Выступление на тему «Проектирование современного урока»
статья по русскому языку на тему

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Институт развития образования Республики Татарстан

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2, Школа-центр компетенции в электронном образовании Высокогорского муниципального района РТ»

Стажировка в рамках реализации программы ФЦПРО

«Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_sovremennogo_uroka.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Институт развития образования Республики Татарстан

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2, Школа-центр компетенции в электронном образовании Высокогорского муниципального района РТ»

Стажировка в рамках реализации программы ФЦПРО

«Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО»

Доклад

«Проектирование современного урока»

                                                                    Подготовила:

                                                                          Е.А.Михайлова,

учитель русского языка  

I кв. категории

МБОУ «ВСОШ №2»

18-19 августа 2016г

Республика Марий Эл, Параньга

Проектирование современного урока

      Здравствуйте, уважаемые коллеги.

      Тема моего доклада: (слайд )«Проектирование современного урока». А в качестве эпиграфа я выбрала следующее высказывание: (слайд ) «Знания никогда нельзя дать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность». Таков психологический закон усвоения знаний.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагают огромный объем информации и требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. (слайд )Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся. Поэтому (слайд )задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно- деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта второго поколения.

Давайте  вспомним, какие требования предъявлялись к традиционному уроку и предъявляются сейчас к уроку современного типа. (Таблица)

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. (слайд ) Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

(слайд ) «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

(слайд )Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?

(слайд )Первое: четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

(слайд )Второе.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

(слайд )Третье. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания и упорядочить их в соответствии с принципом "от простого к сложному".

(слайд )Четвертое. Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

(слайд )Пятое. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

(слайд )Шестое. Разработать структуру урока.

(слайд )Седьмое.Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля

(слайд) Восьмое. Разработать домашнее задание: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

(слайд) Девятое. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Из вышеперечисленного следует, что новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности.

(слайд )Без чего ещё не может быть современного урока? Без применения ИКТ.

(слайд )Возможности ИКТ:

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

(слайд )Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

Итак, (слайд) особенность федеральных государственных образовательных стандартов заключается в их деятельностном характере. А главная задача ФГОС - развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

(слайд ) Правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

-Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаем обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

- Никаких монологов на уроке! Только живой диалог.

А теперь давайте пойдём от обратного, т.е. рассмотрим требования к современному уроку, исходя из анализа недостатков проведения современных уроков.

(слайд ) Недостатки проводимых уроков

  • Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
  • Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении
  • Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
  • Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
  • Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
  • Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
  • Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
  • Эпизодический характер самоанализа, без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.

Вот такие типичные недостатки проведения современных уроков были выявлены. И какой же вывод? А вывод простой. Исправляя эти недостатки, мы сможем приблизить уроки к современным требованиям ФГОС.

Таким образом, что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

(слайд ) Современный урок – это:

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок с использованием техники;
  • урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

А закончить свою часть выступления хочу стихотворением: (слайд )

Если хочешь научить меня чему-то,

позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках… Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!

Только, пожалуйста, не торопи меня!

 

-Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования современного урока по русскому языку на тему «Культура речи»

Методический материал для преподавателя по проектированию урока по русскому языку на тему "Культура речи". Содержит технологическую карту, план урока и поясняющую презентацию. Цель проектируемого урок...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО".

Исследовательская работа учителя по теме: "Проектирование современного урока математики в рамках требований ФГОС ООО"....