Разряды союзов. Сочинительные союзы.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок изучения новой темы. Знакомство учащихся сделением союзов на сочинительные и подчинительные союзы. Развивать способность учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся. Закрепить представление о группах сочинительных союзов.Повторить знаки препинания в сложном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy9_klass.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 34
Ермолаевой Инны Леонидовны ,учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Тема урока: Разряды союзов. Сочинительные союзы.
Цель урока: познакомить учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные; развить способности учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они относятся; закрепить представление учащихся о группах сочинительных союзов; повторить знаки препинания в сложном предложении.
Р.р. Составлять предложения по схемам.
Оборудование: схемы, таблица учебника, таблица «Сочинительные и подчинительные союзы».
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент (сообщение темы и цели урока, запись в тетради)
2. Слово учителя: наш урок я хочу начать словами М.В.Ломоносова( слова записаны на доске)
Союзы не что иное, как средства, которыми идеи соединяются.
М.В.Ломоносов.
Мы с вами узнали, как определяет союз Ломоносов, а как звучит определение союзов с современной точки научной точки зрения.
3.Проверка домашнего задания. (Правило - ученик рассказывает, класс дополняет)+ примеры предложений с союзами.
4.Работа по новой теме.
- Слово учителя + использование таблицы.
По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы : сочинительные и подчинительные. Ребята, с какими сочинительными союзами мы уже знакомы? (и,а,но). Эти союзы соединяют: а) однородные члены предложения, б) равноправные части сложносочиненного предложения.
- На доске записаны предложения (чтение учителем предложений, учащиеся записывают предложения): 1.Бабушка крепко держала меня за руку и посматривала на присутствующих. 2. Пошел сильный снег, и дорога покрылась белой пеленой.
- Назовите в 1 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи однородных предложения-сказуемых.)
- Построить схему этого предложения.
- Назовите во 2 предложении союз (и),какой это союз (сочинительный), для чего служит в этом предложении сочинительный союз и (для связи равноправных частей сложносочиненного предложения)
-Найти основу предложения.
-Построить схему предложения.
-Слово учителя: с какими подчинительными союзами мы уже знакомы. Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения. Обратите внимание – сложноподчиненное предложение (одна часть предложения подчиняется другой)
- Записать предложение: 3. Дорога покрылась белой пеленой, потому что пошел снег. (Найти грамматическую основу, построить схему).
Закрепление.
- Чтение правила.
-Определить по схеме употребление сочинительного и подчинительного союза. Для чего необходим данный союз. Составить предложения (устно). (Ученики сидят скромно и тихо.Я смотрел, как из вечернего неба сыпал на землю белый пух зимы. Неожиданно сверкнула молния, но я не испугался.)
- Вывод-закрепление.
А. Назовите группы союзов.
Б. Для чего служат сочинительные союзы?
В. Для чего служат подчинительные союзы?
5. Разряды союзов по значению (таблица+учебник)
А. Слово учителя. Сочинительные союзы- это семья, в которой живут три братца. У каждого брата свой характер. Один все соединяет, другой - разделяет, а следующий - противопоставляет.
Б. Работа с учебником. (рассмотрим таблицу и назовем союзы, которые относятся к тому или иному разряду.
В. Определение разряда сочинительных союзов по значению.
Звезды меркнут и гаснут (соединительный) -1 ряд
Не от росы урожай, а от поту (противительный) – 2 ряд
Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем ( разделительный) – 3 ряд.
(К доске вызывается ученик с каждого ряда, он записывает предложение, определяет разряд).
Г. Закрепление.
- Назовите разряды сочинительных союзов по значению.
Д. закончить начатое предложение, чтобы получилось сложноподчиненное предложение.
После восхода солнца неожиданно набежала туча, и пошел сильный дождь.
Костер полыхал ярко, но я не могла согреться.
Засвищут скоро соловьи, или застучат дятлы.
6.Обобщение.
Назовите группы союзов.
Для чего служат сочинительные союзы?
Для чего служат подчинительные союзы?
Назовите разряды сочинительных союзов по значению.
7.Вывод-закрепление. Тест «Союзы. Разряды союзов».
Указать номер предложения, в котором употребляется:
1вариант: сочинительный союз
2 вариант: подчинительный союз
А. Указать номер предложения.
Б. Самопроверка и выставление себе оценки.
8.Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинительные союзы
Презентация для уроков русского языка в 7 классе....
Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами.
Разработка урока "Пунктуация в предложениях с сочинительными союзами" для 7 класса. ...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...
Урок в 7 классе по теме "Сочинительные союзы" (слайдовая презентация)
Материал может быть использован при проведении урока "Сочинительные союзы"....
"Сочинительные союзы". Изучение нового материала.
Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса....
Разряды союзов. Сочинительные союзы. 9 класс.
Урок изучения новой темы. Знакомство учащихся с делением союзов на сочинительные и подчинительные союзы. Развивать способность учащихся находить в тексте союзы и определять группы, к которым они...
Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»
Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....