Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
Олимпиадне задания по русскому языку (9 класс) 2011 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_rus_yaz_s_otvetami.doc | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада. РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС. Ключ к заданиям.
1)Орфография
Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
За каждыйверный вариант - 1 балл, обоснование - 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
Ответ
:Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:
- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие
пишется как суженный;
- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;
- существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного,
в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.
2)Фонетика
Какие звуки может обозначать предлог с? Приведите примеры.
За каждый пример -1 балл.
Максимальное количество баллов - 6.
Ответ:< с >- с папой <с'> - с тетей <ш> - с Шурой
< з >- с дома < з'> - с дядей <ж> - с Женей
3)Фразеология
Объясните значение фразеологизма "битый час", каково его происхождение?
За ответ - 1 балл. За верно указанное происхождение - 2 балла.
Максимальное количество баллов - 2
Ответ:
Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».
4)Морфология
Определите одушевленность//неодушевленность существительных. Вспомните, на каком принципе основывается выбор.
толпа класс
мертвец труп
кукла актер
За каждый верный ответ - 0,5 баллов, правило - 1 балл
Максимальное количесто баллов - 4.
Ответ: толпа-неодуш. класс-неодуш.
мертвец-одуш. труп-неодуш.
кукла-неодуш. актер-одуш.
Неодушевленные : В.п. мн.ч.=Им.п. мн.ч.
Одушевленные: В.п. мн.ч.=Р.п. мн.ч.
5)Лексика
Какое значение имеют следующие слова: десница, спам, перст, кочет, кок. К какому разряду (по происхождению или сфере
употребления) они относятся.
За каждый верное значение - 1 балл.За каждый разряд - 1 балл
Максимальное количество баллов - 10.
Ответ:десница-правая рука(архаизм)
спам- массовая рассылка коммерческих, политич. или иного вида сообщений информации лицам, не желающим
ее получать(неологизм)
кок-повар на корабле(профессионализм)
перст-палец(архаизм)
кочет-петух(диалектизм)
6)Словообразование.
Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке?
Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке,
образованы так же?
Внимание!
Розжиг костров, выдох вдоха,
выгул собак, вынос тела,
отлов рыбы и отстрел дичи, выводок гусей,
выпас и выгон скота, выродок людей,
выпорос свиней, выплав стали,
вымет икры, выплыв сели,
вылуп птиц из яиц, выпор детей,
выкур курей и выпрыг кенгурей, загляд и залаз в дупла
выпуг тетерев, с выкуром оттуда пчел и распробом меда
запрещен и прекращен!
За каждое верное слово - 0,1 балла, указание способа словообразования - 2,2 балла, правильно названное слово, образованное
этим же способом (реально существующее) - 0.1 балл
Максимальное количество баллов - 4.
Ответ:Выпорос,вымет,вылуп, выпор, выкур, выпрыг, загляд, залаз, выпуг, выкур, распроб.
Слова образованы бессуфиксальным способом.
Образованы так же слова: розжиг, выдох, выгул, вынос, отлов, отстрел, выпас, выплав
7)Синтаксис
Найдите и выпишите сложносочиненное предложение, укажите грамматические основы.
1)Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
2)Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
3)Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
За верно указанное предложение-2 балла, за каждую грамматическую основу - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 4.
Ответ: Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
Грамматические основы: не хочется думать и бродят мысли и воспоминания
8)Морфемика
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс.
издавна, подчеркивая, распустил, безвозвратный.
За верный ответ - 2 балла.
Максимальное количество баллов - 2
Ответ: подчеркивая
9)Пунктуация
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий
губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и
моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
Максимальное количество баллов – 2.
Ответ:
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня
и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Обособление приложения "скота".
10)Культура речи
Выпишите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их, согласно норме.
1)Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
2)Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
3)Старик не ответил, что он будет делать с кладом.
4)Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготоку.
За каждое верное предложение - 1 балл, за каждый свой вариант - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 4.
Ответ: Над диваном подвешен очень красивый светильник.
Студент спросил на экзамене, может ли он взять дополнительное время на подготовку.
11)Развитие речи
Вспомните и запишите значение и происхождение вашего имени. Оформите в виде мини-сочинения.
Максимальное количество баллов - 7.
Максимальное количество баллов - 55. УДАЧИ!!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классах
Материал для школьного тура....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...