Урок по теме «Правописание приставок на –з и –с» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме «Правописание приставок на –з и –с» в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 14
г. Березники
Урок по теме «Правописание приставок на –з и –с» в 5 классе
Цель: сформировать умение писать слова с приставками на –з и –с.
Планируемые результаты:
- Предметные:
построение способа действия – выбора согласной в приставке (-з- или -с-) и его модель;
совершенствование речевой культуры учащихся;
формирование умения отличать слова с приставками на –з и –с от слов с единообразными приставками и бесприставочных слов.
2.Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
умение работать с информационными источниками, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации в печатных изданиях;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
умение слушать и понимать речь других людей;
умение транслировать свой проект.
Личностные:
личностное самоопределение;
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
умение представить, продемонстрировать свою работу;
повышение мотивации школьников к изучению русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование:
1.Орфографические словари.
2.Бумага, маркеры.
Ход урока:
1.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задание 1: вставить пропущенные буквы, объяснить написание.
На…писать
...делать
о…ветить
по…черкнуть
о…ставить
пре…писание
…перед
Учитель: Что объединяет эти слова?
Учащиеся: Орфограмма – единообразное написание приставок.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Постановка цели и задач урока.
Задание 2: вставить пропущенные буквы, объяснить написание.
И…целить
и…жарил
ра…клеить
бе…грамотный
чре…мерный
ни…падать
во…награждение
бе…честный
чере…полосный
ни…ложить
ра…дирает
Учащиеся предлагают разные варианты написания: 1) только с буквой С; 2) только с буквой З; 3) затрудняются в объяснении.
Учитель: Как же быть? Постарайтесь все же доказать правильность именно вашего варианта написания.
Учащиеся выдвигают свои предложения, например, можно обратиться к «Орфографическому словарю».
Индивидуальная работа с «Орфографическими словарями».
Учитель: Какую же согласную следовало написать в приставках?
Учащиеся: у каждой приставки есть вариант с -з и -с. Поэтому нельзя пользоваться правилом единообразного написания морфем.
Учитель: Как же быть с написанием таких приставок?
Возникает дискуссия. Учащиеся предлагают: 1)запомнить эти слова как исключения из правила (их очень много); 2) обращаться к словарю (он не всегда есть под рукой, не все слова языка есть в словаре); 3) найти способ проверки написания согласной в приставке.
Учащиеся обсуждают предложения и делают вывод, что удобнее найти способ действия.
Учитель: Определим тему урока.
Учащиеся: Правописание приставок на –з и –с.(запись на доске и в тетрадях)
3.Первичное усвоение новых знаний.
Задание 3: выбрать слова с данными приставками из «Орфографического словаря», исследовать, найти способ действия и построить его модель.
1 группа Раз – рас
2 группа Без – бес
3 группа Из – ис
4 группа Воз (вз) – вос(вс)
5 группа Низ – нис
Учащиеся работают в группах, оформляют работу маркерами на больших листах бумаги.
Представление результатов работы.
Обобщение представленных моделей, запись в тетради.
4. Первичная проверка понимания.
Задание 4. Объяснить написание слов из 2-го задания (устно).
Задание 5. Заменить выражение или слово близким по значению словом с данной орфограммой, записать, объяснить:
Суп с солеными огурцами (рассольник)
Общение (разговор)
Неоплаченный (проезд) (бесплатный)
Очень страдать (исстрадаться)
Тихо (подкрался) (беззвучно)
Учитель: поставьте себе оценку за усвоение способа действий с этими приставками.
5. Первичное закрепление. Включение нового способа действий в систему ранее усвоенных ЗУНов.
Задание 6. Распределительный диктант (1 столбик: единообразное написание приставок, 2 столбик: приставки на -з – -с). Обозначить орфограмму графически.
Сделать, несмолкаемый, пересказ, бесшумный, извозчик, здесь, восковой, исправить, исторический, рассказ, низкосортный.
Форма работы: индивидуальная, 2 учащихся выполняют у доски (по 1 столбику).
Объяснение, проверка; разобрать все варианты написания слов, выяснить причину различных написаний.
Учащиеся: Следует убедиться, действительно ли перед нами приставка; следует повторить глухие и звонкие согласные звуки.
Возможно внесение изменений, уточнений в модель способа действий.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: Чем занимались на уроке? Какой способ действий открыли? (ответы детей)
Поставьте оценку за 6 задание. Совпала ли она с той, которую вы поставили после выполнения 5 задания? Если «да» - адекватная самооценка. Если первая оценка ниже второй – занижаете свою оценку. Если выше – следует уточнить границы применения способа.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На выбор:
1. Написать сказку о правописании приставок на –з и –с;
2. составить связный текст-диктант на это правило;
3. составить орфографический диктант из отдельных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Правописание приставок"
Презентация по теме "Правописание приставок". Данный материал можно использовать частично (по несколько слайдов) при изучении нового материала. При обобщении изученного или повторении темы и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-112871-1357139402.jpg)
урок по теме: "Правописание приставок при- и пре-"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/25/picture-380576-1524676784.png)
Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс
Тезисы Урок по теме «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/04/picture-39093.jpg)
Обобщающий урок по теме "Правописание приставок пре-, при-". 6 класс
Основная технология , используемая на уроке, - дифференцированный подход в обучении. Основные методы работы - групповая и парная....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100329-1547138324.jpg)
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс
Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...