КИМ - олимпиада по русскому языку в 6 классе.
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)
ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС.
Задания предназначены для подготовки и/или проведения олимпиады по русскому языку в 6 классе.
Данные задания основаны на типовых заданиях в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА).
КИМ состоят из 3 частей – А, В и С:
- блок А – 5 заданий;
- блок В – 4 задания;
- блок С – написание сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста (не менее 50 слов).
На выполнение работы отводится 60 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_-_olimpiada_po_russkomu_yazyku._6_klass.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс
«Работа с одарёнными детьми и
детьми с высокими познавательными способностями»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)
ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС.
Задания предназначены для подготовки и/или проведения олимпиады по русскому языку в 6 классе.
Данные задания основаны на типовых заданиях в форме Государственной итоговой аттестации (ГИА).
КИМ состоят из 3 частей – А, В и С:
- блок А – 5 заданий;
- блок В – 4 задания;
- блок С – написание сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста (не менее 50 слов).
На выполнение работы отводится 60 минут.
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1. |
(1)Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. (2)Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» (3)Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
- (4)Что это значит?
- (5)А разве язык не самое лучшее на свете?.. (6)Ничего нет лучше языка!
- (7)Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
(8)На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
- (9)Что это значит?
- (10)А разве язык не самое худшее на свете?.. (11)Ничего нет хуже языка!
(12)Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
(По книге М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция»)
Задания А1-А5 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А2-А5 даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А2-А5 обведите кружком. |
А1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп? Напишите их.
- __________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________
А2. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ЯЗЫК 5 звуков.
- В слове ЕМУ все согласные звуки твёрдые.
- В слове ЕСТЬ одинаковое количество букв и звуков.
А3. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
- ничего
- пришли
- признать
А4. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
- омонимия
- синонимия
- полисемия
А5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЯЗЫК в предложениях 6 и 11.
- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.
- Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса её, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков.
- Способность говорить, выражать свои мысли.
Часть 2
В1. Укажите фразеологизм.
- острый язык
- варёный язык
- подаёт языки
В2. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Ответ: _________
В3. Среди предложений 4-7 найдите предложение с союзом что. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________
В4. В предложении 2 из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения.
Однажды Ксанф устроил угощение ученикам ,(1) послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего,(2) что есть на свете!»
Ответ: ________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание С1. |
С1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса пословицу: «Язык мой – враг мой».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера: один пример из текста, второй – из художественного произведения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Начать сочинение вы можете словами пословицы.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1. |
(1)Наши далёкие предки использовали в качестве денег самые различные и диковинные вещи. (2)У древних славян роль денег играли лён и изготовленная из него ткань - полотно. (3)От слова «полотно» произошло всем известное слово «платить». (4)А вот на севере страны роль денег выполняли шкурки соболей, белок, лисиц, куниц и другого ценного пушного зверя.
(5)С конца Х века на Руси появились металлические деньги – монеты собственного производства. (6)До этого использовали деньги, вывезенные из других стран. (7)Первые русские монеты изготовлялись на кружках, вырубленных из листов металла.
(8)Слово «деньги» (в древнерусском языке было единственное число - деньга) известно у нас с конца XIV века. (9)Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
Задания А1-А5 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1, А3, А4 даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1, А3, А4 обведите кружком. |
А1. Укажите ошибочное суждение.
- В слове МОНЕТЫ все согласные звуки твёрдые.
- В слове ПОЯВИЛИСЬ одинаковое количество букв и звуков.
- В слове (С) КОНЦА буква о обозначает звук [а].
А2. В предложениях 5-7 найдите слово, в котором наблюдается чередование согласных в корне. Напишите это слово.
Ответ: ________________________________
А3. Укажите правильный вариант деления слова ИЗГОТОВЛЯЛИСЬ на морфемы.
- из-готов-л-я-л-и-сь
- из-готовл-я-л-и-сь
- из-готовл-ял-и-сь
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ДИКОВИННЫЕ в предложении 1.
- экзотические, особенные
- особенные, непривычные
- необыкновенные, странные
А5. Написание какого слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных, основа которых оканчивается на –Н, пишется НН»?
- диковинные
- собственного
- ценного
Часть 2
В1. Выпишите фразеологизм из предложения 2.
Ответ: ________________________________
В2. Какие грамматические изменения в строе русского языка можно наблюдать в предложении 8?
Ответ: ______________________________________________________________
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ: ________________________________
В4. Среди предложений 1-4 найдите предложение, не осложнённое однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе задание С1. |
С1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса пословицу:
«Когда деньги говорят - правда молчит».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера: один пример из художественного произведения, второй – из реальной жизни (федеральных и/или региональных новостей, передач, личного опыта).
Начать сочинение вы можете словами пословицы.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
О т в е т ы
ВАРИАНТ 1
А1 | В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну». |
А2 | 2 |
А3 | 2 |
А4 | 1 |
А5 | 3 |
В1 | 1 |
В2 | Эзоп подаёт. |
В3 | 7 |
В4 | 2 |
ВАРИАНТ 2
А1 | 1 |
А2 | Кружках. |
А3 | 2 |
А4 | 3 |
А5 | 3 |
В1 | Играли роль. |
В2 | В современном русском языке слово «деньги» имеет форму только множественного числа. |
В3 | Использовали. |
В4 | 3 |
Структура сочинения-рассуждения должна соответствовать схеме:
ТЕЗИС АРГУМЕНТ 1 АРГУМЕНТ 2 ВЫВОД
- Список литературы:
- Голуб И.Б.. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.- 464 с.
- Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Хаустова Д.А.. Государственная итоговая аттестация 2013. Русский язык: сборник заданий. 9 класс. – М.: Экзамен, 2013. – 255 с.
- Казбек-Казиева М.М.. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006, 192 с.
- Львова С.И.. Государственная итоговая аттестация 2013. Русский язык: сборник заданий. 9 класс. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.
- Лексикографические источники:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В двенадцати томах. Т. 12. Теч-Ящи. – М.: Мир книги, 2004. - 416 с.
- Словарь синонимов / Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М.: Мир книги, 2004. – 400 с.
- Ушаков Д.Н.. Большой толковый словарь русского языка.- М.: Дом славянской книги, 2008. – 960 с.
- Фразеологический словарь/ Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М.: Мир книги, 2005. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку. 6 класс
Интересные задания для работы с одарёнными детьми....
Олимпиада по русскому языку. 6 класс
Олимпиада включает задания по всем разделам курса, составлена с учетом материала по подготовке учащихся к предметным олимпиадам....
Олимпиада по русскому языку 9 класс
Главное назначение материала-ознакомить с характером и направлением конкурсных заданий, помочь подготовить учащихся к различным видам олимпиадных заданий....
Олимпиада по русскому языку 9 класс
Олимпиадне задания по русскому языку (9 класс) 2011 года...
Школьный тур олимпиада по русскому языку 10 класс
Олимпиада по русскому языку, 2011 год...
Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.
Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе содержат в себе задания по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...
Олимпиада по русскому языку 6 класс
В материале представлены задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку...