Страна изученных Наречий 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок-повторение после изучения раздела "Наречие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_izuchennyh_narechiy.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 7 классе.
Учитель МБОУ «Ермошкинская СОШ» Перепелкина Марина Николаевна
Дата проведения: 17. 02. 2015.
Тема: Повторение по теме: «СТРАНА изученных наречий»
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Класс: 7.
Цели урока:
обучающие:
- повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках;
- повторение правописания гласных е - и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о - а на конце наречий, гласных о - е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.
- проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля.
развивающие:
- формирование умения правильно использовать наречия в речи;
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие логического мышления;
воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- повышение культурного уровня учащихся.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку.
Литература:
- Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.
- Программа по русскому языку.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Ребята, проверьте готовность к уроку. Я рада видеть вас на уроке русского языка. Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усвоил что-то новое и обязательно что-то прибавил к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением. Итак, мы начинаем!
2. Этап обобщения и систематизации изученного
- Запишите число.
- Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».
- Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.
БЛИЦ-ОПРОС:
Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
- Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
- В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
- Наречия образуются такими способами, как …(суффиксальный,….)
- По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
- У наречий имеются две степени сравнения: ... (сравнительная и превосходная).
- Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
- Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
- Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
- НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
- На конце наречий пишется буква А, если в этих словах есть приставки ... (из-, до-, с-).
- Дефис в наречиях пишется после приставок … (по-, в-, кое).
- Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов … (-ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь).
- Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, это … (уж, замуж, невтерпёж).
2. Словарный диктант:
Невысоко; не спокойно, а тревожно; неистово, вовсе не бескорыстно, нисколько не приятно. (Ответ: 1; 2;1;2;2)
Некогда, ниоткуда, нисколько, некуда, негде. (Ответ:1.2.2.1.1)
Естественно, доблестно, взволнованно, дружелюбно, ветрено. (Ответ: 2.1.2.1.1.)
Горячо, испытующе, заискивающе, зловеще, свежо. (Ответ: 1.2.2.2.1.)
Доверительно, изжелта, изначально, снова, дотемна. (Ответ: 1.2.1.2.2.)
По – дружески, бок о бок, точь – в – точь, исподлобья, мало – помалу. (Ответ: 2.3.2.1.2.)
Сплошь, невмочь, настежь, навзничь, невтерпеж. (Ответ: 1.1.1.1.2)
3. Работа с таблицей “ Качество знаний по теме “Правописание наречий” (учащиеся заносят в таблицу результаты цифрового диктанта после самопроверки по ключу).
4. Исследовательская работа: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
Тропинка убегала вдаль. В даль полей бежит тропинка.
К верху шеста прибили скворечню. Человек поднял лицо кверху.
К ряду берез подсадили несколько осинок. Пять дней кряду лил дождь.
Я шел на встречу с писателем. Я шел навстречу ветру.
Определите способ образования записанных наречий.
Как образованы наречия вкрутую, вверх, совсем? (Предлог + прилагательное, предлог + существительное, предлог + местоимение).
Какая трудность может возникнуть на письме в связи с этими словами? (В зависимости от контекста они могут быть написаны слитно и раздельно).
-Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?
5.Орфоэпическая задача. Расставьте ударения.
Без толку, по утру, без устали, завидно, донельзя, слабо, доверху, довеку, в розницу.
-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.
6) Физминутка для глаз и осанки.
Посмотрим налево-
Посмотрим направо,
А теперь поближе,
А потом подальше.
Руки вверх поднимем дружно
И помашем влево –вправо,
А сейчас опустим ниже,
Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.
Тихо топаем ногами.
Чтобы веселее стало,
Всё опять начнём сначала/ повторяем зарядку/.
7) Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Найдите наречия сравнительной степени, которые мы с вами использовали для отдыха.
-Чем наречия в сравнительной степени отличаются от прилагательных в сравнительной степени?
Ответ: Наречия относятся к глаголу и отвечают на вопрос как? и является обстоятельством, а прилагательное относится к существительному и отвечают на вопрос каково? И является сказуемым.
Задание : В каких предложениях встречаются наречия в сравнительной степени?
1) Всех веселее звучал голосок Катеньки.
2) На снимке лицо Бориса веселее.
3) Сегодня ансамбль пел веселее и громче
4) Всегда труднее сказать правду о себе самом.
5) Эта задача труднее предыдущих.
6) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.
7) Звонок звенел все громче и настойчивее.
8) Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений. (Слайд). Составьте с наречиями предложения.
По собственному желанию, без принуждения (добровольно).
Каждый день (ежедневно).
Честно, старательно выполняя свои обязанности (добросовестно). Перебивая друг друга (наперебой). Всеми участвовавшими в голосовании (единогласно).
С большим количеством грамматических ошибок (безграмотно). Скрытно, незаметно для других (украдкой).
Совместно с другими (сообща).
С полным желанием (охотно). Не доверяя, не веря (недоверчиво).
Перегоняя друг друга (наперегонки).
Распахнув до конца. (Настеж) Не хватает терпения, невыносимо( Невтерпёж).
9) Какую роль играют наречия в нашей речи?
Ответ: Наречия делают нашу речь более точной и выразительной.
Издавн(а;о) русские люди считались храбрыми воинами. Мужестве(нн;н)о они сражались с иноземными захватчиками. Смелость –исключительная черта русского воина. Презирая опасность, уверен(а;о), (без) устали шли вперёд наши солдаты и в годы Великой Отечественной войны. Они горячо любили свою Родину и (по) геройски защищали её до последней капли крови.
10. Прослушивание музыки «Рождественские мелодии». Творческая работа «Включи свое воображение».
Сейчас вы услышите музыку
Ваша задача: записать ассоциации, которые пробуждает музыка. Постарайтесь в своих предложениях использовать и наречия.
Творческого вдохновения вам!
А теперь проверим, как работает ваше воображение. Прочтите то, что вы записали и назовите, какие наречия вы употребили.
Задание: как звучала музыка?- подобрать наречия.(Весело, нежно, мечтательно, красиво, хорошо, ласково, очаровательно).
-Какое впечатление произвело на слушающих? (на душе было приятно, волнующе, торжественно, празднично, трогательно)
12. Аукцион «Кто быстрее» К данным наречиям подобрать антонимы.
Высоко, быстро, далеко,вперёд, утром, темно, хорошо, громко, весело, внизу, летом, по-новому.(взаимоконтроль).
13. Сочинение-рассуждение на тему “Зима – прекрасное время года” с использованием слайдов.
14. Пожелания гостям с использованием наречий
1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Немецкоязычные страны" для 5 класса (углубленное изучение)
Урок по теме "Немецкоязычные страны" для 5 класса (углубленное изучение). Урок первичного предъявления новых знаний. Ссылка на аудио-файл: https://drive.google.com/file/d/0Bwpnzkd1nR9xN...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».
Цели урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения правильно применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...
Повторение изученного. Наречие
Диктант с проверкой соседа( учащиеся меняются тетрадями)...
Тренинговые задания при изучении наречий
Материал содержит упражнения, тренинги по формированию навыка правильного написания наречий....
Презентация "В стране изученных наречий"
Презентация к обобщающему уроку по теме "Наречие" в 7 классе содержит задания на восстановление определения, уточнение особенностей, знание разрядов, правописание, отличие от других ча...
Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме "В мире изученных наречий"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "В мире изученных наречий"...
Памятка при изучении наречий a few/ few, a little/little, many, much
Данную памятку можно использовать как раздаточный материал для обучающихся...