Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Свирина Анастасия Евгеньевна

В презентации представлен материал, который поможет подготовиться к выборочному изложению и учителю, и детям. Для учителя в презентации приведён четкий алгоритм действий. Подобная подготовка к изложению поможет ученикам разобраться в значениях некоторых усторевших слов, фразеологизмов, встречающихся в тексте, а также позволит избежать орфографических, пунктуационных и фактических ошибок при написании изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_vyborochnoe_izlozhenie_-_opisanie.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И .С . Тургенева «Бирюк» 7 класс МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Слайд 2

Текст изложения Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. — Ты разве одна здесь? — спросил я девочку. — Одна, — произнесла она едва внятно. — Ты лесникова дочь? — Лесникова , — прошептала она. Дверь заскрыпела , и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню. — Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною. Я поблагодарил его и спросил его имя. — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк *. — А, ты Бирюк? Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается». Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

Слайд 3

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Он сумел раскрыть проблемы общества и взаимоотношений разных поколений XIX века, которые актуальны и по сей день.

Слайд 4

Вспомним! Читали ли вы уже рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Как называется цикл произведений И. С. Тургенева, в который входит рассказ? В чём заключается главная мысль рассказа? Кто такой Бирюк? Какими качествами обладал Бирюк? Как его можно описать?

Слайд 5

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Какие характерные черты описания как типа речи вы помните? Обратимся к обобщающей таблице

Слайд 6

Цель и п редмет описания Композиция описания Преобладающие части речи Особенности оформления языковых единиц Цель: дать адресату наиболее полное представление о предмете. Объект описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных. Описываться могут: 1.Человек (внешность, внутренние качества). 2. Природа и её различные компоненты (животный, растительный мир и т.п.). 3.Окружающая обстановка и др. 1.Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете; 2.Основная часть — характеристика предмета, обозначение различных деталей. 3.Концовка — авторское отношение к предмету, заключение. Имя существительное (кто? что ?), имя прилагательное (какой ?). Описание может быть дано как в настоящем, так и в прошедшем и будущем времени. В описании невозможно сочетание времен глагола. Для описания характерно использование простых предложений, часто с однородными членами предложения.

Слайд 8

О чем говорится в прочитанном мной тексте? Что описывается? Сколько вы обнаружили объектов описания? Прочитайте выразительно вслух только тот момент, где описываются внешность и суровый нрав Бирюка. На какие признаки и детали автор обращает наше внимание ? Обсудим!

Слайд 9

МОЛОДЕЦ В народной словесности: удалец, храбрец. Например, добрый молодец Разберёмся…

Слайд 10

ЗАМАШНЫЙ устар. то же, что зама́шковый ; спряденный или сотканный из замашки, т. е. посконный. Разберёмся…

Слайд 11

ВЯЗАНКА устар. с вязка хвороста, дров. Разберёмся… ХВОРОСТ устар. с ухие опавшие ветви деревьев, тонкие сучья, тонкие стволы.

Слайд 12

Вспомните, какое языковое явление называют фразеологизмом? Найдите в описательной части текста (в описании Бирюка) фразеологизмы и определите их значение. Вспомним!

Слайд 13

БОЯТЬСЯ КАК ОГНЯ Устойчивое сочетание (фразеологизм). Очень сильно бояться чего-либо, кого-либо. Проверим!

Слайд 14

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ Устойчивое сочетание (фразеологизм). Внезапно, неожиданно. Проверим!

Слайд 15

молодца (молодец) Словарно-орфографическая работа

Слайд 16

могучие (словарное слово, запомни! ) Словарная работа Словарно-орфографическая работа

Слайд 17

мышцы (в окончаниях после Ц пишется Ы ) Словарно-орфографическая работа

Слайд 18

чёрная (чернеть) Словарно-орфографическая работа

Слайд 19

о крестные (крест – этимологически родственное слово: дословно обозначает «место вокруг креста») Словарно-орфографическая работа

Слайд 20

Н а сколько частей мы можем разделить фрагмент, в котором описывается внешность и нрав Бирюка? Прочитайте первую часть. О чём в ней говорится? Как мы её озаглавим? Прочитайте вторую часть. Как мы озаглавим её? Какое заглавие может иметь третья часть? Прочитайте её ещё раз. От какого лица вам необходимо будет написать изложение? Обсудим!

Слайд 21

План Языковой материал I. II. 1. 2. Пример оформления таблицы

Слайд 22

Составим сложный план! План Вопросы Языковой материал I .Удивление рассказика . 1. Какая ситуация описывается в исходном фрагменте перед описанием внешности Бирюка? 2. С помощью какого предложения можно осуществить переход к описанию? Лесник обратился ко мне, тряхнув кудрями. [-=,-.-.-]. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Слайд 23

Составим план! План Вопросы Языковой материал II .Внешность Бирюка. Описание роста. Описание телосложения. Описание одежды. Описание черт лица 1. На какие детали внешности автор обращает внимание? 2. С помощью каких частей речи рассказчик описывает лесника? Описание роста («высок»), телосложения («плечист ») , одежды («мокрой замашной рубашки») , черт лица (« суровое и мужественное лицо »). Составим сложный план!

Слайд 24

План Вопросы Языковой материал III .Отзывы мужиков о Бирюке . 1. Как относятся окрестные мужики к Бирюку? 2. Как называют крестьяне лесника? 3. Можно ли заменить прямую речь в анализируемом фрагменте косвенной? Каким способом? 4. Какие качества мужики выделяют в Бирюке? Крестьяне считают, что лесник – мастер своего дела. Сущ . Сущ . Составим план! Составим сложный план!

Слайд 26

Оцени пересказ своего товарища! Перескажем! Удалось ли отразить все микротемы ? Не были ли упущены значимые детали в описании? Сохранился ли описательный стиль изложения? Не было ли допущено речевых и фактических ошибок?

Слайд 27

1. Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др . 2 . Культура речевого общения: теория и практика обучения : учебное пособие / О.М. Казарцева . – 5-е издание. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 496 с . 3. https:// ilibrary.ru/text/1204/index.html Ресурсы

Слайд 28

Свирина Анастасия Евгеньевна Студентка 4 курса факультета филологии НФИ КемГУ Адрес электронной почты: svirstya@gmail.com Сведения об авторе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Научить писать выборочное изложениеОбучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;Формировать у учащихся умения отбирать факты дл...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М Шолохова Судьба человека

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М Шолохова Судьба человека...

Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М. Шолохова "Судьба человека"...

Презентация к уроку "Выборочное изложение-описание помещения"

Данная презентация поможет учащимся успешнее написать изложение, так как перед глазами у них будет зрительный ряд. Рекомендуется использовать на уроках со слабыми классами...


 

Комментарии

Топоровская Анастасия Максимова

Очень хороший материал, всё структурировано, проведена подробная работа с текстом!На мой взгляд, прекрасная презентация для написания выборочного изложения! Всё чётко и понятно!