Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Махмутова Любовь Станиславовна

Олимпиадне задания по русскому языку (9 класс) 2011 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_rus_yaz_s_otvetami.doc20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада. РУССКИЙ ЯЗЫК  9 КЛАСС. Ключ к заданиям.

1)Орфография

Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова  (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

За каждыйверный  вариант - 1 балл, обоснование - 1 балл.

Максимальное количество баллов – 6.

    Ответ

:Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

-  образованное от  глагола совершенного вида сузить  страдательное причастие

пишется как  суженный;

 - образованное от глагола совершенного вида  ссудить  страдательное причасти пишется как ссуженный;

 - существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного,

в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

               

2)Фонетика

Какие звуки может обозначать предлог с? Приведите примеры.

За каждый пример -1 балл.

Максимальное количество баллов - 6.

    Ответ:< с >- с папой     <с'> - с тетей      <ш> - с Шурой

                < з >- с дома      < з'> - с дядей      <ж> - с Женей

3)Фразеология

Объясните значение фразеологизма "битый час", каково его происхождение?

За ответ - 1 балл. За верно указанное происхождение - 2 балла.

Максимальное количество баллов - 2

   Ответ:

Битый час – целый час.

Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

 

4)Морфология

Определите одушевленность//неодушевленность существительных. Вспомните, на каком принципе основывается выбор.

толпа             класс

мертвец         труп

кукла             актер

За каждый верный ответ - 0,5 баллов, правило - 1 балл

Максимальное количесто баллов - 4.

   Ответ: толпа-неодуш.       класс-неодуш.

                мертвец-одуш.      труп-неодуш.

                кукла-неодуш.        актер-одуш.

 Неодушевленные : В.п. мн.ч.=Им.п. мн.ч.

 Одушевленные: В.п. мн.ч.=Р.п. мн.ч.

5)Лексика

Какое значение имеют следующие слова: десница, спам, перст, кочет, кок. К какому разряду (по происхождению или сфере

 употребления) они относятся.

За каждый верное значение - 1 балл.За каждый разряд - 1 балл

Максимальное количество баллов - 10.

   Ответ:десница-правая рука(архаизм)        

               спам-  массовая рассылка коммерческих, политич. или иного вида сообщений информации лицам, не  желающим

 ее получать(неологизм)

                кок-повар на корабле(профессионализм)

                перст-палец(архаизм)

                кочет-петух(диалектизм)

6)Словообразование.

Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке?

 Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке,

 образованы так же?

Внимание!

Розжиг костров, выдох вдоха,

выгул собак, вынос тела,

отлов рыбы и отстрел дичи, выводок гусей,

выпас и выгон скота, выродок людей,

выпорос свиней, выплав стали,

вымет икры, выплыв сели,

вылуп птиц из яиц, выпор детей,

выкур курей и выпрыг кенгурей,  загляд и залаз в дупла

выпуг тетерев, с выкуром оттуда пчел и распробом меда

        запрещен и прекращен!

За каждое верное слово - 0,1 балла, указание способа словообразования - 2,2 балла, правильно названное слово, образованное

 этим же способом (реально существующее) - 0.1 балл

Максимальное количество баллов - 4.

   Ответ:Выпорос,вымет,вылуп, выпор, выкур, выпрыг, загляд, залаз, выпуг, выкур, распроб.

               Слова образованы бессуфиксальным способом.

               Образованы так же слова: розжиг, выдох, выгул, вынос, отлов, отстрел, выпас, выплав

7)Синтаксис

Найдите и выпишите сложносочиненное предложение, укажите грамматические основы.

1)Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

2)Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

3)Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

За верно указанное предложение-2 балла, за каждую грамматическую основу - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 4.

   Ответ: Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

                Грамматические основы: не хочется думать и бродят мысли и воспоминания

8)Морфемика

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс.

издавна, подчеркивая, распустил, безвозвратный.

За верный ответ - 2 балла.

Максимальное количество баллов - 2

     Ответ: подчеркивая

9)Пунктуация

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий

губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и

 моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Максимальное количество баллов – 2.

      Ответ:

 Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня

 и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

   Обособление приложения "скота".

10)Культура речи

Выпишите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их, согласно норме.

1)Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

2)Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

3)Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

4)Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготоку.

За каждое верное предложение - 1 балл, за каждый свой вариант - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 4.

    Ответ: Над диваном подвешен очень красивый светильник.

                 Студент спросил на экзамене, может ли он взять дополнительное время на подготовку.

11)Развитие речи

Вспомните и запишите значение и происхождение вашего имени. Оформите в виде мини-сочинения.

  Максимальное количество баллов - 7.

Максимальное количество баллов  - 55.  УДАЧИ!!!!!!!!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...