Педагогический совет на тему: "Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС", презентация, раздаточный материал
методическая разработка на тему
Материаы для педагогического совета в форме проблемной деловой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vystuplenie.docx | 51.85 КБ |
pedagogicheskiy_sovet.pptx | 215.89 КБ |
tablitsa_1.docx | 12.55 КБ |
tablitsa_2.docx | 14.32 КБ |
tablitsa_3.docx | 15.11 КБ |
tekhnolog.karta_.doc | 75 КБ |
pamyatka_uchitelyam.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»
Форма проведения: проблемная деловая игра
Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
(Слайд 1)
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи (Слайд 2 – два раза)
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?
(Выслушать мнение коллег)
(Слайд 3) с темой
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Предположите, какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. (Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)
(Слайд 4 - два раза)
Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Уважаемые участники педагогического совета! Сформулируйте для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. (Заслушать несколько человек).
Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Предлагаю вам определить одно из важных условий современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). (Слайд 5 – три раза) Результативность, комфорт, творчество.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
(Работа в группах)
Результат работы групп. 1-2 минуты
К | Компетентность | Критичность | Креативность | Культура |
О | Органичность, основательность | Отдача, оптимально | Открытие Ответственность | Образованный, осознанный |
М | моделирование | мотивация | методика | мастер |
Ф | Фантазия | формирование | функциональный | фундамент |
О | Отдых, осмысленный | Открытие, организованный | обучение | Опора, озарение |
Р | Радость | развитие | Рост | Результат, рефлексия |
Т | Тепло | Творчество | Талант | темп |
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?
(Слайд 6)
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. (Слайд 7)
(Слайд 8 – ЧЕТЫРЕ РАЗА) Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
(Слайд 9) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде.
Поэтому признанным подходом в обучении выступает (Слайд 10) системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
- вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
Системно - деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Какие пути вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего педсовета?
Повестка дня
- Требования к современному уроку.
- Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
- Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС.
- Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах:
- Требования к современному уроку. Группа №1.
- Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Группа №2.
- Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС. Группа №3.
- Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
- Практикум по анализу урока в свете требований ФГОС.
Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.
Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.
Виды деятельности | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Этапы урока | Цель | Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | |
3.Постановска учебной задачи. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | |
5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | |
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий |
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
(Слайд 11)
Учитель на каждом уроке не может обойтись без технологической карты. А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
(Слайд 12)
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Учитель должен проанализировать каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.
(Раздаю раздаточный материал): Я предлагаю вам изучить матрицу анализа урока с уровневыми показателями оценки. Проанализировать предложенный урок по данной матрице.
Подведение итогов работы
Так что же для нас современный урок? Предлагаем каждой группе сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания к понятию «современный урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.».
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.
И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладошку,
каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
- большой – для меня это важно и интересно …
- указательный - я получил конкретные рекомендации…
- средний - мне было трудно (не понравилось)…
- безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - для меня было недостаточно…
Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.
Решение:
- Учителям при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические основы современного учебного занятия.
- Администрации школы и учителям-предметникам изучить и использовать в работе матрицу анализа и самоанализа урока с уровневыми показателями оценки.
- Учителям-предметникам проанализировать уровневые показатели оценки проводимых уроков в целях приведения их в соответствие с требованиями ФГОС. Предоставить заполненную матрицу самоанализа заместителю директора по УВР.
- Спроектировать и провести учебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Издать сборник «Мой лучший урок по ФГОС».
- Организовать в рамках работы МО взаимопосещение уроков учителей с заполнением матрицы самоанализа с уровневыми показателями оценки с целью выявления уровня сформированности у учителей-предметников умения проектировать современное учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра » Джон Дьюи
Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС
спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта Цель:
Условия современного урока: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОМФОРТ творчество
развитие школьников в процессе обучения активная деятельность детей: работают все и работает каждый проблемность : маленькое открытие каждый день диалог ; учёт разных мнений; вариативность творчество учителя и творчество детей интерес детей к учению, их желание учиться освоение детьми способов действий самостоятельность учащихся сотрудничество школьников друг с другом и с учителем индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам чёткость целей и ориентация на достижение результатов связь с жизнью, решение практических задач воспитание личности. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта . В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Понятие и сущность УУД
Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный
Виды универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий личностный регулятивный познавательный коммуникативный самоопределение с мыслообразо-вание н равственно-этическая ориентация целеполагание п ланирование п рогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция о бщеучебные логические п остановка и решение проблемы п ланирование сотрудничества п остановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение выражать свои мысли
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку:
1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Виды деятельности | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.
Предварительный просмотр:
Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Этапы урока | Цель | Эффективные методы, формы и приёмы достижения цели |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | |
3.Постановска учебной задачи. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | |
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | |
5.Первоначальное закрепление с проговарива- нием во внешней речи. | Усвоить учащимися новый способ действия. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. | |
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий |
Предварительный просмотр:
Тема | Звуки и буквы. |
Цель темы | 1)формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; 2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова; 3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников. |
Планируемый результат | Сформировать умения различать звук и букву. |
Основные понятия | Понятия: - звуки - буквы - согласные звуки - гласные звуки |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика, литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Тема: « Звуки и буквы» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Технологическая карта урока «Звуки и буквы».
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа |
I этап. Актуализация знаний Работа над загадкой, над произношением звуков Цель – актуализировать знания о группах слов. | Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке. Запись загадки и отгадки в тетрадях | Организовать наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись загадки и отгадки в тетрадях | I этап. Наблюдение за произношением звуков Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Соответствует ли вопрос ответу? |
II этап. Работа над новым материалом . Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы» Игра «Угадай-ка» | Открытие нового знания Ответы на вопросы Работа по карточкам в группе - обобщение полученных знаний
| 1.Учитель рассказывает грамматическую сказку. Жили-были в одной волшебной стра не Звуки. Страна была совсем крохот- ная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимыми. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За певучесть и голосистость их проз- вали…(гласными). Им подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послу- и. шайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всём м соглашались с гласными, любили с ни- м ми постоять. Назывались они…(соглас- -н ными). И вот однажды в этой стране не появился волшебник из другого го королевства. Он очень огорчился, что все жители в ней невидимки. Но он ведь был волшебником, и при -- ч чём добрым, поэтому решил подарить каждому звук по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы. Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь было своё «платье». Вот так появились и буквы. Провести опрос по ознакомленному. Организация групповой работы по карточкам. Проверка задания.
| II этап. Ознакомление звуками и буквами. -Рассказать грамматическую сказку - ответы на вопросы: 1) сколько звуков в русском языке? 2) сколько звуков? 3) почему звуков только 31, а буквы 33? Даются карточки с заданиями по группам. Iряд- М…шка (о,у,ы,ю, е) Р…чке (е, я, у, ы) Б…лка (у, о, е, ю) II ряд- Ко…ка (г, ш, р, ч, ж) Ро…а (с, з, щ, т, ф) По…а (р, б, ф, л) -Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова? - Какие буквы вы вставили? - Какие звуки они обозначают? Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Общеучебные УУД познавательные, действия постановки и решения проблем. | Какие звуки мы называем гласными, какие согласные? Продолжить предложения: Звуки мы … Буквы мы …
Какие буквы нужно вставить? |
III этап. Учебно-позновательная деятельность Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука. | Ответы на вопросы, Наблюдение звуков окружающего мира Загадывание и отгадывание загадки, наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке Запись одной загадки и отгадки в тетрадях | Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи. | III этап. Ответы на вопросы (упр.80, 81). Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД | Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя? С кем сравниваются в загадках буквы? Найдите в загадке слова с противоположным значением Рабочая тетрадь,с.23, 3-5 упр. |
IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. | Написать слова в два столбика Ответы на вопросы учителя. | Организовать групповую работу учащихся. Репродуктивное задание Учащиеся записывают полученные слова Эвристическое задание Учащиеся составляют со словами предложения. Самоорганизация в деятельности Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы. | IV этап. Игра «Путаница». На доске написаны слова, у которых перепутались буквы. Записать слова в два столбика. 1 столбик – слова начинаются с гласного, 2 столбик – слова начинаются с согласного звука.
Познавательные УУД Коммуникативные УУД
| Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам? С какого звука начинаются эти слова? |
V этап. Контролирующее задание | Ответы на вопросы | Организовать самостоятельную работу. | V этап. Самостоятельная работ . Выполнение тестовых заданий. | - Сколько в русском языке букв? Сколько звуков? Продолжить предложение: Звуки мы ….. Буквы мы… |
Результат и его оценка |
|
Предварительный просмотр:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Схема анализа урока по результатам ФГОС
Требование к уроку | Что оценивается |
1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности. | Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников. |
2. Тип, форма и содержание урока. | Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. |
3. Структура урока. | Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов. |
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей. | Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей. |
5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). | Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся. |
6. Дидактическое оснащение урока. | Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке. |
7. Формирование и развитие УДД. | Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познава-тельных, коммуникативных, регулятивных. |
8. Организация контроля и результатов обучения. | Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока. |
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. | Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.). Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся. |
10. Стиль общения. | Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником. |
Технологическая карта изучения темы
Тема | |
Цель темы | |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Планируемый результат: | |
Предметные умения, УУД | Личностные УУД: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
I этап. Мотивация к деятельности | ||
Цель – | Проблемная ситуация. | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||
Последовательность изучения | Диагностическое задание | |
Цель – |
| |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
Цель – | Репродуктивное задание Импровизационное задание Эвристическое задание Самоорганизация в деятельности | |
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности. | ||
Формы контроля; контрольное задание. | Оценка результатов деятельности | |
Самооценка | Оценка присутствующего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в свете внедрения ФГОС
Обзор УМК по математике, продолжающих учебные программы "Школа России" и "Школа XXI век" на средней ступени обучения....
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...
Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"
Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Данная статья освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Материал содержит информацию, каким должен быть урок по ФГОС....
Современный урок в свете внедрения ФГОС
Новая цель образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина РФ. Одним из ключевых понятий ...
Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Выступление на тему: современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...