Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом 2004 г., на основе авторской программы по русскому языку под редакцией Баранова М.Т. (М: Просвещение , 2010 ) , с учетом линии учебников «Русский язык» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.9.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Сергиев Посад
Утверждаю
Директор _______________(Захарова Г.П.)
«__»____________ 2016 г.
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
для 9 класса
Составитель : Вострикова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы второй категории
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом 2004 г., на основе авторской программы по русскому языку под редакцией Баранова М.Т. (М: Просвещение , 2010 ) , с учетом линии учебников «Русский язык» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Просвещение, 2012.
Согласно БУПу 2004 г. , действующему в ОУ , на изучение русского языка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Цель:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык , сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения , средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию
Задачи:
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами русского этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству , созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию учебного курса:
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Учащиеся должны уметь:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный , морфологический, синтаксический, стилистический ;
- составлять сложные предложения разных типов ,пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип речи;
- соблюдать все основные нормы литературного языка;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами;
- определять типы и стили текста, создавать тексты разных стилей и типов речи, подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику
- составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмент небольшой статьи) ;
- писать сочинения публицистического характера;
-писать заявления, автобиографию.
Использовать:
- свободно и грамотно говорить на заданные темы;
-соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет;
- уметь просто, и в то же время выразительно, выступать перед слушателями по общественно важным вопросам .
Содержание программы.
Введение (1ч)
Повторение пройденного в 5-8 классах (7ч)
Сложное предложение (1 ч)
Союзные сложные предложения (6 ч)
Сложносочиненные предложения (5ч)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы. Авторское употребление знаков препинания.
Рецензия на литературное произведение.
Сложноподчиненные предложения (24 ч)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями. Разделительные знаки препинания.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений.
Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения (8ч.)
Бессоюзные сложные предложения и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Реферат небольшой статьи (фрагменты статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи. (7 ч)
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.
Общие сведения о языке (3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культура речи. (6 ч)
Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.
Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы.М.:Просвещение.2010.
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
- Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова Поурочные разработки по русскому языку 9 класс. М.:ВАКО.2015
- Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П.Цыбулько.- М: Издательство «Национальное образование», 2015
Для учащихся:
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010
- Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П.Цыбулько.- М: Издательство «Национальное образование», 2015
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
«__»______________ 2016 г. №__
СОГОЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
_______________ (Калиновская М.А.)
«__»____________ 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Техника безопасности в кабинете русского языка и литературы. Международное значение русского языка . | Работа с теоретическим материалом учебника. Пересказ текста. Выявление проблематики текста. Выполнение письменных заданий. | ||||
Повторение пройденного в 5-8 классах (7ч) | ||||||
2 | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | Работа со схемой учебника. Выступление с устным сообщением на тему урока. Конструирование предложений. | ||||
3 | Стили языка. | Работа с таблицей учебника. Определение стилей речи и сферы их употребления. | ||||
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | Словарный диктант. Беседа по вопросам. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | ||||
5 | Предложение с обособленными членами. | Словарный диктант. Работа с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему. Комментированное письмо. | ||||
6 | Предложение с обособленными членами. | Лингвистическая разминка. Объяснение орфограмм и пунктограмм по образцу. Предупредительный диктант. | ||||
7 | Обращение, вводные слова и вставные конструкции | Словарная работа. Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений. | ||||
8 | Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах» | Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания. | ||||
Сложное предложение (1 ч) | ||||||
9 | Понятие о сложном предложении. | Чтение теоретических сведений, работа с таблицей. Конструирование сложных предложений. | ||||
Союзные сложные предложения (6ч) | ||||||
10 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Изучение теоретического материала, работа со схемой. Словарная работа. Конструирование предложений. | ||||
11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Наблюдение над материалом учебника. Коллективная работа. Подбор аргументов для рассуждения на лингвистическую тему. Объяснение постановки знаков препинания. | ||||
12 | Развитие речи. Изложение по тексту И.Бондаревой. | Словарная работа. Комментированное письмо по алгоритму выполнения заданий. Работа в парах по практическому материалу учебника. | ||||
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Работа с таблицей «Знаки препинания в сложном предложении». Конструирование предложений, составление схем. | ||||
14 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Конструирование предложений, составление схем. Творческий диктант с грамматическими заданиями. | ||||
15 | Интонация сложного предложения. | . Коллективная работа. Подбор аргументов для рассуждения на лингвистическую тему. Объяснение постановки знаков препинания. | ||||
Сложносочиненные предложения ( 5ч.) | ||||||
16 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | Лингвистическая разминка. Комментирование орфограмм и пунктограмм. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схеме. | ||||
17 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | Изучающее чтение. Конструирование рассуждения на лингвистическую тему. Комментированное выполнение упражнений. | ||||
18 | Сложносочиненные предложения с разделительными и противительными союзами. | Наблюдение над схемой. Анализ предложений. Выразительное чтение (работа в парах). | ||||
19 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Словарная работа. Конструирование предложений с данными словами. Анализ текста. Устное сочинение по вопросам. | ||||
20 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | Лингвистическая разминка. Работа с опорной таблицей. Конструирование предложений. | ||||
Сложноподчиненные предложения (24ч) | ||||||
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | Определяют главную и придаточную часть сложноподчиненного предложения. | ||||
22 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Лингвистическая разминка. Фронтальный опрос. Комментированное письмо. Самостоятельная работа. | ||||
23 | Сочинение-отзыв. | Составление плана. Конструирование текста на заданную тему. | ||||
24 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | Работа с материалом для наблюдения учебника. Составление текста рассуждения на лингвистическую тему. Анализ предложений. | ||||
25 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | Групповая работа с таблицей и теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с последующей проверкой. | ||||
26 | Развитие речи. Изложение по тексту С.Л.Львова | Лингвистический анализ текста. Подробный и сжатый пересказ. Конструирование текста на заданную тему. | ||||
27 | Сложносочиненные предложения с придаточными определительными. | Составление опорных схем. Комментирование пунктограмм. | ||||
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Словарная работа. Конструирование предложений. | ||||
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Составление опорных схем. Комментирование пунктограмм. Словарная работа. Конструирование предложений. | ||||
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Групповая работа с таблицей и теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с последующей проверкой | ||||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | Лингвистическая разминка. Пунктуационный разбор предложений. Объяснительный диктант. | ||||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Фронтальный опрос. Словарный диктант. Комментирование орфограмм и пунктограмм . Тест | ||||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | Работа со схемой учебника, сопоставительный анализ предложений с разными видами придаточных, комментирование пунктограмм. | ||||
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | Групповая работа с таблицей и теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с последующей проверкой | ||||
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Работа со схемой учебника, сопоставительный анализ предложений с разными видами придаточных, комментирование пунктограмм | ||||
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Наблюдение над материалом учебника. Групповое составление опорных схем. Комментированное письмо. | ||||
37 | Сочинение по данному началу. | Составление плана. Конструирование текста по данному началу. | ||||
38 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.; знаки препинания в них. | Наблюдение над материалом учебника. Комментированное письмо. | ||||
39 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.; знаки препинания в них. | Наблюдение над материалом учебника. Групповое составление опорных схем. Комментированное письмо. | ||||
40 | Развитие речи. Сообщение о происхождении псевдонимов. (По рассказу Теффи «Псевдоним») | Лингвистический анализ текста, составление плана письменного высказывания на тему. Подбор материала для краткого сообщения. | ||||
41 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений по данному алгоритму. | ||||
42 | Развитие речи. Изложение по тексту А.А.Лиханова | Лингвистический анализ текстов. Редактирование текста. Пересказ текста | ||||
43 | Сложноподчиненное предложение. Повторение. | Лингвистическая разминка. Комментированное письмо. Тест. | ||||
44 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения». | Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой | ||||
Бессоюзные сложные предложения (8 ч) | ||||||
45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | Словарный диктант. Фронтальный опрос. Ознакомительное, изучающее чтение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | ||||
46 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | Лингвистическая разминка. Информационная переработка текста. Пересказ. Комментированное письмо. | ||||
47 | Подробное изложение с дополнительными заданиями. | Словарная работа. Изучающее чтение. Конструирование предложений. Объяснение пунктограмм. | ||||
48 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Работа с опорными схемами учебника. Анализ предложений с однородными членами, бессоюзных сложных предложений. | ||||
49 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Лингвистическая разминка. Составление опорных схем. Комментированное письмо. | ||||
50 | Сочинение-отзыв. | Составление плана. Написание сочинения -отзыва. | ||||
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | Лингвистическая разминка. Работа с опорной таблицей. Конструирование предложений. | ||||
52 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Написание контрольного диктанта. | ||||
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч) | ||||||
53 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложения. | Работа с материалом для наблюдения учебника. Синтаксический разбор предложений. | ||||
54 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Орфографический диктант. Изучающее чтение. Конструирование предложений. Самостоятельная работа. | ||||
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | Лингвистическая разминка. Словарная работа. Сочинение-миниатюра. Анализ сочинений. | ||||
56 | Подробное изложение. | Анализ и редактирование текста. Устный и письменный пересказ. | ||||
57 | Сложные предложения с различными видами связи. Повторение. | Лингвистическая разминка. Словарная работа. Ознакомительное чтение. Анализ и редактирование текста. Составление текста на тему. | ||||
58 | Итоговая контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания. | ||||
59 | Рассуждение. | Анализ текста. Составление плана сочинения-рассуждения. | ||||
Общие сведения о языке (3 ч) | ||||||
60 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. | Анализ предложений. Работа в парах по составлению лингвистического рассуждения | ||||
61 | Русский литературный язык и его стили. | Лингвистический анализ текстов. Редактирование текста | ||||
62 | Русский язык как национальный язык русского народа. Место русского языка среди языков мира. | Создание текста-рассуждения на дискуссионную тему. | ||||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (6ч) | ||||||
63 | Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. | Орфографический диктант. Фронтальный опрос. Анализ предложений. Работа в парах по составлению лингвистического рассуждения. | ||||
64 | Выборочное изложение по тексту В.А.Сухомлинского | Лингвистический анализ текстов. Редактирование текста. Пересказ текста | ||||
65 | Морфемика. Словообразование | Орфографический диктант. Конструирование предложений. Комментированное письмо. | ||||
66 | Морфология. Синтаксис. | Объяснительный диктант. Работа с материалом для наблюдения. Конструирование предложений. | ||||
67 | Орфография. Пунктуация | Контроль и самоконтроль изученных понятий. Тест. | ||||
68 | Орфография. Пунктуация | Обобщают знания по орфографии и пунктуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(базовый уровень) 5-9 классы
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 2010 год), Примерной программы основного образования по русскому языку дл...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 6-9 классы на 2015-2016 учебный год
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общейнацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Для достижения их составле...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А.Тростенцовой, А.Д. Дейкиной, Москва...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 6 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Рабочая программа. Пред...