Урок письма
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 ст. Новогражданской
муниципального образования Выселковский район
« Методическая разработка проведения Урока письма»
Автор – учитель русского языка и литературы
Гимпу Любовь Васильевна
ст. Новограджанская
2016
Тема урока: Письмо.
Цели:
- способствовать проявлению интереса учащихся к эпистолярному жанру;
- расширить представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
- познакомить учащихся с правилами написания письма, с его построением, разновидностями;
- научить правильно оформлять письма;
- формировать навыки грамотного письма.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: тетради, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (конверты с письмами, алгоритм написания письма, речевые клише).
Тип урока: развитие речи
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока – разгадывание загадок:
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка,
Очень к вам хотело,
Ехало, летело,
По морю плыло,
Наконец пришло. (Письмо)
Летит листок-хранитель строк,
На запад и восток,
На север и на юг.
Листок получит друг.
(Письмо)
Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (Письмо)
Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)
Вопрос классу:
Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
3. Объявление темы и целей урока.
4. Работа по теме.
Беседа по вопросам:
Какие средства общения сегодня существуют?
Как вы предпочитаете общаться с друзьями и родственниками?
Кто и кому, по-вашему, может писать письма?
Часто ли в ваш дом приносит письма почтальон?
Слово учителя.
Ребята, письмо, действительно, становится редкостью, потому что мы живем в век компьютерных технологий, когда есть мобильные телефоны, спутники, факсы. И мало кто задумывается о том, что в электронных сообщениях так не хватает теплоты, душевности, откровенности. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. "В радости ведь тоже нужна помощь,- пишет Дмитрий Лихачёв, - помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им… Неразделённая радость не радость".
Почти в каждой семье в дальнем уголке письменного стола или на верхней полке шкафа, на чердаке можно найти связку писем или открыток. Им может быть 40 лет, может 10. В любом случае они стали кусочками истории, они хранят неуловимое очарование эпохи, они таинственны, трогательны. Попросите родителей выбрать несколько писем для вас. Прочитайте их внимательно, не торопясь. Кто бы ни писал эти письма - молодые люди или дедушка – солдат, в них есть нечто общее – печать времени, истории.
Русской писательнице Надежде Тэффи принадлежат такие слова: «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…»
Вопросы классу:
Что, по мнению Тэффи, представляет собой письмо? (кусочек души)
Как вы понимаете выражение «кусочек души»?
Учитель: Ребята, давайте найдем толкование слова «письмо» в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова.
Ученики: «Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь»
Учитель: А как же появилось само письмо? Какая у него история? Послушаем ребят, подготовивших этот материал. Это было домашнее задание.
Первый ученик:
- Письма имеют богатую историю. Самые первые письма были "живые": народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились предметные письма, т.е. с помощью предметов сообщались какие – то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак в знак мира. На основе этого древнего обычая возникло выражение "трубка мира" для определения дружеских, мирных отношений между людьми, между народами. У восточных славян поднесение хлеба и соли расценивалось как выражение радушия и благожелательности. Отсюда вышло встречать дорогих гостей хлебом и солью.
Засохшая ветка сообщала о болезнях, стрела - о войне. Интересно предание о письме, которое скифы послали в ответ на требование персидского царя. Дария покориться. Были посланы мышь, лягушка, птица, пять стрел. Это означало: "Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов всё равно их найдут.
Однако использование предметов для сообщения представляло большие неудобства, хотя бы потому, что предметы не заменяли устную речь, и при сложных сообщениях приходилось бы посылать большое количество предметов.
Третий шаг письма – это рисуночное письмо, т.е. люди в письмах стали использовать вместо предметов их рисунки.
Второй ученик:
- Пересылка вестей осуществлялась в нашей стране с древнейших времён. О первых гонцах, посланных с известиями по Руси, говорится в "Повести временных лет", датированной 885 годом: "…послал Олег к Родимичам, спрашивая…"
885 год принято считать началом истории русской почты. Но доставка писем на Руси была упорядочена впервые в 984г. В Х веке на Киевской Руси существовал "повоз" для перевозки княжеских гонцов, клади и грамот в различные населённые пункты страны.
- Государственную почту в России организовал в 1665г. боярин Афанасий Ордин-Нащокин, который говорил, что государственная почта – "это великое государственное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет".
Третий ученик:
- Самое древнее из известных уфимских писем датировано 1639годом. Это было "доношение уфимского воеводы царскому Посольскому приказу (тогда Башкирия уже около 80 лет была в составе России, а в этом году этому событию 450 лет). Из Уфы в Москву через Казань 20 июля 1639года с письмом был послан конный стрелец Гришка Погорельский. Он доехал до Москвы за 70 дней.
Первый ученик:
- А знаете, как появился почтовый ящик?
Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в. Санкт- Петербурге. Датой рождения почтового ящика в России считают 1 декабря 1848г.
А конверт придумал англичанин, господин Бревер, в 1820 году. Со дня изобретения первого почтового конверта прошло много лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.
Учитель: Ребята, вы уже знаете, что при помощи письма можно передавать информацию, делиться новостями друг с другом, выражать благодарность, просто общаться. Подумайте, какие бывают письма? Какие вам известны?
Ученики: Письма бывают деловые и личные: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.
Письмо
Деловое Личное
П. – поздравление П. - рассказ
П. – просьба П. – рассказ
П. –просьба
П. - благодарственное
5. Вопрос классу:
- А вы пишете письма?
- Как вы думаете, есть ли правила написания письма или их можно писать как угодно?
Прослушайте письмо бабушке современного подростка, отдыхающего в лагере, и выскажите своё мнение о его содержании:
Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе-
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.
6. Знакомство с правилами написания письма и речевыми клише с применением презентации (у каждого ученика – раздаточный материал)
Построение письма
1.Приветствие или обращение (имя того, кому предназначено письмо).
2. Вступление (вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес).
3. Основная часть (изложение информации, интересующей адресата).
4. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания).
Подпись.
Дата.
Учитель: Хорошо, ребята, а кто такие адресат и адресант?
Ученики: Адресат – тот, кому адресовано письмо, адресант – тот, кто пишет письмо.
7. Словарная работа (записать слова в тетради, определить лексическое значение, запомнить правописание слов).
Адресат, адресант, конверт, индекс, почтальон,
Учитель: Какие ещё слова вы знаете, без которых не обходится ни одно письмо? Обратите внимание на правописание этих слов
Ученики: Это слова здравствуйте и до свидания (ученики записывают слова в словарную работу).
Учитель: Написать интересное письмо – это целое искусство. Письмо – это труд души, обращённый к другому человеку. А прежде, чем писать своё письмо, познакомьтесь с письмами известных людей.
8. Знакомство с письмами известных людей.
Письма М. Горького к сыну
«Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.
Милый мой сынище и дружище!
За письмо – спасибо, ждал я его от тебя лет 600 и очень рад, что, наконец, ты раскачался, на старости лет, потрудился и написал.
И пишешь недурно – толково, ясно. Только вот твоё мнение насчёт учителей не очень мудро, ну, да это не беда! Я верю, что, когда ты будешь старше, заговоришь о людях иначе, получше. Знаешь, почему некоторые люди плохи? Потому что их злят, право, только поэтому. Если начать над тобой смеяться каждый день, так ты и сам через месяц будешь злющий, как волк, не правда ли? И если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, – попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне.
Учись, дружище, это сначала немножко трудно, а потом – сам не оторвёшься, так хорошо, и легко, и приятно, – будешь узнавать, как люди жили, живут и как думают жить»…
Письмо поэта Сергея Есенина
Дорогой друг!
Спешу уведомить тебя, что письмо я твоё получил, благодарю, а за поздравление – спасибо.
Ты сожалеешь о том, что не смог со мною проститься. Я тоже очень сожалею, что не пришлось нам в последний раз поговорить, но что делать… Я поспешил убраться из этого ада, потому что боялся за свою башку…
Митьку я застал дома. Книг у меня мало, и все прочитаны. Взял у Митьки, осталось прочитать восемь. Ходил удить и поймал 33 штуки. Дай мне, пожалуйста, адрес какой-либо газеты и посоветуй, куда посылать стихи. Некоторые уничтожил, другие переправил. “Наступление весны” уничтожил. Друг, посоветуй, куда. Я моментально отошлю.
Остаюсь любящий тебя друг Есенин.
Знакомство с другими видами корреспонденции:
– Что, кроме письма, можно получить по почте? (открытки)
– Для чего нужны открытки?
Учитель: Заменить письма, поздравления может и визитная карточка. На ней печатаются фамилия, имя, отчество, должность. От руки пишут: с наилучшими пожеланиями.
И посылают адресату вместе с цветами или подарком.
9. Работа с письмами (на доске поочерёдно проецируются портреты С.Есенина, Д. Лихачева – слайды из презентации)
У вас на партах лежат два конверта –распечатаем конверт под №1
и достанем тот маленький кусочек души, что был положен туда знакомым всем нам поэтом Сергеем Есениным, прочтём содержимое: (читает ученик)
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном синем шушуне.
Вопросы для обсуждения:
- Что представляли вы, когда читали эти строки?
- Какие чувства вложил автор в написанные строки?
- Что узнаём мы из письма?
- Можем ли мы представить, как читала письмо женщина? Что чувствовала при этом?
Работа в парах – попробуйте передать содержание письма СМС-связью (3 минуты на работу) – заслушиваются полученные варианты
(Примерно это будет выглядеть так: « Привет, старушка. Рад, что ты жива. У меня всё хорошо. Скоро приеду. Не скучай. Пока.»)
Вопрос классу:
- Чем же отличается рукописное письмо от СМС – послания?
- Почему не смог бы С.Есенин отправить письмо в том виде, в котором он его написал (Ответ: долго писать и дорого стоило бы).
Перед нами ещё одно письмо (№2), адресованное молодому поколению. Его автор – всем хорошо известный учёный Д.С.Лихачёв.
Вскрываем и читаем фрагмент письма (читает учитель):
«Настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь»…
Вопросы для обсуждения:
- О чём писал Лихачёв молодому поколению?
- Какие вопросы его волновали?
Вывод: Академик Лихачев утверждает, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, дома, в своей семье. Воспитанный человек - тот, кто хочет и умеет считаться с другими; кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими по годам и по положению. Ведь своим поведением человек выявляет себя, свою суть.
А теперь ответьте на вопрос:
- Изменилось ли ваше мнение о письме в ходе урока?
10. Подведение итогов.
Учитель: Хорошо, ребята, подведём итоги. Что вы узнали на уроке?
Ученики: Сегодня на уроке мы узнали о видах письма, о правилах его построения, говорили о том, какое место занимают письма в современной жизни, окунулись в историю письма, запомнили правописание слов, которые необходимы в каждом письменном послании.
Учитель: А теперь попробуем по вопросам закрепить материал, прежде чем отвечать, подумайте.
Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь?
Ученики: Письмо.
Учитель: Бумажный пакет, который сохраняет тайну послания?
Ученики: Конверт.
Учитель: Как называется пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено?
Ученики: Адрес.
Учитель: Цифровое условное обозначение населённого пункта?
Ученики: Индекс.
Учитель: Человек, разносящий письма, телеграммы.
Ученики: Почтальон.
Учитель: А теперь повторим структуру письма. Из чего строится письмо?
Ученики: Приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата.
Учитель: Хорошо, ребята, я довольна вашей работой на уроке! Всем, кто отвечал, будут поставлены оценки.
11. Домашнее задание: 2016 год объявлен Годом российского кино. Напишите письмо на тему «Моё любимо кино».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...