "Лексика" 5 класс. Синонимы, антонимы, омонимы....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».

План-конспект урока русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой с применением мультимедийной презентации по теме: "Синонимы. Антонимы.Омонимы"...

Презентация к уроку "Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы."

Урок построен по принципу телепередачи "Своя игра". Это позволяет сделать занятие увлекательным и повысить уровень заинтересованности студентов....

План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс

Предметные результаты:закрепить  умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим...