Страна изученных Наречий 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Перепелкина Марина Николаевна

Урок-повторение после изучения раздела "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_izuchennyh_narechiy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

Учитель МБОУ «Ермошкинская СОШ» Перепелкина Марина Николаевна

Дата проведения: 17. 02. 2015.

Тема: Повторение по теме: «СТРАНА изученных наречий»

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Класс: 7.

Цели урока:

обучающие:

- повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках;

- повторение правописания гласных е - и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о - а на конце наречий, гласных о - е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.

- проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля.

развивающие:

- формирование умения правильно использовать наречия в речи;

- расширение словарного запаса учащихся;

- развитие логического мышления;

воспитательные:

- воспитание любви к родному языку;

- повышение культурного уровня учащихся.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская.
  2. Программа по русскому языку.

Ход урока

1. Организационный этап.

- Ребята, проверьте готовность к уроку. Я рада видеть вас на уроке русского языка. Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усвоил что-то новое и обязательно что-то прибавил к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением. Итак, мы начинаем! 

2. Этап обобщения и систематизации изученного

- Запишите число.

- Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».

- Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.

БЛИЦ-ОПРОС:

 Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.

  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
  2. Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
  3. В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
  4. Наречия образуются такими способами, как …(суффиксальный,….)
  5. По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
  6. У наречий имеются две степени сравнения: ... (сравнительная и превосходная).
  7. Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
  8. Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
  9. Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
  10. НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
  11. На конце наречий пишется буква А, если в этих словах есть приставки ... (из-, до-, с-).
  12. Дефис в наречиях пишется после приставок … (по-, в-, кое).
  13. Дефис в наречиях пишется при наличии в слове суффиксов … (-ому, -ему, -ых, -их, -и, -то, -либо, -нибудь).
  14. Три слова исключения, на конце которых после шипящих Ь не пишется, это … (уж, замуж, невтерпёж).


2. Словарный диктант:

Невысоко; не спокойно, а тревожно; неистово, вовсе не бескорыстно, нисколько не приятно. (Ответ: 1; 2;1;2;2)

Некогда, ниоткуда, нисколько, некуда, негде. (Ответ:1.2.2.1.1)

Естественно, доблестно, взволнованно, дружелюбно, ветрено. (Ответ: 2.1.2.1.1.)

Горячо, испытующе, заискивающе, зловеще, свежо. (Ответ: 1.2.2.2.1.)

Доверительно, изжелта, изначально, снова, дотемна. (Ответ: 1.2.1.2.2.)

По – дружески, бок о бок, точь – в – точь, исподлобья, мало – помалу. (Ответ: 2.3.2.1.2.)

Сплошь, невмочь, настежь, навзничь, невтерпеж. (Ответ: 1.1.1.1.2)

3. Работа с таблицей “ Качество знаний по теме “Правописание наречий” (учащиеся заносят в таблицу результаты цифрового диктанта после самопроверки по ключу).

4. Исследовательская работа: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

          Тропинка убегала вдаль. В даль полей бежит тропинка.

К верху шеста прибили скворечню. Человек поднял лицо кверху.

К ряду берез подсадили несколько осинок. Пять дней кряду лил дождь.

   Я шел на встречу с писателем. Я шел навстречу ветру.

Определите способ образования записанных наречий.

Как образованы наречия вкрутую, вверх, совсем? (Предлог + прилагательное, предлог + существительное, предлог + местоимение).

Какая трудность может возникнуть на письме в связи с этими словами? (В зависимости от контекста они могут быть написаны слитно и раздельно).

-Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

5.Орфоэпическая задача. Расставьте ударения.

       Без толку, по утру, без устали, завидно, донельзя, слабо, доверху, довеку, в розницу.

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

6) Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим  налево-
Посмотрим направо,

А теперь поближе,

А потом подальше.

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо,
А сейчас опустим
ниже,

Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала/ повторяем зарядку/.

7) Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Найдите наречия сравнительной степени, которые мы с вами использовали для отдыха.

-Чем наречия в сравнительной степени отличаются от прилагательных в сравнительной степени?

Ответ: Наречия относятся к глаголу и отвечают на вопрос как? и является  обстоятельством, а прилагательное относится к существительному и отвечают на вопрос каково? И является сказуемым.

Задание : В каких предложениях встречаются наречия в сравнительной степени?

1) Всех веселее звучал голосок Катеньки.

2) На снимке лицо Бориса веселее.

3) Сегодня ансамбль пел веселее и громче

4) Всегда труднее сказать правду о себе самом.

5) Эта задача труднее предыдущих.

6) Труднее всех приходится тем, кто осваивает новые маршруты.

7) Звонок звенел все громче и настойчивее.

8) Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений. (Слайд). Составьте с наречиями предложения.

      По собственному желанию, без принуждения (добровольно).
Каждый день
(ежедневно).
Честно, старательно выполняя свои обязанности
(добросовестно).                                                         Перебивая друг друга (наперебой).                                                                                                                                            Всеми участвовавшими в голосовании (единогласно).
С большим количеством грамматических ошибок
(безграмотно).                                                         Скрытно, незаметно для других (украдкой).
Совместно с другими
(сообща).
С полным желанием
(охотно).                                                                                                                                Не доверяя, не веря (недоверчиво).
Перегоняя друг друга
(наперегонки).
Распахнув до конца. (Настеж)                                                                                                                                           Не хватает терпения, невыносимо( Невтерпёж).

9) Какую роль играют наречия в нашей речи?

Ответ: Наречия делают нашу речь более точной и выразительной.

    Издавн(а;о) русские люди считались храбрыми воинами. Мужестве(нн;н)о они сражались с иноземными захватчиками. Смелость –исключительная черта русского воина. Презирая опасность, уверен(а;о), (без) устали шли вперёд наши солдаты и в годы Великой Отечественной войны. Они горячо любили свою Родину и (по) геройски защищали её до последней капли крови.  

10. Прослушивание музыки «Рождественские мелодии». Творческая  работа «Включи свое воображение».

Сейчас вы услышите музыку
Ваша задача: записать ассоциации, которые пробуждает музыка. Постарайтесь  в  своих предложениях использовать и наречия.
 Творческого вдохновения вам!

А теперь проверим, как работает ваше воображение. Прочтите то, что вы записали и назовите, какие наречия вы употребили.

Задание: как звучала музыка?- подобрать наречия.(Весело, нежно, мечтательно, красиво, хорошо,  ласково, очаровательно).

-Какое впечатление  произвело  на  слушающих? (на  душе  было приятно, волнующе, торжественно, празднично, трогательно)

12. Аукцион «Кто быстрее» К данным наречиям подобрать антонимы.

Высоко, быстро, далеко,вперёд, утром, темно, хорошо, громко,  весело, внизу,  летом, по-новому.(взаимоконтроль).

13. Сочинение-рассуждение на тему “Зима – прекрасное время года” с использованием слайдов.

14. Пожелания гостям с использованием наречий 
1. ________________ не болеть. (никогда) 
2. ________________ выглядеть. (великолепно) 
3. ________________улыбаться. (чаще) 
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда) 
5. Живите____________________________________ (счастливо)

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Немецкоязычные страны" для 5 класса (углубленное изучение)

Урок по теме "Немецкоязычные страны" для 5 класса (углубленное изучение). Урок первичного предъявления новых знаний. Ссылка на аудио-файл: https://drive.google.com/file/d/0Bwpnzkd1nR9xN...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Повторение изученного. Наречие

Диктант с  проверкой соседа( учащиеся меняются тетрадями)...

Тренинговые задания при изучении наречий

Материал содержит упражнения, тренинги по формированию навыка правильного написания наречий....

Презентация "В стране изученных наречий"

Презентация к обобщающему уроку по теме "Наречие" в 7 классе  содержит задания на восстановление определения, уточнение особенностей, знание разрядов, правописание, отличие от других ча...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме "В мире изученных наречий"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "В мире изученных наречий"...

Памятка при изучении наречий a few/ few, a little/little, many, much

Данную памятку можно использовать как раздаточный материал для обучающихся...