Урок развития речи по русскому языку по теме "Описание природы.Зима"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку на тему "Описание природы. Зима" предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи для 6 класса | 889.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе на тему: "Подготовка к сочинению-описанию "Природа зимой"
Тип урока: развитие речи.
Цели урока:
- Дать понятие о пейзажной зарисовке;
- закрепить и углубить навыки работы над сочинением-описанием;
- познакомить и вызвать интерес у учащихся к творчеству А.С.Пушкина и И.Шмелёва.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Учитель: Дорогие ребята! На дворе прекрасная погода, и наш сегодняшний урок хочется посвятить самому сказочному времени года – зиме. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классную работу. А начнём мы наш урок с небольшого словарного диктанта. | Учащиеся в тетрадях записывают число и классную работу. |
2. Задание: объясните орфограммы. Словарный диктант: природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование. | Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. |
а) Какие слова вызвали затруднение? Давайте обратимся к толковому словарю Д.И.Ожегова и найдём их значение. | Учащиеся работают со словарями и находят значения слов: |
б) Какие слова можно объединить одной темой, назвать одним термином? | Ответ учащихся: повествование, описание, рассуждение – типы речи. |
в) Какой тип речи называется повествованием, рассуждением? | Повествование – тип речи, в котором обычно говорят о действиях и событиях. |
г) Что такое описание? Что может быть объектом описания? | Ответ учащихся: Описание – перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурные сооружения, памятники. |
д) По какому плану строится описание? | Ответ учащихся: |
3. Учитель: Описание природы. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Зимний пейзаж» (Слайд №1) | Учащиеся записывают тему урока в тетради. |
4. Учитель зачитывает строки, написанные на слайде №2: | Автор строк А.С.Пушкин. |
б) Определите, каково отношение поэта к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение? | Учащиеся работают с текстом, находят в нём и зачитывают тропы, высказывают своё мнение, делают предположения. |
в) Какие выразительные средства языка использует поэт? (эпитеты, метафора) | |
г) Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чём пишет поэт? | |
5. К.Г.Паустовский писал: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».(Слайд №3) Так что же видит за словами писатель? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из романа И.С.Шмелёва «Лето Господне». (Слайд №4) | Один ученик выразительно зачитывает отрывок: |
6. Вопросы учителя: | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
б) Обратите внимание на описание звёзд. Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими? |
|
в) Какие эпитеты подбирает автор к слову «воздух»? Почему? | Ответы учащихся: |
г) Какое необычное сравнение встретилось вам в последней части? Как вы его понимаете? | Ответы учащихся: |
7. Учитель: Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. Обратимся к порядку работы над сочинением (слайд №5):
|
|
8. Обобщение: Что нового вы узнали на уроке? Где вам может пригодиться умение описывать природу? | Учащиеся делают выводы об изученном материале. |
9. Домашнее задание: Напишите сочинение-описание на одну из тем: | Учащиеся записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"
Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....